Экологи раскритиковали альянс «Роснефти» и ExxonMobil Компании технологически не готовы к добыче углеводородов в Арктике
Всемирный фонд дикой природы (WWF) выступил с критикой соглашения о стратегическом партнерстве «Роснефти» и ExxonMobil, которое приближает время начала реализации глубоководных проектов в высокой Арктике. WWF считает, что любые проекты нефтегазового бурения на арктическом шельфе просто недопустимы, пока не будут разработаны и проверены технологии борьбы с нефтеразливами в экстремальных Арктических условиях, пока не будет создана достаточная инфраструктура по предотвращению и борьбе с нефтеразливами.
Как сообщалось ранее, во вторник стало известно о подписании соглашения о стратегическом сотрудничестве между российской «Роснефтью» и крупнейшей нефтяной компанией мира ExxonMobil. В соответствии с договоренностями, ExxonMobil станет партнером «Роснефти» в разработке российского арктического шельфа, прежде всего, трех Восточно-Приновоземельских участков в Карском море. Кроме того, российская компания получит доступ к проектам ExxonMobil в Северной Америке, в том числе на глубоководном шельфе в Мексиканском заливе, а также может войти в канадский проект «Хайберния» (Hibernia).
Между тем экологи WWF называют четыре фактора, которые, по их мнению, ставят под сомнение успешность соглашения нефтяных компаний.
Прежде всего, организация указывает на технологическую неготовность к осуществлению проектов по добыче углеводородов в Арктике. В WWF говорят, что с момента попытки создания стратегического партнерства с BP стало очевидным, что одним из мотивов российской компании является не только и не столько привлечение иностранных инвестиций, сколько получение доступа к технологиям, отсутствующим на сегодня в РФ – подводному глубоководному бурению, в том числе в экстремальных условиях. Однако, констатируют экологи, у ExxonMobil есть очень неудачный опыт работы в арктических морях – в частности, разлив нефти из танкера Эксон Вальдез в 1989 году у берегов Аляски – одна из крупнейших в мире экологических катастроф, произошедших по вине нефтяников.
По мнению WWF, существующие технологии не позволяют быстро и эффективно бороться с разливами на шельфе вне зависимости от глубины, при этом глубина является усложняющим фактором, особенно в холодных водах, как в Арктике.
При этом дополнительными факторами риска в холодных полярных водах являются холодная погода, затрудняющая работу оборудования и персонала; короткий световой день (учитывая короткий сезон бурения около 70 дней, в случае аварии работы придется вести при недостатке освещения); ледовая обстановка (на сегодняшний день нет технологий, позволяющих ликвидировать даже незначительные разливы в ледовых условиях); удаленность (разливы вероятны в труднодоступных местах, куда трудно доставить персонал и оборудование; также маловероятно наличие в этих местах базовой инфраструктуры – госпиталей, жилья, и т.п.); ограниченные возможности инфраструктуры (к северу от 80 градуса покрытие спутниковым наблюдением ограничено, что затрудняет связь и сбор данных по гидрографии и ледовой обстановке).
«WWF неоднократно обращал внимание на то, что эффективных технологий борьбы с нефтеразливами в ледовых условиях, а также в случае разлива подо льдом, в мире не существует, однако стремление как можно скорее получить доступ к ресурсам Арктики, видимо, затмевает любые рациональные доводы и призывы сделать серьезные выводы из таких катастроф, как ExxonValdez и Deepwater Horizon», – отмечает Михаил Бабенко, координатор по нефтегазовой политике международной арктической программы WWF.
При этом экологи обращают внимание, что сами нефтегазовые компании признают, что только за счет повышения энергоэффективности и применения мер по энергосбережению может высвободиться огромное количество углеводородов.
Вместе с тем WWF отмечает, что создание необходимой инфраструктуры в Арктике неминуемо ляжет тяжелым финансовым бременем на российских налогоплательщиков и бюджет. В этом отношении Налоговый кодекс РФ следует логике налоговых каникул и прочих льгот, применяемой в настоящее время к месторождениям Восточной Сибири и Ненецкого АО.
«По нашим оценкам, основанным на открытых данных минфина, Счетной палаты и отдельных компаний, в 2010 году сумма льгот, предоставленных для экстенсивной разработки новых месторождений России составила около 105 млрд рублей по НДПИ и около 120 млрд по экспортным пошлинам», – комментирует старший советник по природоохранной политике WWF России Иветта Герасимчук.
Стоит отметить, что в настоящее время WWF активно выступает против начала проекта «Газпрома» в Арктике. Экологи собирают подписи против «Приразломной» – первого в мире проекта по добычи нефти на арктическом шельфе. 18 августа «Газпром» начал буксировку морской стационарной ледостойкой платформы «Приразломной» из Мурманска, и 26 августа она прибыла на место установки в Печорском море.
Как считает WWF, нет никакой необходимости в скорейшем освоении Арктического шельфа, поскольку только за счет более эффективного использования энергии можно значительно сократить потребности в энергоресурсах, а колоссальные средства, которые направляются на арктические проекты можно использовать на развитие возобновляемой энергетики и развитие новых технологий.
Ссылки по теме:
Сделка «Роснефти» и Exxon – преждевременная радость /// Западные СМИ о перспективах сотрудничества двух нефтяных гигантов >>>
Крупнейшая в мире нефтяная компания стала партнером «Роснефти» /// Объем инвестиций в арктический шельф может составить 500 млрд долларов >>>
Москва, Андрей Романов
© 2011, «Новый Регион – Ямал – Югра»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».