Экспертиза «Нового Региона»: сеятели
Дня не проходит без того, чтобы власти не озвучили какую-нибудь новую инициативу по облагодетельствованию широких слоев населения. Тут тебе повышение пенсий, очередные пособия или закон о ветеранах труда. Красивые жесты, как бы случайно, пришедшиеся на пору предвыборной кампании, призваны создать картинку благополучия до завершения избирательного сезона. Что будет дальше – никто загадывать не торопится, тем не менее, в воздухе носится смутное ощущение, что даром эти благодеяния не обойдутся. Бойся чиновников, дары приносящих.
Ситуацию специально для РИА «Новый Регион» комментирует политолог Семен Абрамов:
«Удивительное дело, до выборов в Государственную Думу осталось две с чем-то недели, а главную силу предвыборной гонки, как пророчествуют социологи, – партию власти «Единая Россия» – не видно, не слышно. Других участников также не просто обнаружить на просторах массмедиа, однако иногда они все же проявляются. А здесь полный ноль, нету, целая партия магическим образом исчезла с глаз долой. Посмотрите на улицы или покопайтесь в эфире – Путин есть, Сумин есть, а партии нет. Одинокий спаренный локомотив гоняет по Южному Уралу, начисто позабыв о партийном составе. Причем оба главных персонажа представляют исполнительную ветвь власти, а играют всеми силами на стороне законодательной, которой они вообще-то должны быть подконтрольны, а значит, от нее отделены. Ну, это, известное дело, наше суверенная особенность демократии: кто на бюджете сидит, тот и девушек танцует.
Как танцует, тоже догадаться не сложно. К примеру, на Южном Урале губернатор и в обычные месяцы, судя по бравым отчетам его пресс-службы, главным делом губернаторской стези избрал выделение бюджетных средств: такая перманентная акция – «копилка добрых дел». Не просто так финансируются медицина или образование, а «Сумин поддержал медиков или учителей», и никак иначе. А уж что говорить про ответственный период предвыборной агитации. Источник вдохновения наростил проектную мощность, как минимум, втрое.
Похоже, ничего лучшего, чем задействовать в качестве инструмента убеждения бюджетные траты на «социальные» нужды, исполнительная власть придумать не смогла, и теперь этот единственный аргумент будет использован по полной. Результаты такой полевой работы в заботах о селекции рейтинга доверия мы пожнем довольно скоро. Точнее, уже пожинаем. Октябрьско-ноябрьский скачок цен на продукты питания и бензин – тому лишнее подтвержденье. Масштабное наращивание социальных расходов неизбежно приводит к росту инфляции и ею же моментально нивелируется. В 90-х мы эти уроки проходили не единожды но, видимо, сей опыт впрок не пошел.
Мало того, экономическую проблему решено было приглушить во имя политической целесообразности абсолютно неестественным методом – «заморозкой» цен. Игроки на рынке временно согласились поприжать ценовой рост, до поры принимая убытки на свой счет, однако рано или поздно они вынуждены будут их покрывать. А это означает, что помимо естественного подорожания в стоимости продукции скажется и вот эта вынужденная пауза, что опять предопределит резкий ценовой скачок.
Кроме того, к финалу президентской кампании в марте добавятся сезонное удорожание сельскохозяйственной продукции, традиционный рост тарифов на услуги естественных монополий и возросшие риски ведения бизнеса, вследствие общей сумятицы, вызванной переконфигурацией властных структур, которые также отразятся на ценовой политике. Власти снова придется решать вопрос как выходить из проблемы – довериться рынку, либо продолжать задействовать административные рычаги. Если нынешние подходы сохранятся, не оставляет сомнения то, что хозяйственная политика будет претерпевать все большее воздействие со стороны государства. И тогда недалеко до госплана советского образца.
Собственно говоря, подобные идеи уже понемногу вбрасываются в общественное поле. То один, то другой политик заявляют о необходимости создания госкорпораций. Речь, конечно, пока идет о неком социально-ответственном бизнесе с тем или иным участием государства, но следует четко понимать природу подобных чиновничьих бизнес-структур. При мощном бюджетном финансировании они, в конечном счете, превращаются в распределители денежных потоков, а сами чиновники – в распорядителей государственных капиталов.
Если уже сейчас на Южном Урале сельхозпроизводители сталкиваются с чиновничьим произволом (вспомним конфликт интересов молочных комбинатов и племзавода «Россия» с подконтрольным первому заместителю губернатора А. Косилову бизнесу на основе птицефабрики «Равис», или информационные войны с хлебопроизводителями), то что мы можем ожидать в случае, когда в области появится почти монопольная агропромышленная структура? Вряд ли высокой эффективности производства и снижения цен на продукты питания. Этого обеспечить пока не смогла ни одна олигопольная система.
Помимо всего прочего, в момент выборного цикла власти не просто уже дарят посулы на будущее населению. Нынче они всячески демонстрируют, что готовы прямо сейчас начать воплощать неизбывную мечту о «государстве всеобщего благоденствия»: «от каждого по способностям – каждому по потребностям», – благо в бюджете есть средства, да еще и стабфонд имеется с золотовалютными резервами. При таком, как бы практическом, окучивании избирателя они, вольно или невольно, провоцируют завышенные социальные ожидания. Завышенные, потому как сегодня обещанную «победу России» как аморфную метафору всяк может трактовать на свой лад в самом расширенном толковании, вот только реальных оснований надеяться на это экономика не дает. В итоге преувеличенные надежды могут легко породить такое же преувеличенное разочарование, что чревато очередным системным сломом. Нет ничего опасней несбыточных иллюзий, тем более витающих в общественном сознании. Сон разума порождает чудовищ».
© 2007, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».