NDNews.ru продолжает лекцию кандидата искусствоведения Евгении Конышевой «Архитектура как зеркало идеологии». Сегодня речь пойдет о Челябинске: во что по замыслу архитекторов и идеологов должен был превратиться город, заслуживший во время Второй мировой войны имя Танкоград, и что в результате из этого получилось.
Победный образ Танкограда
Итак, в 30 – 50 годах ХХ века в СССР пытались превратить город в целостный организм, единый ансамбль – совершенное и завершенное произведение искусства. Но город оказал сопротивление такому волевому насилию. Город – это естественная среда обитания, живой организм – противоречивый и тотальному планированию не поддающийся. Поэтому все проекты удалось воплотить лишь фрагментарно, и даже то, что было реализовано, отличается достаточным схематизмом, стереотипностью градостроительных и архитектурных решений. Поскольку существовал ориентир на образец, то практически все города послевоенного периода походи друг на друга, разница только в масштабе в зависимость от размеров самого города, а принцип решения городского пространства, язык архитектуры фактически идентичен.
«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*
Город послевоенной эпохи – это неконтролируемый рост территории и населения, это контраст между центром и периферией, между величественным образом центра и обычной жизнью горожан. Центр был воплощением мечты о будущем, в то время как обычный горожанин жил в условиях, далеких от идеала, и бараки, землянки, щитовые дома окраин сохранились на многие десятилетия.
Но, в целом, даже фрагментарно реализованные проекты второй половины 1940-х – начала 1950-х годов и до сегодняшнего дня играют значительную роль в облике городских центров, отражая своим масштабом и торжественными архитектурными решениями идею победного величия.
Челябинск, Николай Бутов, Евгений Полак
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2015, РИА «Новый День»