AMP18+

Ямал

/

На Ямале найдены обломки самолета Сигизмунда Леваневского, пропавшего в 1937 году 76 лет гибель спасителя «челюскинцев» и одного из первых Героев СССР была одной из главных загадок советской авиации

Экспедиция Русского Географического общества случайно обнаружила на Ямале обломки, которые могут принадлежать самолету H-209 летчика «Главсевморпути» Сигизмунда Леваневского. Леваневский мечтал первым совершить трансарктический коммерческий рейс и бесследно исчез в августе 1937 года.

«Считается, что этот самолет пропал в Якутии. Якутию всю перерыли, но самолет не нашли. На самом деле, самолет мог изменить маршрут, поэтому возможно, что найденный на Ямале самолет – тот самый», – приводит «Интерфакс» комментарии зампреда ноябрьского отделения РГО Андрея Фандюшина.

Члены отделения планируют в марте-апреле отправиться в экспедицию, чтобы детально осмотреть самолет.

Самолет, отправившийся из СССР через Северный полюс, бесследно исчез 13 августа 1937 года. Экипаж из шести человек возглавлял советский летчик Сигизмунд Леваневский. Самолет должен был впервые доставить в США через Северный полюс коммерческий груз, в том числе пушнину. Кратчайший путь по воздуху из СССР в Америку, например, в Сан-Франциско, проходит через Арктику – всего 9605 километров. А если лететь через Атлантический океан – около 14 тысяч, через Тихий океан – приблизительно 18 тысяч километров...

В 1934 году Сигизмунд Леваневский стал одним из семи первых советских граждан, удостоенных звания Герой Советского Союза: за спасение экипажа ледокола «Челюскин». За этот же подвиг Леваневский получил орден Ленина – высшую на тот момент награду СССР (до 1939 года Герой СССР – это было лишь звание, награжденному вручались грамота ЦИК и орден Ленина). Прославленный полярный летчик был первым среди коллег, кто выдвинул идею коммерческих рейсов из СССР в США и Канаду через Северный Полюс. Леваневский добился разрешения Советского правительства на перелет и впервые полетел в США в 1935 году. Однако в тот раз неисправность в системе маслопровода заставила экипаж вернуться. И отказаться от выбранного на тот момент самолета.

В 1936 году летчик совершил беспосадочный перелет из Лос-Анджелеса в Москву на американском самолете «Валти». Часть членов экипажа собиралась использовать именно эту машину для перелета через Северный полюс. Однако в Москве настояли на использовании отечественных самолетов.

За следующие два года Леваневский и его экипаж испытали несколько машин, пытаясь найти среди них самолет, способный совершить трансарктический перелет. Остановились на экспериментальном четырехмоторном самолете Н-209 конструктора В. Ф. Болховитинова, построенном в ЦАГИ. Болховитиновский самолет создавался как грузо-пассажирский, имел привлекательные по тем временам данные: развивал скорость 280 километров в час, поднимал 12 тонн груза, потолок его полета равнялся 6 тысячам метров, а дальность – 7 тысячам километров. Дальность была небольшой, поэтому предполагалось лететь через полюс с посадкой на Аляске. На этом самолете летчиками-испытателями Байдуковым и Кастанаевым было установлено несколько мировых рекордов. Полет Леваневского на Н-209 должен был еще стать экстремальным испытанием бомбардировщика, каковым самолет Болховитинова и являлся.

День вылета был назначен на 12 августа 1937 года. Из шести участников перелета четверо были ветеранами Арктики. Впервые летели на Север второй пилот Николай Кастанаев, но он был основным летчиком-испытателем самолета Н-209 и знал его как никто другой, и радист Николай Галковский, один из лучших радистов ВВС, расказывается в статье журнала «Вокруг Света».

13 августа в 13 часов 40 минут по московскому времени самолет «СССР Н-209» прошел над Северным полюсом и лег курсом на Аляску. Передачу с самолета принимали береговые радиостанции Народного комиссариата связи СССР и Главного управления Северного морского пути. В 14 часов 32 минуты с самолета была передана радиограмма, в которой сообщалось, что крайний правый мотор выбыл из строя из-за порчи маслопровода: высота полета 4600 при сплошной облачности. К этому времени самолет, выработав несколько тонн горючего, был настолько облегчен, что мог продолжать полет без снижения на 3 моторах.

После этого регулярная связь с самолетом нарушилась. В 15 часов 58 минут по московскому времени якутская радиостанция приняла следующее сообщение с самолета: «Все в порядке. Слышимость Р-1 (что значит – плохая)». Затем, в 17 часов 53 минуты радиостанция мыса Шмидта приняла с самолета следующую радиограмму: «Как вы меня слышите? РЛ (позывные самолета Леваневского «Релел», сокращенно – РЛ). Ждите...» По просьбе Наркомата связи СССР все военные, коммерческие и любительские радиостанции Северной Америки ведут наблюдение. А в СССР – все северные и дальневосточные радиостанции. Между Москвой и Вашингтоном, Москвой, Сан-Франциско и Фэрбенксом поддерживается регулярная связь по радиотелефону с советником полпредства в США товарищем Уманским. Однако до 2 часов 14 августа связи с самолетом «СССР Н-209» возобновить не удалось».

Салехард, Антонина Пурова

© 2013, «Новый Регион – Ямал – Югра»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Ямал, Сибирь, Урал, Центр России, Культура, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Спорт, Транспорт, Туризм,