российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Четверг, 19 декабря 2024, 22:20 мск

Новости, Кратко, Популярное

Архив
Эрдоган сидит на «пороховой бочке» Наметился новый разворот ближневосточного кризиса

Обсуждая последствия попытки переворота в Турции, перспективы сворачивания в этой стране демократии и укрепления власти Эрдогана, налаживания отношений с Россией, наши СМИ не особо уделили внимания проблеме «Инджирлика». Между тем западная пресса выпустила целый ряд довольно тревожных материалов, свидетельствующих о том, что чуть было не возникшая проблема их всерьез беспокоит, и что американским политикам пора задуматься о том, что сделать для того, чтобы предотвратить в будущем повторения таких инцидентов.

Об этом пишет в авторской колонке для РИА «Новый День» российский политолог Дмитрий Родионов.

Суть произошедшего в том, что персонал базы оказался замешан в провалившейся попытке госпереворота, а ее командующий и вовсе оказался одним из лидеров мятежа. О том, что база играла в нем не последнюю роль свидетельствует тот факт, что несколько истребителей F-16 мятежников дозаправлялись с помощью заправщика с «Инджирлика».

Разумеется, турецкие власти базу немедленно закрыли, запретив взлеты и посадки. Пикантность ситуации в том, что это, по сути, база НАТО, используемая в основном американцами, мнения которых относительно сложившейся ситуации как бы не спросили. И дело вовсе не в том, что «Инджирлик» – основная база западной коалиции, используемая для войны с ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ). В плане войны с террористами (эффективность которой вообще весьма сомнительна) американцы ничего не потеряли – в конце концов, есть авианосцы, есть базы в Саудовской Аравии, которые до определенных целей на территории Сирии и Ирака расположены даже ближе. Дело в том, что на «Инджирлике» хранится американское тактическое ядерное оружие (ТЯО), доступ к которому США на какое-то время утратили.

Речь идет о водородных бомбах B-61, которых на «Инджирлике» может находиться 50 штук, каждая из них в 11 раз мощнее «Малыша», сброшенного на Хиросиму. Известно, что в Турции хранится четверть всего ядерного оружия НАТО за пределами США. Очевидно, что все это «богатство» предназначается нам. К счастью, его намного меньше, чем могло бы быть, если бы не многочисленные разоружения. К тому же на «Инджирлике» нет самолетов, способных доставить подобные бомбы. Но все это решаемо, и даже тот факт, что данное оружие несколько устарело для современных войн, ничуть не уменьшает его опасности.

Конечно, не только в Турции находится американское ядерное оружие. Оно также находится в Германии, Нидерландах, Бельгии и Италии. И не только в Турции были инциденты, способные поставить под сомнение безопасность его хранения. Достаточно вспомнить, как в январе 2010-го протестующих против ядерного оружия активисты проникли на базу в Бельгии, где хранятся ядерные боеприпасы, легко преодолев забор с помощью ковриков, и не встретив никакой охраны кроме одного солдата с незаряженным автоматом.

Но! Одно дело, когда группа злоумышленников, пусть даже и хорошо подготовленных может проникнуть на базу. Всегда можно усилить меры безопасности, которые могут остановить любую группу. Другое дело, когда в стране происходит переворот, одним из организаторов которого является командующий базы, где хранится оружие. Вы можете представить себе такой сценарий в Германии или в Бельгии? Я – нет. А в Турции – пожалуйста. И не надо быть Нострадамусом, чтобы понимать, что эта последняя попытка переворота отнюдь не последняя, а крайняя, и что шансов у Эрдогана уйти из властных коридоров своим ходом – на почетную пенсию, а не вперед ногами – ничтожно мало.

Конечно, даже если бы бомбы попали в руки мятежников, или если бы Эрдоган решил бы вдруг их прикарманить под шумок, существует система защиты, секретных кодов и т.д, которую, впрочем, при сильном желании тоже можно взломать. Вопрос в другом – а именно, в том, что имидж Турции как надежного хранилища ядерного оружия оказался сильно подпорчен. И многие издания на Западе уже не стесняются говорить об этом вслух.

«Пример Турции, в которой произошла попытка государственного переворота, показал, что Вашингтону необходимо убрать из нестабильных стран своё ядерное оружие», – пишет Бонни Кристиан в The National Interest.

«Таким образом, размещение излишнего числа водородных бомб в странах – членах НАТО, которые страдают внутренней нестабильностью, в лучшем случае оказывает нейтральное воздействие на безопасность США. Однако, что более вероятно, такое размещение является ненужным и дорогостоящим риском, коренящимся в устарелом мышлении, не отражающем мир. И может быть, – подчеркивает автор, – пока рано говорить о том, что нужно вернуть войска США из ЕС, однако о том, чтобы вернуть водородные бомбы, говорить необходимо».

«Один из многих вопросов, которые возникли после состоявшейся на днях попытки переворота в Турции и пока остаются без ответа, имеет значение для национальной безопасности США и всего мира: насколько надежно охраняются американские водородные бомбы на турецкой авиабазе?» – пишет Эрик Шлессер в журнале «Нью-Йоркер».

«Турция больше не является безопасным местом для американских ядерных бомб», – пишет в Foreign Policy Джеффри Льюис, директор Восточноазиатской программы по нераспространению ядерного оружия в Центре Джеймса Мартина по изучению проблем нераспространения при Институте международных исследований в Монтерее.

«Кажется ли это хорошей идеей – размещать американское ядерное оружие на базе ВВС, которой командует кто-то из людей, которые, возможно, только что помогали бомбить парламент своей собственной страны», – пишет он.

Кстати, американские политики поднимают вопрос уже не только о ненадежности Турции в качестве места хранения ядерного оружия, но и о ненадежности Турции в качестве партнера по НАТО. И после неудачного переворота о этом тоже заговорили вслух. Госсекретарь США Джон Керри заявил, что Турция как член НАТО не имеет права выходить за рамки правового государства в наказании мятежников. Многие наши СМИ успели интерпретировать слова Керри как угрозу исключения Турции из НАТО. И хотя это не так, намек, как говорится, прозвучал. Характерно, что Вашингтон у себя смертную казнь никогда отменить не пытался и подобными словами Керри явно демонстрирует иерархию в НАТО: «Я – начальник, ты – дурак!»

Разумеется, все это совершенно не значит, что Турцию завтра решат исключить из НАТО. Да, Турция уже не выполняет той цели, которую выполняла изначально, когда ее принимали в альянс. Нет больше СССР, на южных границах которого Турция была иглой в подбрюшье и заслоном от проникновения социализма на Ближний Восток. Нет больше Соцлагеря, и американские ракеты уже можно устанавливать практически по всему периметру наших границ, да и техника не стоит на месте, и современным ракетам расстояние важно уже не настолько, как их предшественникам. Тем не менее, Турция все еще остается важным звеном в системе НАТО, хотя и была в ней всегда белой вороной.

То, что для Запада Турция нужна лишь в качестве военной базы, что своей она для него никогда не станет, думаю, окончательно продемонстрировал отказ ЕС давать обещанный безвизовый режим. Для тех, кто не понимает или всерьез верит, что формулировка «не в этом году» может означать, «может, быть в следующем», объясню прямым текстом: Анкаре дали понять, что в ЕС ее не будет. Ни в этом году, ни в следующем, ни даже в следующем веке. Даже безвизового режима не будет.

Новоявленный «Султан» Эрдоган только рад, что можно больше не притворяться и не рассказывать сказки о приверженности европейским ценностям, играть в демократа и евроинтегратора. И в Европе рады, что «Султан» со своими переворотами, введением смертной казни и прочими неевропейскими закидонами подарил им железобетонный повод дать Турции от ворот поворот после того как они почти полвека гадали, как бы Анкару повежливее послать, чтобы при этом не потерять стратегического союзника.

Обещанный Эрдоганом «миграционный хаос» в случае невыполнением Брюсселем условий весеннего соглашения о мигрантах (отмена виз и выдача 3 миллиардов на содержание мигрантов в Турции) явно не добавит европейцам симпатии к Анкаре.

Штатам в этом плане попроще: у них перед Турцией обязательств значительно меньше. И мигранты с Ближнего Востока им не угрожают. А вот поведение «Султана», который оказался слишком своенравным и независимым, Вашингтон, безусловно, расстраивает.

Кстати, об авиабазах. Помнится, турки не стали предоставлять их американцам, когда те бомбили Ирак. В ответ на это американцы не позволили туркам зайти туда и оторвать жирный кусок территории с нефтяными месторождениями на севере этой страны. Этот вопрос для Анкары отложился более, чем на 10 лет.

При этом для операции в Сирии Эрдоган свои аэродромы с удовольствием предоставил, что говорит о том, что его интересы могут совпадать с интересами США лишь ситуационно, и что с ним не так просто договориться, как с любым другим союзником по НАТО. Кстати, есть версия, что это именно Эрдоган втянул Штаты в Сирию, убедив в том, что свержение Асада лучший выход для всех, и что он сможет решить этот вопрос быстро при помощи карманной «оппозиции». Если это так, что «Султан» Америку еще и подставил со всей этой авантюрой.

Впрочем, США тоже продемонстрировали Эрдогану, что НАТО это «чувство, которое должно быть взаимным», когда ему фактически дали понять, что, сбив российский самолет, ему придется самостоятельно «разруливать тему» с Путиным. Понятно, что «Султан» обиделся и решил назло подружиться с Россией.

Правда, сделал он это только через полгода, когда последние иллюзии насчет нерушимой дружбы с Вашингтоном исчезли, так что сделал он это не столько назло, сколько от безысходности. Причиной исчезновения иллюзий стали действия американцев в Сирии, которые, увидели, что турки слишком много наломали дров, к тому же запачкались в связях с ИГИЛ, а тут еще Россия активно влезла в конфликт, способствовав тому, что «гениальный» план по свержению Асада полностью провалился – в общем, Вашингтон подумал и решил больше не связываться с турками в этом вопросе, и сделал ставку на их заклятых врагов – курдов.

Причем ввязались США плотно, вплоть до поддержки создания на севере Сирии как минимум курдской автономии, а может, и независимого Курдистана в Сирии и Ираке (пока только в Сирии и Ираке). Уж не знаю, что Вашингтон пообещал на самом деле, но, думаю, немало – вопрос то серьезный: курдам придется воевать и умирать не только за свои города, но и за арабские, которые потом придется оставить. А больше воевать с ИГИЛ как бы и не кому, не к Путину же идти просить помощи, в самом деле, и не свои наземные силы присылать.

Это для «Султана» уже нож в спину. Курдская автономия на границе с Турцией (я уж молчу о государстве) – это оживший кошмар Анкары, тем более, в условиях, когда война с курдами уже идет на территории самой Турции – тут уже не о сохранении власти, тут уже о сохранении территориальной целостности впору задуматься. Вот и задумался Эрдоган. И ход его мыслей пока американцам явно не нравится. Стремясь недопустить укрепления курдов, Эрдоган может пойти не только на союз с Москвой, но и на союз…. с Дамаском, который пока остается легитимной силой, которому курдская автономия тоже костью в горле. А это уже полный разворот всей политики последних пяти лет, и спутывание карт Вашингтону накануне президентских выборов, которые на какое-то время парализуют всю внешнеполитическую деятельность Штатов.

Конечно, пока стороны будут обмениваться сигналами, и этим все будет ограничиваться. Вопрос в том, что, если сторонам не удастся на основе этих сигналов выработать какой-то компромисс, рано или поздно сигналы перейдут к угрозам, а там уже до их осуществления рукой подать. И мы, кстати, видим, что обе стороны это делают без лишних сантиментов.

Кстати, «привет» от Штатов уже прилетел. Даже если Вашингтон и впрямь не имеет отношения к попытке переворота, уверен, что там о ней, как минимум, знали и ничего не сказали, в отличие, кстати, от российской разведки. Теперь мяч на стороне Эрдогана.

Вопрос об исключении Турции из НАТО не стоит. Как обычно в таких случаях, стороны, заглянув за край пропасти, ужасаются и включают задний ход. Если успевают, конечно. Эрдогану уже терять нечего – он сидит на пороховой бочкет, так что где он блефует, а где и впрямь готов идти до конца, предсказать будет все сложнее. И все сложнее будет договариваться будущему президенту США, кто бы им ни стал.

Москва, Дмитрий Родионов

Москва. Другие новости 22.07.16

Взгляды. Спецпроект NDNews «Философия по пятницам». «И стук ее сердца не слышен Парижу». / Главное событие года. Спецпроект NDNews «Политика для чайников». / #Янебоюсьсказать: почему флешмоб с откровениями об изнасилованиях принесет больше вреда, чем пользы. Авторская колонка корреспондента NDNews.ru Катерины Норсеевой. Читать дальше

© 2016, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках / Метки