Новый День: Образование
«Мы хотим показать детям, что ученые – это не асоциальные ботаны, а успешные люди»
Проект «Школы РАН»
С этого учебного года три школы Екатеринбурга – гимназии №2 и №9, лицей №110 – стали частью федерального проекта, который условно можно назвать «Школы РАН». С школьниками будут работать ученые из Российской академии наук, которые не только поделятся знаниями, но и расскажут о сути научных процессов сегодня. Дети смогут работать в лабораториях всех институтов УрО РАН и престижных университетов, а академики дадут экспертную оценку детским разработкам и открытиям. Лучшие получат рекомендации для поступлений в вузы и дальнейшей научной деятельности.
В Екатеринбурге, как и по всей стране, проект «Школы РАН» только набирает обороты. За три месяца с начала учебного года в гимназиях и лицеях побывали и академики РАН, и начинающие ученые из уральских университетов. Дети, в свою очередь, ходили на экскурсии и познакомились с буднями ученых поближе. Реализация проекта сейчас в самом разгаре и делать какие-то выводы пока рано. Но участники уже видят, что у детей загорелись глаза.
По мнению директора гимназии №9 Ларисы Кульковой, главная цель проекта не столько углубить научные познания детей, сколько – повысить имидж науки в глазах подрастающего поколения.
«Есть устоявшийся стереотип, что ученые зачастую – это люди не от мира сего, «ботаны», как говорят сами дети. Что ученые плохо зарабатывают и не могут обеспечить себя в быту. Что они погружены в свои исследования и не следят за тенденциями в окружающем мире. Такой стереотип во многом отчуждает детей от того, чтобы идти в науку – они мечтают о бизнесе и власти, об успехе, - говорит директор гимназии №9 Лариса Кулькова. – На мой взгляд, одна из главных целей проекта – снять этот стереотип. Потому что сегодня многие ученые – это успешные во всех сферах люди. Научные открытия можно монетизировать, можно стать известным во всем мире. Поэтому мы приглашаем в гимназию ученых, которые доказывают: они модные, хорошо выглядят, говорят на понятном языке и многого добились в жизни. Детям это очень интересно, они задают вопросы, у них после встреч горят глаза».
В гимназии добавили, что в рамках проекта идет работа не только с учеными-теоретиками. Дети ездят на реальные производства – например, «девятка» была на заводе имени Калинина – где внедряются различные разработки, отрабатывается теория на практике. Это позволяет детям увидеть, что наука – то, что применимо уже сегодня, здесь и сейчас, а не просто эфемерные формулы.
При этом участники проекта понимают, что массово дети в науку не пойдут. Но этого и не требуется. Главное, чтобы откликнулись те, у кого есть способности и предрасположенность, особый склад ума и умения.
«Гениальные ученые – это самородки. И даже несмотря на то, что в проекте участвуют в основном школы с одаренными учениками, среди этого золотого песка еще предстоит найти тех, кто может стать таким самородком, - считает Лариса Кулькова. – И в рамках этого проекта нам надо как можно раньше таких способных детей выявить и привлечь к научной работе».
Будет у проекта «Школы РАН» и еще один эффект, вполне осязаемый: школьники под присмотром ученых подготовят свои научные проекты в разных сферах. И лучшие умы РАН дадут этим проектам оценки, скажут что доработать и на что обратить внимание. Такие работы вполне могут дать старт в научной карьере.
Выгода есть и для образовательных учреждений. В рамках проекта школам обещали улучшить материально-техническую базу.