NDNews.ru предлагает читателям вторую часть анализа, проведенного историком Максом Орловцевым, свежих инициатив российских политиков и общественных деятелей. Первая часть, напомним, была посвящена английским корням российского военно-патриотического воспитания. Сегодня речь пойдет о делах мирных и более взрослых, но тоже тянущихся корнями к туманному Альбиону:
«Сегодня расскажу еще об одном английском изобретении, в отличие от скаутинга, изрядно подзабытом, однако вполне универсальном и пригодном для успешной реализации других, скажем так, не вполне ожидаемых аспектов российского консервативно-патриотического тренда нынешнего лета – а именно, более нравственной организации летнего досуга вблизи водоемов.
О чем это я? Да вот о чем. Общественная палата вновь порадовала благочестивой инициативой. На этот раз суть обращения комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений ОП РФ сводится к тому, что сотни тысяч жителей Москвы, которые исповедуют разные религии, не могут прийти на общий пляж. А поскольку не все в состоянии позволить себе отдых за границей, предложено «обеспечить дополнительными зонами отдыха тех жителей столицы, которые по религиозным и нравственным соображениям не могут находиться на общих пляжах совместно с другими представителями» со ссылкой на опыт Германии, Турции, Израиля, где уже существует подобная практика. То есть, фактически была выдвинута инициатива обустройства спецпляжей – огороженных территорий для раздельного отдыха мужчин и женщин. Основной аргумент – все наиболее распространенные в РФ религии предписывают женщине не выставлять тело напоказ, одеваться как можно скромнее и не смотреть на других мужчин.
Примечательна не столько идея «консервативных» пляжей, сколько, собственно, факт обращения за властной санкцией и помощью.
Консерватизм консерватизмом, а удовольствий в жару хоцца? Ну, так пусть господа консерваторы найдут хоть одно место в Св.Писании, Торе или Коране, где бы верующим в принципе предписывалось посещать публичные пляжи, кои являются продуктом эпохи активной секуляризации общества. Во всех этих религиях, помимо требований всячески прикрывать тело, практически любое омовение в воде считается делом сугубо интимным и непубличным. Получается, что уже существующих, или, как любят говорить апологеты, «исконных» традиций нынешним традиционалистам мало, им новые подавай, да еще под защитой государства. А вместо того, чтобы приспосабливаться к меняющемуся миру, они требуют, чтобы мир приспосабливался под них.
Нисколько не удивительно, что мысль о раздельных пляжах немедленно нашла одобрение и у других ревнителей нравственности и защиты чувств верующих из ОП РФ. Под обращением, инициированным муфтием Москвы, Центрального региона и Чувашии Крганова, тут же подписались руководитель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества о. Всеволод Чаплин, президент Федерации еврейских общин России Алексей Борода, а также постоянный представитель Буддийской традиционной сангхи Бальжиров.
Но самое поразительное, что инициативу пляжей для раздельного отдыха женщин и мужчин поддержал и вице-президент Российского союза туриндустрии Барзыкин (светского РСТ, а не фирмы по организации хаджей и паломничеств!), заявив, что «это хорошая идея, потому что таким образом представители всех религий и нравственных убеждений смогут чувствовать себя комфортно летом в городских условиях. Главное – грамотно ее реализовать, обустроить такие места и обеспечить безопасность».
Хотелось бы, однако, знать, что подразумевается под этим «грамотно», в связи с чем позволю себе напомнить наиболее важные вехи всеобщей пляжной истории. В античном мире красоту тела почитали и не боялись выставлять его напоказ. Купание в открытых водоемах в присутствии публики было традиционным времяпрепровождением, не говоря уже о том, что женщину никто в ее правах на эту утеху не ущемлял. Купальные костюмы при этом, либо отсутствовали, либо, судя по сохранившимся рисункам, по степени открытости удивительно напоминали наши современные.
С падением Римской империи и широким распространением христианства и мусульманства публичное купание и, соответственно, купальный костюм вошли в стадию глубокой «стагнации». Морские ванны принимались аристократами исключительно по рекомендации медиков, а о том, чтобы плавать, и вовсе было позабыто всеми, кроме моряков и рыбаков, коих к тому вынуждала профессия. В Средневековье боязнь наготы трансформировалась в настоящую фобию, а любое проявление чего-то естественного и человеческого считалось глубоко безнравственным.
«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*
Ситуация начала меняться лишь на рубеже XVIII-XIX веков, когда в моду вошли поездки на приморские курорты. Первые общественные пляжи были устроены в Англии и Франции. Правда, довольно долго они делились на мужской и женский сектора, при этом оба пола купались в одежде, лишь немного отличавшейся от повседневной, и даже в обуви.
Именно в это время в местах публичных купаний курортников появились так называемые «купальные кареты» – своего рода переходное средство для тех, кто хотел искупаться в большом водоеме, не демонстрируя себя пляжной публике. Эти легкие деревянные кабинки-фургоны на высоких колёсах, запряженные лошадьми, доставляли желающих окунуться вне поля зрения посторонних глаз прямиком в море. На некотором отдалении от берега через специальные дверцы или люки в полу купальщики выбирались в воду и плескались, никого не смущая, не возмущая и не совращая: огромные зонты скрывали их от стыдливых (или, напротив, бесстыдных) взглядов. Напринимавшись водных процедур, любители уединения залезали обратно в кабинку и поднимали сигнальный флажок, чтобы кучер выкатил их обратно на сушу.
В середине XIX века человечество пережило экономический бум и техническую революцию. Строительство железных дорог, рост мобильности и благосостояния привели к тому, что люди задумались об отдыхе в современном его понятии, в результате чего все более популярными становились морские (а для публики попроще – речные) пляжи. Поскольку на отдых выезжали чаще всего семьями, раздельные пляжи стали неудобны. Мужчины и женщины впервые стали купаться вместе.
К концу XIX века плавание было признано официальным олимпийским видом спорта, что сняло с него налет безнравственности, в результате чего стали меняться и представления об одежде для купания и ее практической функциональности. Пляжный этикет стал избавляться от чопорности, а купальные костюмы обоих полов начали неуклонно уменьшаться, подобно шагреневой коже, докатившись к середине следующего, XX века до бикини, а то и вовсе до полного отсутствия. Тем не менее, старомодные купалки на колесах на приморских курортах Великобритании, Франции, Германии, США, Мексики, Прибалтики и, говорят, даже российского Геленджика продержались почти до 20-х готов прошлого века, когда эмансипация вступила в последнюю битву со стеснительностью.
Кстати сказать, в то время как в Европе и США в конце 1920-х – начале 1930-х за появление на пляже «топлесс» штрафовали даже мужчин, в безбожном Советском Союзе в те времена свобода пляжных нравов значительно опережала Запад, все еще цеплявшийся за остатки викторианского пуританства. Вот как, например, описывают черноморский пляж тех лет уроженцы Одессы Ильф и Петров в знаменитой сцене «очной ставки», устроенной Великим Комбинатором двум жуликам: «Скумбриевич пробрался между шалашиками из вафельных полотенец, зонтиками и простынями, натянутыми на палки. Под ними прятались девушки в купальных юбочках. Мужчины тоже были в костюмах, но не все. Некоторые из них ограничивались только фиговыми листиками, да и те прикрывали отнюдь не библейские места, а носы черноморских джентльменов. Делалось это для того, чтобы с носов не слезала кожа. Устроившись так, мужчины лежали в самых свободных позах. Изредка, прикрывши рукой библейское место, они входили в воду, окунались и быстро бежали на свои продавленные в песке ложа, чтобы не потерять ни одного кубического сантиметра целительной солнечной ванны».
Но и в такой раскованной атмосфере неизменно находился некто, ни в какую желавший поступиться принципами: «Недостаток одежды у этих граждан с лихвой возмещал джентльмен совершенно иного вида. Он был в хромовых ботинках с пуговицами, визиточных брюках, наглухо застегнутом пиджаке, при воротничке, галстуке и часовой цепочке, а также в фетровой шляпе. Толстые усы и оконная вата в ушах дополняли облик этого человека. Рядом с ним торчала палка со стеклянным набалдашником, перпендикулярно воткнутая в песок. Зной томил его. Воротничок разбух от пота. Под мышками у джентльмена было горячо, как в домне; там можно было плавить руду. Но он продолжал неподвижно лежать. На любом пляже мира можно встретить одного такого человека. Кто он такой, почему пришел сюда, почему лежит в полном обмундировании – ничего не известно. Но такие люди есть, по одному на каждый пляж. Может быть, это члены какой-нибудь тайной лиги дураков или остатки некогда могучего ордена розенкрейцеров, или же ополоумевшие холостяки, – кто знает…»
И такие персонажи – отнюдь не вымысел. Вот что рассказывает дочь Андрея Громыко, Эмилия Громыко-Пирадова, о своем отце – некогда после СССР в США, а затем многолетнем главе советского МИДа, получившем в мировых дипломатических кругах прозвище «Мистер Нет» за упертость и консервативность: «Помню папу на пляже. Он никогда не раздевался. Так и сидел в брюках, рубашке с галстуком и шляпе. Снимал только пиджак. Он не считал удобным для советского посла ходить в трусах перед иностранцами. Журналисты могли изловчиться, сделать любую фотографию и представить папу в смешном или неловком виде». Как видим, в данном случае, у столь консервативного поведения «Мистера Нет» имеется хотя бы разумное объяснение – стремление не уронить престиж великой державы перед лицом буржуйских папарацци. (Не скрою, доживи Андрей Андреевич до наших дней, очень бы хотелось узнать его мнение о руководителях, позирующих перед журналистами с голым торсом!)
Однако, к чести вымышленного персонажа сатириков и вполне реального Громыко, они, в отличие от оскорбляющихся по каждому поводу современных праведников, не требовали для себя никаких отдельных преференций и особо оговоренных мест, а стоически переносили собственные неудобства на общем (подчеркиваю!) пляже.
Между тем, возрождение пляжного ретро-изобретения в виде передвижных купалок, пускай и заимствованного все у тех же англичан, может оказаться гораздо более эффективным средством снятия дискомфорта сторонников консервативных ценностей на городских пляжах, чем жесткое зонирование посредством строительства глухих ограждений с охраной по периметру. Во-первых, заборы и деление на «М» и «Ж» – это слишком примитивно, к тому же может спровоцировать нездоровый интерес со стороны разного рода вуайеристов и извращенцев.
Во-вторых, этак можно дойти до самой настоящей сегрегации по принципу «только для верующих» или «только для неверующих», что, как вы понимаете, будет работать отнюдь не на пользу национальному единению.
Так почему бы не завести на каждом популярном пляже несколько таких передвижных кабинок – и консерваторы любых исповеданий, требующих сокрытия телесности от посторонних очей, получат возможность реализовать свою потребность освежиться в прохладной водице без нарушения конфессиональных норм, не отрываясь от остального общества. Взял рыдванчик, откатился-отплыл на достаточное расстояние – и резвись себе хоть в сорочке до пола, хоть в хасидских одеяниях, хоть в буркини. И даже, как говорится, в чем мать родила – никто косо не посмотрит, даже в подзорную трубу или призматический бинокль, поскольку одна голова из воды и выглядывает. Влез обратно, переоделся в стенах кабинки – и на суше предстал перед остальной – не очень нравственной – пляжной публикой в прилично-консервативном виде.
Чем не идея для бизнес-стартапа? Ведь, как всем известно, новое – это хорошо забытое старое. А тут выйдет и исторично, и нравственно, и практично. Объявить тендер на изготовление индивидуальных и семейных кабинок, можно и с конфессиональными логотипами. Лошадок завести – и экологично, и приятно для глаз, да и детишкам городским хоть животинок показать. Где лошадок не потянем – катера или небольшие галеры. Рабочие места опять же – кассиры, возчики, уборщики кабинок, ремонтники. Доставка клиентам напитков и мороженого постного, халяльного или кошерного ассортимента специально обученными официантами на аквабайках. К охранным функциям на лето в качестве общественно полезной деятельности привлечь молодежь из близлежащих военно-патриотических лагерей, вооружив наиболее морально устойчивых ее представителей водяными пистолетами – чтобы приучались к традициям и не давали безнравственным атеистам нарушать покой ищущих целомудрия. А также, корректно и никого не покалечив, пресекали любые попытки проникнуть в зоны водной дислокации противоположного пола или попутать мужскую кабинку с дамской. Поелику избыток водных процедур и солнца даже самого благочестивого купальщика во фривольное состояние духа повергнуть способны…
В общем, солнце, воздух, вода и всеобщее благочестие обеспечены. Эх, и жаль же, что нет у нас пляжей ширины и пологости бразильской Копакабаны или Гаити! Или хотя бы Нормандии или аглицкого Блэкпула. Да и купальный сезон коротковат, размахнуться негде. А то бы и впрямь стоило подумать над бизнес-планом российской национальной сети передвижных или плавучих пляжных кабин «Целомудренный ныр». Пилотный проект запустить уже в этом году на Москве-реке или Клязьминском водохранилище, каком-нибудь из больших уральских озер – так и просятся на ум Тургояк или Увильды, или вот хоть в той же Ялте, Евпатории или Сочи.
Можно и денег у государства попросить, этак миллиард-полтора «американских президентов» – в конце концов, чем реализация пляжных прав нравственной публики хуже михалковского «Едим дома» или охлобыстинского ракетно-консервативного телевидения?
И кто знает, вдруг самые закоренелые патриоты и конспирологи, может, все-таки поймут, что «англичанка» умеет не только «гадить», и у нее, да и у других стран, есть чему поучиться матушке России со всеми ее особыми путями».
Ссылка по теме:
Русское лето и английские «гадости». Часть 1 «Будь готов!» >>>
Москва, Макс Орловцев
Москва. Другие новости 11.06.15
11 июня ожидаются следующие события – Челябинск. / Самые крутые слухи недели: наш конь в Сенате. / В Челябинске из-за сильного ветра загорелась квартира. Читать дальше
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2015, РИА «Новый День»