Гуманитарные дисциплины в списке инновационных проектов в школах Екатеринбурга – да и не только Екатеринбурга – встречаются крайне редко. Тем удивительнее, когда видишь среди инноваций: обучение чтению в начальной школе. Разве здесь можно открыть что-то новое? Оказывается, можно.
В лицее № 109 дети учатся не зазубривать текст или тарабанить пересказы, а проникать в суть произведения. Благодаря смысловому чтению словарный запас выпускников начальной школы намного богаче, чем у сверстников, оценки – выше, а умение называть чувства других своими словами поражает взрослых.
Проект «Смысловое чтение – фундамент высоких метапредметных результатов освоения основной образовательной программы: Чтение. Понимание. Самообразование» стартовал в лицее № 109 в 2016 году и стал успешным: руководство отчиталось о повышении успеваемости в младших классах и об усвоении материалов не только по литературе, но и по другим предметам. Учителя продолжают работать по своим методикам и готовы делиться с коллегами.
На одном из уроков четвероклашки читают «Потрет отца» Анатолия Приставкина. Тут же разбиваются на группы, одна из которых делит рассказ на смысловые части и составляет план текста (надо сказать – весьма точно), другая – пишет короткий отзыв (наподобие тех, что вы можете прочитать на популярных книжных сервисах), третья – излагает главную мысль произведения, четвертая – дает характеристику главному герою, называя его чувства. Из уст десятилетних детей звучат правильно построенные предложения, осмысленные ответы на взрослые темы.
Педагоги поясняют: к каждому тексту – индивидуальный подход. В объемной прозе детей учат следить за нитью повествования, в стихах – искать смыслы, в короткой прозе – разбирать характеры и так далее. В результате ребенок после начальной школы способен усвоить любую текстовую информацию на глубинном смысловом уровне.
«Мы работаем уже несколько лет, и я вижу результат не только на литературе. По другим предметам детям тоже проще учиться, когда они умеют работать с текстом – разбивать его на части, вычленять основной смысл. Дети научились главному – осмыслению», - подчеркивает педагог начальной школы лицея № 109 Наталья Кузнецова.
«Тема не на слуху, мы это понимали. И следующий проект, с которым будем заявляться на конкурс инноваций, будет связан с информатизацией, созданием лаборатории. Но проект по смысловому чтению бросать не будем в рамках лицея. Я вижу хорошие результаты: у детей повысились оценки, даже у непростых детей из семей мигрантов, из неблагополучных семей», – говорит директор лицея № 109 Юлия Кудимова.
«Вспомните, как нас раньше учили? Основой чтения в начальной школе был пересказ. Это заучивание, а не понимание текста. То, что делают наши учителя начальной школы, – это совершенно иной уровень работы с текстом», - рассказывает Юлия Кудимова.
«Новыми стандартами школам предписано развивать в детях такие качества. И мне кажется, что мы своим смысловым чтением как раз этому способствуем. Мы проговариваем с каждым, какие эмоции у него вызывает тот или иной текст, поступки героев. И дети очень откликаются, им хочется обсудить, поделиться. У них еще большая потребность слиться с другими, рассказать им о своих чувствах. Не у всех родителей есть время это выслушивать, и задача учителя – дать ребенку эту возможность, научить эмпатии», - считает Наталья Кузнецова. Педагоги отмечают, что у детей не только улучшаются оценки, но и развиваются личностные качества – они учатся сопереживать, сочувствовать.
В лицее не скрывают, что в других учебных учреждениях Екатеринбурга повышенного интереса к смысловому чтению нет. «Мы проводим семинары, рассказывали о нашем опыте на городских мероприятиях. Но всех больше интересуют другие инновации», – признают в лицее.