4 ноября в России празднуют День народного единства. Праздник был учреждён в 2005 году. Прошло 10 лет, но россияне, особенно молодёжь, имеют слабое представление об этом празднике. NDNews.ru предлагается разобраться в его подоплеке и современных оценках с помощью историка Анны Вырупаевой:
«Корнями новый красный день календаря уходит к Смутному времени, причиной которого послужил социальный кризис: борьба всех слоёв населения за улучшение своего положения. Катализатором борьбы стало пресечение царской династии Рюриковичей. После смерти Ивана Грозного в наследниках остались два его сына: средний Фёдор и младший Дмитрий. Первый – мягкий, кроткий, считавшийся юродивым, мало интересовался земными, государственными делами, а второй был слишком мал, чтобы управлять государством. В итоге власть сосредоточилась в руках шурина Фёдора – Бориса Годунова. Умный, осторожный, гибкий Годунов, возвышению которого помогла опричнина, мастерски справлялся с государственными делами. Поэтому, когда умер болезненный Фёдор и погиб малолетний Дмитрий, он становится первым и по сути единственным кандидатом на роль нового царя.
Годунова избирают на царство, и в России, казалось, начинается правление новой династии. Но её срок оказался недолгим. На страну один за другим обрушились три неурожайных года: посевы погибали на корню, не успев вызреть за холодное лето. Начался массовый голод. В целом ещё средневековое российское общество обвинило во всём Годунова – мол, «царь ненастоящий, а от того и все беды». Тогда и возникла легенда о спасении «истинного царя» – малолетнего царевича Дмитрия, открывшая путь к торну самозванцам. Лжедмитрий I в 1603 году объявился в Польше. В 1604 году, приняв католичество, он с помощью польских аристократов собрал войско – около 4 тысяч человек – и двинулся на Москву. Россия сопротивлялась вяло. В мае 1605 года царь Борис, узнав о военных победах Лжедмитрия, по одной из версий отравился, по другой – не выдержал напряжения и умер от сердечного приступа.
«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*
В Москве воцарился новый правитель, который изрядно удивил всех – от простых горожан до родовитых бояр. С виду неказистый Лжедмитрий I проявил недюжие знания, бойкий ум, пылкий характер, прыткость и деловитость. Как пишет русский историк Ключевский, «он совершенно изменил чопорный порядок жизни старых московских государей…. После обеда не спал, не ходил в баню, со всеми обращался просто, обходительно, не по-царски. Сам вникал во всё, каждый день бывал в Боярской Думе, сам обучал ратных солдат». С лёгкостью разрешал в Думе самые трудные дела, а боярам нередко пенял за их малообразованность, говоря, что дескать «они ничего не видели, ничему не учились, что надобно за границу ездить для образования…». Такой расклад пришёлся не по душе русскому боярству, посчитавшему нового государя мотом и не умеющим прилично обращаться с боярами. В итоге возник заговор, власть Лжедмитрия пала, а новым царём стал «коновод заговора», 54-летний боярин Василий Шуйский. Став царём, стареющий правитель тут же отправился под венец, т.к. Годунов, видя в Шуйском соперника, запрещал тому жениться и заводить потомство.
Но и Шуйский продержался у власти недолго. Его «мягкое» правление вызывало всё большие кривотолки: он виделся неправильным, слабым царём. Поэтому снова возникает идея о «ненастоящем» царе Шуйском и истинном правителе Дмитрии. Последний, как утверждала молва, снова спася и опять находится в Польше. Так появляется фигура Лжедмитрия II. Он, как и предшественник, идёт на Москву, но не доходит до столицы и «оседает» недалеко от неё в Тушино. Ему на помощь спешит польская армия. А Шуйский в свою очередь призывает на подмогу шведов. В итоге и Шуйский, и Лжедмитрий II теряют власть, а разные части страны подчиняют приглашённые армии: север завоёвывают шведы, а юг и Москву – поляки. Страна оказывается разделённой на части. Под угрозу ставится существование самой России.
Раскалывается и русское общество: делится на противоборствующие группы и поддерживает то одного, то другого правителя, связывая с каждым надежды на улучшение своей жизни: крестьяне хотят свободы, дворяне, наоборот, закрепощения крестьян и больше привилегий, боярство – ограничения деспотичной царской власти.
Борьба заканчивается с образованием Нижегородского ополчения, которое, согласно версии депутатов Госдумы, учредивших праздник, освобождает Москву 4 ноября 1612 года. Затем очищает от интервентов всю страну. В начале 1613 собирается Земский собор, который избирает нового царя. Им становится 16-летний Михаил Романов. Во время его правления Россия становится полумонархией, т.к. все важные решения в государстве не принимаются без созыва представительного органа, куда входят почти все – от бояр до государственных крестьян – Земского собрания.
Вокруг ключевой даты, ставшей государственным праздником, все последние 10 лет не утихают споры: многие указывают на то, что праздновать в этот день россиянам нечего – события развивались не так, как себе представляли власть предержащие в 2005 году. Как уже писал NDNews.ru, наиболее значимая дата – 1 ноября, когда ополченцы и казаки отбили Китай-город. А польский гарнизон в Кремле капитулировал гораздо позже: по некоторым данным, только 6 декабря. Кстати, ворвавшиеся в Кремль казаки под горячую руку чуть не прикончили будущего царя Михаила Романова и его мать Ксению Ивановну, сидевших в осаде вместе с поляками. Победители считали коллаборационистами всех, кто причастен к Семибоярщине, а дядя будущего царя Иван Никитич Романов был одним из этих семи. А вот 4 ноября ничего значительного не произошло.
Но сегодня, на наш взгляд, куда важнее споров о точности даты обратить внимание на сам факт появления нового праздника вместо старого. Очевидно, что 4 ноября был введён на замену советскому 7 ноября. Историки считают, что отменять старые праздники не есть хорошо. Для этого существует одна веская причина – уважение и принятие собственной истории. Только такое поведение избавляет от регулярного переписывания истории, наступления на одни и те же «грабли», высокомерного и неуважительного отношения к ошибкам (а также достижениям) собственного прошлого.
В этом плане показательна Германия, которая не замалчивает и не пытается избавиться или убрать в дальний ящик свои «неудобные» памятные даты. Речь идёт в первую очередь о нацистском прошлом. В ФРГ ежегодно вспоминают тяжёлые даты этого периода на самом высоком уровне. Это происходит не потому, что немцам приятно бередить старые раны, но потому что только таким образом возможно не скидывать со счетов старое, пытаясь построить без него «светлое будущее». Без учёта «старого», как показывает история, невозможно двигаться вперёд, не пробуксовывая и не застревая на одном и том же месте только в иных вариациях и трансформациях.
Россия в этом плане в очередной раз идет по «особому пути», всякий раз пытаясь перекроить собственное прошлое и народную память под задачи современного политического момента. Так, в 2004 году некоторые чиновники и депутаты решили, что пора уже искоренить память о советском прошлом из российской праздничной традиции, но впопыхах, не особо разбираясь, назначили новый праздник, опираясь на церковный календарь, не соответствующий светскому. И теперь – вот уже 10 лет – мы отмечаем 4 ноября годовщину осеннего дня 1612 года – дня, когда ничего исторического для нашей страны не произошло.
Ссылки по теме:
Юрий Шевчук: «День народного единства спущен сверху какими-то дураками кремлевскими» ДДТ – усталые, но непокоренные (ВИДЕО, ФОТОРЕПОРТАЖ) >>>
День народного единства на Южном Урале обойдется без шествий и демонстраций Возможно, потому, что праздновать особо нечего >>>
Челябинск, Анна Вырупаева
Челябинск. Другие новости 03.11.15
В Челябинске перевернулось такси, водитель и пассажиры в больнице. / Пешеходную улицу Челябинска окончательно зачистили от общепитовских террас. / В России платежи за коммунальные услуги в 2016 году вырастут в среднем на 4%. Читать дальше
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2015, РИА «Новый День»