AMP18+

Челябинск

/

Хотим Великую Россию, а ждут великие потрясения: самоучитель по экономическому прогнозированию Спецпроект NDNews «Экономика для чайников»

По текущей экономической ситуации и прогнозу на следующий год выводы экспертов расходятся до противоположных. В диапазоне оценок представлены все возможные точки зрения: ситуация хорошая, ситуация плохая, ситуация в чём-то хорошая, а в чём-то плохая. При этом мнения специалистов обоснованы, опираются на факты, и выглядят равноценными – что принципиально невозможно. Естественно, каждый эксперт предлагает свой взгляд и свои критерии в качестве главных, а свой прогноз рекомендует как самый правильный. И это логично: никто не ставит перед собой задачу высказать явно ошибочный прогноз. В рамках спецпроекта NDNews.ru «Экономика для чайников» Сергей Ясинский предлагает простой способ прогнозирования экономических и других тенденций:

«Из всего спектра нам предлагается выбирать «по вкусу» – то, что каждому лично предпочтительней: оптимисты могут выбрать оптимистический вариант, пессимисты – пессимистический, остальные что-то среднее. Но разумные люди понимают, что экономическая реальность не зависит от нашего выбора желательного варианта. Им важно иметь не субъективное представление «по вкусу», а объективную (соответствующую действительности) картину и такой же прогноз.

К сожалению, не только разумные люди формируют реальность. А в последнее время даже не столько они. Вот один из последних примеров. Сначала некие странные личности открыто недоумевают: «почему бы не напечатать достаточное количество рублей, чтобы всем хватило?» И это вызывает разве что сожаление о деградации системы образования. Но затем, примерно в том же духе, высказывается академик Глазьев. И это несколько озадачивает: он действительно академик? Или такой же, как, например, Кадыров? А потом уже само государство заявляет: «мы напечатаем ещё триллион рублей», – демонстрируя тем самым свой уровень представлений об экономике и способах решения экономических проблем. Трудно поверить. По умолчанию предполагается, что уж экономикой-то управляют люди высокообразованные и, безусловно, компетентные в экономических вопросах. А тут такое. То, что дополнительный триллион приведёт к обесцениванию денег (уже приводит, уже «процесс пошёл»), не принимается во внимание. Нам просто говорят, что роста инфляции не будет. Даже не пытаются объяснить, как-нибудь убедительно обосновать своё утверждение. Не будет, и всё.

Как прогнозировать, если действия государства непредсказуемы? Прогноз всё-таки опирается на какие-то рациональные основания. Он возможен, если исходить из предположения, что люди, принимающие решения, разумны. Считаются с объективной реальностью. Имеют разумные цели, формулируют разумные задачи и находят рациональные способы их выполнения. А тут такое впечатление, что их задача состоит в том, чтобы нас удивить. Точней, ошеломить: «Ха! Не ожидали? То-то же!»

Но, конечно, и такие непредсказуемые действия подчиняются закономерностям, действующим в экономике. Допустим, печатание необеспеченных денег вызывает их обесценивание, и потому за этим следует рост цен. А реальная зарплата отстаёт от номинальной. Соответственно, население становится беднее, жить становится грустней. Объективную реальность никто не отменял. Поэтому считается, что разумные власти не станут делать ничего неразумного, так как последствия известны. Вывод: власти неразумны. Это тоже имеет значение, и может быть использовано для прогноза.

Например, возникает новая задача. Её необходимо решить. Чтобы получить прогноз по действиям власти, нужно сначала найти рациональное решение задачи, а затем найти его противоположность. Исходя из тезиса о неразумности государства, именно это нерациональное решение и будет воплощаться в жизнь. Если наша задача в общем виде заключается в том, чтобы улучшить экономическую ситуацию, то её противоположностью станет задача ухудшить экономическую ситуацию. Значит, государство будет действовать именно в этом направлении.

«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*

Возьмём сферу финансов. Для улучшения ситуации необходимо укрепить рубль, понизить ключевую ставку, обуздать инфляцию. Следовательно, рубль будет ослаблен, ключевая ставка повысится, инфляция вырастет. Как это может быть достигнуто? Ну, как-нибудь да может. Очевидно, для этого найдут очередные «разумные» обоснования. Поскольку указанные показатели опираются на другие показатели, которые характеризуют состояние экономики, то результат будет достигаться через них. Например, через цены на нефть и газ. Для ухудшения ситуации, нужно, чтобы рубль подешевел. А чтобы рубль подешевел, нужно, чтобы цены на это сырьё снизились. Значит, государство сделает всё необходимое, чтобы их снизить. Соответственно, курс доллара и евро повысится. Вам ведь нужно, чтобы он понизился, а рубль подорожал? Ну, вот и получите наоборот. Теперь смотрите на объективную реальность. Что мы видим? Нефть и газ дешевеют, рубль дешевеет, доллар и евро дорожают, инфляция растёт. Средство найдено, цель достигнута.

Опираясь на обозначенный метод, попробуем сделать прогноз в цифрах, грубо и прямолинейно – интерполяцией.

На 20 декабря 2014 года курс доллара был равен 60,6825 рубля. На 20 декабря 2015 года он равен 71,3215 рубля. Разница составляет 10,6363 рубля. Теперь складываем: 71,3215 + 10,6363, и получаем 81,9578 рубля. Это прогноз для доллара на 20 декабря 2016 года.

Точно также посчитаем евро. На 20 декабря 2014 года курс евро был равен 74,5727 рубля. На 20 декабря 2015 года он равен 77,4052 рубля. Разница составляет 2,8325 рубля. Сумма: 77,4052 + 2,8325= 80,2377 рубля. На рубль меньше доллара. Это прогноз для евро тоже на 20 декабря 2016 года.

Разумеется, прогноз очень не точный, но сделать точней всё равно ни у кого не получится: сейчас нет ни одного надёжного показателя. А так – по крайней мере, ориентир. И опять же: прогноз условно верен только при условии «разумной» экономической политики.

Ключевая ставка Центробанка сейчас – 11%. Это, конечно «хорошо», но мало. Примерно год назад она поднималась до 17% – вот это было «хорошо»! А та, что сейчас (исходя из абсурдной логики), – это не очень правильно. 11% – с нормальной точки зрения, тоже много, и очень желательно эту ставку значительно уменьшить. Например, Центробанк официально ставит себе задачу снизить её до 4%. Теперь делаем так. Вычитаем 4 из 11, получаем 7. Прибавляем 7 к 11, получаем 18%. Это прогноз ключевой ставки на 2016 год – при условии, что государство будет оставаться «разумным».

Что касается нефти, то Иран уже заявил, что готов продавать её даже по цене 1,5 доллара за баррель. А страны ОПЕК решили бороться за удержание рынков сбыта. Вообще, регулировать нефть можно двумя способами: либо меняя цену, либо меняя объем добычи. Предпочтение борьбы за рынки сбыта означает, что страны ОПЕК выбрали изменение (снижение) цены, следовательно, они тоже готовы понижать до предела – а может, и дальше. Вдобавок, США впервые за 40 лет решили начать продажу своей нефти на экспорт. И вообще, Запад взял принципиальный курс на снижение потребления нефтегазового топлива и переход на электроэнергию. Это стратегический план – что означает, изменения необратимы.

Как известно, сегодняшняя экономика России основывается на нефтегазе: за счёт этого существует вся страна. Остальные секторы экономики неразвиты. Попытка импортозамещения уже с треском провалилась. Из 100 подотраслей только 8 сумели как-то обойтись без импорта. Но это было в первом полугодии 2015 года. Во втором ситуация ухудшилась. А в 2016 году, без сомнения, ухудшится ещё. Соответственно, приведённый выше прогноз по валюте может оказаться не плохим, а очень и очень оптимистичным. Кроме снижения цены на нефть и газ сейчас ещё и уменьшается количество покупателей. Тут российские нефтяники применили очень хороший способ ухудшения своего экономического положения – зарекомендовали себя крайне ненадёжным поставщиком. Мало того, что Россия в 2000-х годах превращала бизнес в политическое средство давления: играла ценами на газ, перекрывала поставки, пренебрегала правилами, ставила различные политические условия. Сейчас нефтяники практикуют смешивание «тяжелых» и «легких» сортов нефти в иных пропорциях, чем было обговорено с покупателями: «тяжёлых» сортов теперь добавляется больше. Из-за этого оборудование на заводах покупателей не справляется с переработкой и выходит из строя. А оно стоит дорого. Поэтому покупатели вынуждены приобретать дополнительную нефть «легких» сортов и самостоятельно добавлять её до нужной пропорции. А это тоже дорого и, в общем-то, неразумно. Поэтому всё больше покупателей принимают решение полностью отказаться от российской нефти. При этом они меняют своё оборудование на новое, приспособленное к переработке «легких» сортов. Оборудование очень дорогое, и менять его обратно (чтобы покупать российскую нефть) уже точно не будут – ни при каких условиях.

Таким образом, для России жизненно важной становится задача принципиальной смены экономической модели. Необходим отказ от сырьевой экономики и переход к развитию всех её секторов, к расширению экономического сотрудничества со всеми странами, привлечение в Россию как можно большего числа иностранных компаний, тесное сотрудничество с западными банками, создание максимально удобных и привлекательных условий для ведения бизнеса – не только для иностранных компаний, но и, в первую очередь, для российских. Потребуются очень большие инвестиции в российскую экономику, а таких денег сейчас нет. Выход в том, чтобы привлекать иностранные капиталы и брать кредиты. Для этого России необходимы: стабильность, надёжность, законность. Во внешней политике крайне нужны миролюбие, вежливость, предсказуемость, разумность.

Разумность? Ага, щас! Наш привычный принцип такой: абсурдность, непредсказуемость, хамство, агрессивность. Ещё меньше надёжности, ещё меньше законности, никакой стабильности. Экономическая модель останется прежней: будем доить эту корову – нефтегазовую отрасль – пока она не сдохнет. Все остальные отрасли окончательно задавим, рычагов для этого у нас много, тем более, что отраслям уже много и не надо: чуть-чуть ещё дожать, и готово. Инвесторов напугаем, чтобы они не вздумали инвестировать в Россию, иностранные компании выгоним, желательно ещё кого-нибудь ограбить, посадить или убить. Это чтобы наверняка, чтобы даже до самых жадных и самых терпеливых дошло, что в России небезопасно и невыгодно.

Чем это закончится? И когда?

Так или иначе, это закончится сменой власти и изменением экономической и социальной политики. Вопрос лишь в том, в какую цену нам это обойдётся. На сегодняшний день цена уже высокая: накопилось много «долгов», которые придётся выплачивать. А насчёт «когда» – рискну предположить, что это произойдет в 2017 году. Основание для этого мнения состоит в том, что нынешняя история страны как бы повторяет предыдущие этапы её развития, но в упрощенном виде. Может быть, лучше сказать, пародирует.

Например, в 1914 году Россия вступила в войну. И в 2014 году Россия вступила в войну. В XX веке это произошло в августе. И в XXI веке это произошло в августе (имеется в виду открытая фаза военных действий – до этого было политика «нас там нет»). Примерно через год от начала, Первая мировая война стала позиционной, вялотекущей. В 2015 году идёт такая же вялая, как бы неполноценная, война. Тогда же произошло ухудшение положения с обеспечением продовольствием и, затем, введение регулирования цен, что ещё больше осложнило ситуацию, поскольку торговать стало не выгодно. Сейчас тоже ухудшение материального положения, и, хотя до государственного регулирования цен ещё не дошли, это вполне возможно. Тем более что отдельные попытки уже предпринимались. Ну а далее известная со школы формула: «Верхи не могут управлять по-старому, а низы не хотят жить по-старому». Весной 1917 в России произошла буржуазная революция, а осенью – пролетарская… Вот и проверим Маркса-Ленина.

Челябинск, Декабрь, Сергей Ясинский

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Крым, Москва, Севастополь, Челябинск, Простыми словами, Урал, Центр России, Авторская колонка, Россия, Финансы, Экономика,