Итоги парламентских выборов в Молдавии свидетельствуют о том, что официальный Кишинев продолжит курс в прозападном направлении. Сегодня стало очевидно, что «Коалиция проевропейского правления» остается у власти. Об этом в авторской колонке для NDNews пишет президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов.
Левые силы: от заката одних до рассвета других
В Молдове 30 ноября прошли парламентские выборы. Ясное дело, что административный ресурс на них полностью контролировала правящая «Коалиция проевропейского правления» (КПП), которой покровительствует Запад. Сегодня стало очевидно, что КПП остаётся у власти.
Большинство опросов показывало все последние месяцы, что порядка половины граждан Молдовы выступает за интеграцию Молдовы в Таможенный Союз. Популярность евроинтеграции, напротив, упала. За денонсацию соглашения об ассоциации Молдовы с ЕС выступали в ходе предвыборной кампании Партия Социалистов (Игорь Додон) и партия «Патрия» (Ренато Усатый). Партия Коммунистов (Владимир Воронин) лавировала, устами своего лидера давая понять, что от ассоциации с Евросоюзом коммунисты не откажутся.
Что вышло на деле? Те, кто открыто выступал за сближение с Россией и членство Молдовы в Таможенном Союзе, взяли большинство голосов тех, кто чётко всегда стоял на этой позиции. На 1 декабря у Партии Социалистов 25 мандатов. А вот Партия Коммунистов откатилась назад, взяв лишь третье место. У неё будет 21 мандат. Это – прямое следствие двойственной, неопределённой позиции по вектору развития Молдовы. Перед нами может быть либо начало заката ПКРМ, либо её переформатирования – когда партия скажет недвусмысленно: мы – за восточный вектор!
Вновь на Запад!
Если бы партия «Патрия» дошла до голосования 30 ноября, то предполагаемый альянс из неё, а также из ПСРМ и ПКРМ мог бы набрать около или свыше 50% голосов избирателей (и соответственно, свыше 50 мандатов из 101). Но «Патрию» незадолго до выборов сняли, хотя она могла набрать порядка 10-20%.
В итоге прозападный и прорумынский вектор возобладал. У Либерально-Демократической партии экс-премьера Владимира Филата будет 24 мандата; у Демократической партии экс-спикера Мариана Лупу 19 мандатов и у откровенно прорумынской Либеральной Партии Михая Гимпу – 12 мандатов.
Итак, исходя из официальных данных Кишинёва, будет сформирована новая прозападная коалиция.
Возможны 2 коалиции
Тут вот в чём интрига. Коалиция может быть в составе ДПМ, ЛДПМ и ПКРМ. Зачем явным западникам – демократам и либерал-демократам – могут понадобиться коммунисты Воронина? Есть версия, что для того, чтобы гордо заявить Кремлю: у нас и коммунисты одобряют европейский, а не евразийский выбор.
Но, может статься, коммунисты всё-таки не захотят увязывать своё имя с такой коалицией, или же сами прозападные силы не захотят брать их в свою компанию. И тогда будет другой блок: ЛДПМ, ДПМ и ЛПМ. То есть прозападные и унионистские силы.
Что возобладает – неясно. Но сама прозападная направленность власти сомнений не вызывает.
Молдова: нейтралитет или членство в НАТО?
Поскольку на первый план в деле отрыва бывших союзных республик от России всё больше выходят США, то, значит, можно уверенно прогнозировать линию Вашингтона и союзного ему Бухареста на вовлечение Молдовы в НАТО и отказ от конституционного нейтралитета. Эта линия может осуществляться постепенно, но она наверняка будет проводиться в жизнь. Премьером будет, как можно предположить, от новой коалиции предложен всё тот же Юрие Лянкэ, который не раз заявлял, что Молдове от нейтралитета отказываться не следует.
Но мы знаем, что Запад умеет шаг за шагом, под лозунгом «изменившихся обстоятельств», радикализировать собственную политику. Тем более что уже ясно: США и их союзники в деле вытеснения российского влияния с юго-запада бывшего СССР рассматривают Украину и Молдову в одном «пакете».
Кишинёв и Тирасполь: разные векторы развития сохраняются
И как теперь будет? Скорее всего, западники сделают всё, что могут, для формирования правящего блока, нужного им также для того, чтобы либо заблокировать социалистов в Парламенте, либо склонить их к изменению позиции.
Но и у ПСРМ есть пространство для действий: в частности, по привлечению на свою сторону всех левых и пророссийски настроенных граждан РМ. Включая недовольных неопределённостью позицией нынешнего руководства ПКРМ коммунистов.
А что Россия? С одной стороны, Президент РФ Владимир Путин поддержал ПСРМ, приняв в Кремле председателя партии Игоря Додона и одного из его главных соратников – бывшего главу Правительства Молдовы Зинаиду Гречаную. Это дало партии много голосов. На российскую поддержку социалисты, если они останутся на своих нынешних позициях, могут твёрдо рассчитывать и далее.
С другой стороны, власть в РМ остаётся прозападная. В такой обстановке Москва продолжит также поддерживать Приднестровье – своего реального военно-политического союзника, где расквартированы российские войска.
Ситуация такова, что Молдова после 30 ноября продолжает двигаться в направлении европейского проекта, Приднестровье – в сторону евразийского.
Тирасполь, Анастасия Смирнова
Тирасполь. Другие новости 01.12.14
Иван Курилла: Россию отвлекают от реальных проблем. Монопольный контроль над СМИ позволяет вести лживую пропаганду. / Унесенные ветром: как киевляне живут на Урале. Личный опыт украинских беженцев. / Новый плод американской «демократии». Коалиция в Верховной Раде проведет окончательный демонтаж украинской государственности. Читать дальше
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».