10 минут начетничества взамен 10 часов удовольствия… Авторская колонка Веры Владимировой
Сегодня, в связи с юбилейной датой рождения одного из любимых писателей моего поколения (и многих до и, надеюсь, после) – Антуана де Сент- Экзюпери, позволю себе реплику по поводу неутешительной детали современной жизни – чтения художественной литературы, что перестало доставлять удовольствие. Все понятно: изменилось время, все живут в другом темпе, технологии предлагают ошеломительные варианты визуализации всего и вся, и все- таки…
Одна моя старинная приятельница, не изменяющая свому призванию учителя словесника, уже давно печалится , что ее воспитанники перестали читать. Мол, «тестирую их на знание текста произведения – получаю какие-то дикие схемы. Спрашиваю, кто из героев поразил, вызвал симпатию или гнев – в ответ полное равнодушие. В этом году юбилеи двух «непрограммных» авторов – Экзюпери и Грина («нашего», не английского Грэма) – но, как можно стать нормальным продолжателем рода человеческого, игнорируя, уже, полагаю, на генетическом уровне, «Планету людей» и «Ночной полет», «Маленького принца» и «Бегущую по волнам», «Алые паруса», «Апельсины» и «Блистающий мир»?! Это просто необходимая вакцинация от прозы жизни, учебники любви и фантазии, вызывающие такие духовные парения, что сразу чувствуешь себя и счастливцем, и богачом, а какие снятся сны! Вот я и рекомендовала своим «митрофанушкам» это чтение – была уверена, что сия увлекательная литература заставит их «вспрянуть ото сна» и оковы тяжкие (невежества) падут… Куда там!
Что ты думаешь? На факультативе – опять двадцать пять – сознание сонное, путаница в голове – Фрези, Дэзи, Гёз, Грант, Грэй… Ничего не могу понять… А ты помнишь, как мы, буквально, жили в их выдуманном, таком красивом и, по большому счету, правильном мире?!»
Конечно, помню, как мы зачитывались письмами Экзюпери к уже разлюбленной жене.
Как плакали над одиночеством маленького лиса. И воображали себя единственными в своем роде розочками….
Как в мареве ходили после прочтения сгущенного романтизма Александра Грина. Ассоль и Фрези Грант заставили стать запойным читателем даже моего соседа по парте – Витю, у которого на уме были только физика с алгеброй да волейбол. Теперь этот русско-американский профессор в Таиланде занимается производством чего-то невообразимо непонятного (для меня) для компьютеров. Недавно был на родине, мы встречались, и он вспомнил: «Хорошо, что ты «подсунула» мне «Алые паруса» – я потом всего Грина с упоением глотал – и, знаешь, ничего подобного больше никогда не читал. И за «Маленького принца» спасибо, хотя говорят, это теперь совсем уж считается школьным, детским произведением… Но когда мои дни начинают покрываться пылью – я все-таки беру с полки томище Экзюпери, и будто бы тоже – вместе с ним – «ухожу в небо».
Что я могла сказать в ответ этому седому профессору, чей взгляд больших голубых глаз сохранил детскую наивность?! Только напомнить цитату из сегодняшнего именинника: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» и добавить, что Экзюпери «летящей душой» давным-давно назвал другой чудесный художник – Жан Кокто.
Он берет в руки томик Экзюпери! Да еще легкомысленные любовницы писателя лет 70 назад рассказывали, что проводят сутки напролет с ним в постели… «не в силах оторваться от его блестящих рассказов»! Но я отвлеклась.
Ларчик с причинами равнодушия учеников моей приятельницы к ярким героям упомянутых писателей «просто открывался»: они не читали произведений, они лишь знакомились с их кратким содержанием. В чем, в конце концов, и сознались учительнице: дескать, на синопсис «Бегущей по волнам» нужно потратить 6 минут, а на оригинальный текст потребуется 6 часов. Тоже самое – по « временезатратам» – и с «Маленьким принцем»…
И тогда моя мудрая знакомая нашла выход из тупиковой для ее предмета ситуации: она начала читать для учеников и вместе с ними тексты любимых произведений. Интерьеры кабинета или своей квартиры , где проходят «ленинские чтения» ( так эти библиофильские посиделки окрестили сами дети – преподавателя зовут Еленой) со временем стала дополнять еще и необходимыми «сопутствующими» произведениями искусства – музыкой, что звучала во время чтения, копиями картин… Стала приглашать знакомых артистов, чтобы они читали для ее « ребятишек».
«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*
«Кое-кто – далеко не все, – рассказывает Лена, – процессом чтения прониклись. Ну, хоть какой-то результат моей миссии…Слушай, а вот в стране объявили год литературы, проводят его с помпой, тратят на многие бессмысленные помпезные или откровенно скучные мероприятия немалые деньги – они что, наши администраторы всей толпой не в курсе, что страна не читает?! А таким способом никого «не заставить», тем более не увлечь».
И я полагаю, что она права на сто раз. Еще в советские времена, помню, думала: сколь бессмысленны эти коллективные путешествия по тургеневским, пушкинским, лермонтовским, гончаровским местам для тех, кто не влюблен в их творчество, и уж тем более для тех, кто никогда не открывал ни « Обломова», ни « Онегина», ни «Рудина»… Поездка в Пятигорск или Тарханы, в Старый Крым или Лион, на Черную речку или в Михайловское – паломничество лишь для поклонников произведений классиков. Не их биографии как таковой – ведь по-настоящему все эти достойные обожания художники оживают только в своих произведениях…
Так вот к чему это я – нужно было заявить этот год, раз уж хотели на патриотической волне «оживить» любовь к отечественной литературе, годом литературы и чтения. И именно вторую составляющую попробовать «реанимировать», как это уже 30 лет делают французы.
У них ежегодно с 1989 года проходит совершенно уникальный праздник – Праздник чтения. Ни одна страна в мире до сих пор настолько масштабно не проводит мероприятия, посвященные литературе и книге.
А произошло это после того, как в 1986 году по данным опроса социологов Сорбонны (по инициативе правительства, между прочим и за его счет) оказалось, что около 20% работоспособного населения Франции с трудом читают и пишут. Ужаснувшись таким результатам собственного исследования, их Министерство культуры решило срочно принять меры. Само явление окрестили «феноменом вторичной неграмотности», и с того момента ему уделяют – и национальные власти, в том числе – самое пристальное внимание.
Праздник чтения французская общественность восприняла с большим энтузиазмом. По прошествии 5 лет он был включен в календарь ежегодных культурных событий в стране и сейчас отмечается во второй половине октября (начиная с 16 октября). Трех- или пятидневная программа праздника включает встречи с писателями, поэтами, выставки и презентации книг, книжные ярмарки, научные конференции и семинары абсолютно по всем городам и местечкам страны . В эти дни люди дарят друг другу книги, приносят их в дар библиотекам. Все радио- и телепередачи посвящены литературе и писателям, в газетах публикуются многочисленные посвященные им материалы. В общем, вся страна несколько дней в году живет исключительно литературными интересами. Все другие проблемы отступают на второй план…
Не думаю, что «феномена вторичной неграмотности» нет у нас. Так, отчего бы не перенять чужой симпатичный опыт в его «ликвидации»?! Чтобы еще лет через «цать» не стала антиутопичной явью цитата из Антуана де Сент – Экзюпери: «Черт побери, обитаемая эта планета или нет?»
Москва – Челябинск, Вера Владимирова
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2015, РИА «Новый День»