AMP18+

Туризм

/

Поможет ли российскому турбизнесу новый закон?

Отныне все туроператоры должны будут получить внушительные финансовые гарантии своей деятельности от банка или страховой компании. Мелкие туристические компании разорятся, а потребителей это спасет лишь от полного исчезновения заплаченных за путевку денег, но не от «мелких» проблем типа задержек самолетов или расселения не в тот отель.

Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом пишет обозреватель журнала «Эксперт» Екатерина Шохина, комментируя принятые Государственной Думой в окончательном третьем чтении поправки в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», вводящие финансовые гарантии для туроператоров.

В частности, были приняты поправки, вводящие переходный период до 1 июня 2008 года, в течение которого размер финансового обеспечения, определяемый в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма (или международного и внутреннего туризма одновременно), составит 5 млн. рублей.

После окончания переходного периода для туроператоров, осуществляющих свою деятельность в сфере международного туризма, размер финансового обеспечения будет составлять 10 млн. рублей. Такой же размер финансовой гарантии предусматривается для туроператоров, работающих одновременно в сфере внутреннего и международного туризма.

Для тех же, кто работает только в сфере внутреннего туризма, размер финансовой гарантии не может быть менее 500 тыс. рублей.

Принятый закон приведет к существенному сокращению числа туроператоров и агентств, – считают эксперты.

«Туризм сейчас переживает то, что уже прошли другие отрасли экономики: банковский сектор, страховой бизнес, строительный рынок. По сути, законодательные инициативы только активизируют процессы капитализации рынка. С введением финансовых гарантий на рынке должно остаться 30-50 профессиональных операторов по выездному туризму и несколько сот – по приему туристов»

Такие оценки высказал журналу «Эксперт Волга» коммерческий директор самарской туристической компании «Самараинтур» Михаил Сегал. Сейчас их по разным оценкам 5−7 тысяч.

Но это не значит, что остальные операторы в большинстве своем вымрут. «Рынок просто укрупнится – компании будут объединяться в альянсы и холдинги», – говорит гендиректор «Инна-Тур» Дмитрий Горин. Зато агентствам придется потесниться.

«С принятием закона сетевые компании, которые сейчас заявляют о том, что работают только по агентским договорам с юридическими лицами, выйдут в розницу. Несмотря на их официальные заявления, сейчас и так единичные операторы работают только с юридическими лицами.

С введением обязательных финансовых гарантий соблазн развивать собственную розницу будет для них слишком велик», – заявил «Эксперт Волга» директор самарской туристической компании «РАСИП Трэвел» Сергей Самохин.

Это подтверждает и Сегал: «Уже сейчас свою дилерскую сеть строит «Натали Турс», у UTE Megapolus есть «Магазин путешествий», у ВКО – «ВКО – клуб», TEZ Tour планирует трансформировать сеть уполномоченных агентств и собственные дилерские точки. Чтобы они ни говорили, крупные компании завуалировано либо открыто выстраивают свои сети».

Выиграют ли от этого закона потребители туристических услуг – собственно те, для которых, по словам депутатов, и писался этот закон? Конечно, они с принятием закона будут защищены от ряда глобальных рисков, полной отмене поездки, цунами и т.д.

«Гарантия будет вскрыта лишь в самой критической ситуации, – говорит Горин, – когда компания исчезает или не выполняет свои обязательства».

Но такое случается редко, главные претензии туристов сейчас именно в качестве услуг. Многочасовые задержки, предоставление номера ниже классом, грабежи в отелях – все это как было, так и останется вне действия закона. Компенсировать моральный и материальный ущерб никто не станет.

«Законодательная база очень неясная, что является страховым случаем, не прописано. Непонятно даже, является ли банкротство компании по экономическим причинам страховым случаем», – говорит замдиректора туристического агентства «Коллаж-сервис» Георгий Леонтьев.

Правда, Горин считает, что введение фингарантий подстегнет операторов более качественно заключать договора с отелями и авиакомпаниями.

К тому же, что касается туроператоров, то для многих из них введенная финансовая гарантия в 300 тысяч долларов – это капля в море.

«Это стоимость 1−2 чартеров, а масштабы бедствия могут быть гораздо больше. У TEZ Tour, например, обороты 1 млн. долларов в день», – говорит Леонтьев.

«Расчеты суммы финансовых обязательств слишком умозрительны, – жалуется Самохин.

«На мой взгляд, объем финансовых гарантий должен быть дифференцирован и привязан к потоку обслуживаемых туроператором туристов и его оборотам», подтверждает Сегал.

«Такая система давно работает в других секторах турбизнеса, например, в продаже билетов. Чтобы заниматься билетным бизнесом, турфирмы «замораживают» приличные суммы, и это ни у кого не вызывает нареканий. Там механизм финансовых гарантий четок и привязан к стоимости билетов и оборотам дилеров».

Опасение вызывает еще и то, что, дабы избежать финансовых затрат, туроператор может запросто зарегистрироваться на окраине страны и в случае возникновения спорной ситуации жителю Москвы придется ехать далеко за ее пределы, чтобы получать финансовую гарантию.

И поездка туда будет стоить гораздо больше возмещенной ему суммы, говорит представитель еще одной туроператорской фирмы.

Что же касается изменения стоимости туристических услуг, то тут мнения операторов разделяются. Некоторые считают, что монополизация рынка даст возможность туроператором примерно на четверть увеличить цену турпутевки.

Дмитрий Горин же, наоборот, полагает, что укрупнение рынка возможно приведет к снижению стоимости туруслуг.

Москва, Всеволод Ягужинский

© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Нижний Новгород, Поволжье, Центр России, В мире, Общество, Россия, Туризм, Экономика,