«Получилось как всегда»: утилизационный сбор может оставить Россию без отечественной спецтехники
Утилизационный сбор, призванный защитить отечественное машиностроение, может привести к уничтожению отрасли.
Как передает корреспондент NDNews.ru, вступивший в действие в феврале текущего года закон о введении утилизационного сбора с прицепного и гусеничного транспорта поверг отечественное машиностроение в хаос, заявляют южноуральские промышленники и предприниматели.
По идее, плата за утилизацию техники введена с целью поддержки российских предприятий машиностроения: сбор будут платить как российские, так и зарубежные предприятия, но отечественные производители смогут компенсировать его из бюджета.
«Идея сама по себе неплохая. К примеру, в прошлом году импорт занял 25% всего рынка спецтехники в России. При этом 90% агрегатов, пользующихся спросом, могут производить отечественные предприятия. И утилизационный сбор должен был давать определенные преференции нашим промышленникам. Но получилось по Черномырдину: хотели как лучше, а получилось – как всегда», – заявил вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области Семен Мительман.
Утилизационный сбор на спецтехнику начал действовать в феврале, а механизм компенсации не отработан до сих пор: утвержденные документы прописывают его нечетко, а часть бумаг до сих пор не разработана. Не подписано, разумеется, и постановление правительства о выплате субсидий производителям, за счет которых они смогут компенсировать утилизационный сбор.
Ряд предприятий обратились с жалобой в «Опору России» и ОНФ на действия министерства промышленности и торговли РФ. По данным южноуральских экспертов, директора департамента, который занимался этим вопросом, сняли, но процесс дальше так и не пошел. В минпромторге заявляют, что у них нет ни средств, ни ресурсов для решения данной проблемы.
Часть предприятий России пока не испытала на себе отрицательного влияния нового сбора лишь благодаря смекалке руководства. «Сейчас наш прицеп-роспуск стоит 500-700 тысяч рублей, – рассказывает представитель машиностроительной компании из Миасса Игорь Смирнов. – Утилизационный сбор на него составит 450 тысяч рублей. Фактически, мы должны будем увеличить цену на него вдвое. Пока спасает то, что мы запаслись паспортами транспортных средств (ПТС) в прошлом году, и сейчас выпускаем продукцию по ПТС 2015 года, что позволяет сбор не платить. Так, кстати, поступили очень многие предприятия. Те, кто этого не сделал, вынуждены останавливать производство».
Выходом может стать попадание предприятия в реестр крупнейших производителей. Это дает отсрочку уплаты сбора на 90 дней. В таком случае завод успевал бы продать продукцию и уже из денег покупателей выплачивать утилизационный сбор. Однако если не будет действенного механизма компенсации, цены производителям все равно придется поднимать.
«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*
Отметим, обещанный механизм презентовал заместитель министра промышленности и торговли России Александр Морозов в ответе, направленном руководству «ДСТ-Урал» (одно из немногих предприятий Челябинской области, попавшее на сегодня в реестр крупнейших производителей). «В письме сказано, что компенсация будет выплачиваться за 3 дня до срока уплаты утилизационного сбора, – рассказал коммерческий директор предприятия Евгений Калашников. – Я очень надеюсь, что так и будет. Потому что пока механизм субсидий не заработал».
Правда, даже если инструментарий компенсации начнет действовать, нет полной уверенности, что отечественные производители окажутся в выигрыше. Что касается саамоходных машин, компании-производители смогут вернуть практически 100% затрат на уплату сбора. Намного сложнее будет производителям прицепной техники: по предварительным расчетам они смогут компенсировать лишь 60%-65% средств, пошедших на уплату утилизационного сбора. «То есть фактически речь идет об установлении нового налога в размере 5% от оборота. И это при том, что рентабельность в машиностроении сегодня держится, в лучшем случае, на уровне 5-7%», – отмечает вице-президент регионального Союза промышленников и предпринимателей.
В результате итогом непродуманной политики федеральных властей может стать ликвидация крупного сегмента отечественного машиностроения.
Челябинск, Виктор Елисеев
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2016, РИА «Новый День»