Почему не Челябинск? История о том, как амбиции не совпали с возможностями
«Дожив» до 280 лет, превратившись в промышленный мегаполис и войдя 10-ку самых крупных городов России, Челябинск таки не смог справиться с провинциальным комплексом неполноценности. И потому наш город постоянно заявляет какие-то нелепые претензии, претендуя на звание столицы мукомольной, велосипедной, градостроительной и так далее, и тому подобное – вплоть до столицы музыкальной и кинематографической. А все потому, что Челябинск никак не может смириться с тем, что «северный сосед» узурпировал статус столицы Урала. Ведь были же шансы стать первыми, стать главными! Или не было? Об этом в колонке эксперта NDNews Сергея Ясинского:
«Челябинск иногда пышно называют столицей Южного Урала. Это, во-первых, потому, что официальное наименование – областной центр – звучит по-административному уныло, безжизненно и безрадостно. А во-вторых, в этом отражается противопоставление Челябинска Екатеринбургу, «столице Урала», который носит этот титул как бы официально. Особенно, после того, как в 2000 году был образован Уральский федеральный округ с центром в Екатеринбурге. Так проявляется давнее подспудное соперничество двух крупнейших городов Урала за право быть первым. Челябинцы тоже хотели бы жить в «столице Урала» – при условии, что это Челябинск. Хотя в жизни челябинцев это желание никак не проявляется.
Вот в Екатеринбурге, например, в 1993 году активно начался процесс преобразования Свердловской области в Уральскую республику. Они даже успели провозгласить эту свою «Уральскую республику в составе Российской Федерации» (1 июля 1993 г.). А в сентябре, вдобавок, к этому проекту присоединились главы Челябинской, Пермской, Оренбургской и Курганской областей, подписав заявление о намерении участвовать. Естественно, поднялся большой шум и, в результате, в ноябре Ельцин своим указом всех разогнал.
Дело закончилось ничем. Но оно было. И началось в Екатеринбурге, а не в Челябинске. То есть, этот эпизод можно считать аргументом в пользу права Екатеринбурга быть столицей. Ведь, если бы всё получилось, то так бы и оказалось.
Но ведь жизнь началась не в 1993 году. Разве не могли в прошлом обстоятельства сложиться в пользу Челябинска? Сегодня наш город не намного меньше Екатеринбурга: 1,19 млн. жителей у нас против 1,44 млн. у них. У нас современный город с развитой инфраструктурой и промышленностью – ничем не хуже. Так почему не Челябинск – столица Урала?
Если речь о прошлом, значит, нужно смотреть в прошлое. Смотрим.
С самого начала Екатеринбург – промышленный город. Он даже возник в марте 1723 года под названием Новозачатые Исетские заводы (а в сентябре Екатерина I разрешила назвать город Экатеринбурхом). И всю свою историю он был и остаётся преимущественно промышленным городом.
Челябинск развивался как город сельскохозяйственного и торгового назначения. Как всем известно, он возник как крепость, для поддержки заселения уральского региона переселенцами из центральной части страны. Но вся округа была сельскохозяйственной, и это предопределило ориентацию экономического развития нового поселения. Дальнейший рост города был спровоцирован строительством железной дороги. Но кроме железной дороги, промышленность в Челябинске была представлена слабо. Да и та целиком и полностью была связана с сельским хозяйством – изготовление плугов, молотилок и так далее, мукомольные предприятия, и всё такое. И в то же время отчётливо была выражена его торговая направленность: склады, магазины, торговые пути, собственно, и сама железная дорога ценна была, в первую очередь, возможностью перевозки по ней товаров.
И это различие между двумя городами не только очевидное и существенное, но и принципиальное. И вот почему.
Административно-территориальное деление России устарело ещё при самодержавии. Оно затрудняло управление страной и мешало ей правильно развиваться. Поэтому большевики, захватив власть, сразу же от него отказались и стали делить по-своему, экспериментируя на ходу. Но, одновременно с этим, они проводили большую работу по подготовке полноценной административной реформы – включая исследование ситуации на местах. Не только в городах, а вообще во всех населённых пунктах. А потом полученные данные тщательно изучали в Госплане и составляли проект административно-территориального деления, исходя из экономического характера и хозяйственного значения каждой территории. И после того, как все вопросы проработали, с 1923 года, реформу стали осуществлять.
Урал, кстати, оказался первым регионом страны, подвергшийся этому реформированию: в 1923 году была образована Уральская область, которая была составлена из Пермской, Екатеринбургской, Челябинской и Тюменской губерний. Областным центром стал Екатеринбург. Это решение было предопределено указанной выше разницей. А если ясней, то вот:
Екатеринбургская губерния была полна пролетариата. Которому нечего терять, кроме своих цепей. Там было перспективное революционное движение. Там сам Яков Свердлов, не покладая рук и ног, агитировал и организовывал пролетариев на борьбу с самодержавием.
А Челябинск? Чем он знаменит? Он знаменит антибольшевистским контрреволюционным восстанием. 14 мая 1918 года челябинцы, вместе с солдатами чехословацкого корпуса, устроили вооружённый мятеж, который разросся в настоящую гражданскую войну и распространился на всю территорию России.
Екатеринбург был пролетарским, антисобственническим городом, а Челябинск – крестьянским, казачьим, мелкобуржуазным, то есть частнособственническим; Екатеринбург был революционным, а Челябинск – антиреволюционным; Екатеринбург был за большевиков, а Челябинск – за самодержавие (хотя, скорей всего, просто, за порядок и спокойную жизнь).
Советская власть была пролетарской. Крестьяне, казаки, купцы, капиталисты были её враги. А Челябинск как раз и состоял из крестьян, казаков, купцов, капиталистов, и т.д. Городское мещанство не разделяло революционные ценности и к революционерам относилось с неприязнью.
Ну и где, спрашивается, большевикам делать «столицу Урала»? В городе нечеловечески прославленного Якова Свердлова или во враждебном Челябинске? Напоминаю, это 1923 год: гражданская война только-только закончилась. Гражданская – потому, что война граждан. Но только не между собой, как любят врать большевики, а война граждан против большевиков. И где же она началась? Вот именно…»
Челябинск, Сергей Ясинский
© 2016, РИА «Новый День»