российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Суббота, 20 апреля 2024, 00:33 мск

Новости, Кратко, Популярное

Архив
Сергей Цеков: Нельзя утверждать, что люди не из Крыма взяли под свой контроль полуостров «Русское единство» на выборах в Крыму возьмёт второе место после Партии регионов

Почему всекрымское движение «Русское единство» еще недавно оппонировавшее Партии регионов, вошло во властную коалицию с «регионалами»? Могли ли в нынешней ситуации крымские политики сформировать руководство автономии без участия донецких «варягов»? Будут ли русские организации полуострова протестовать против учений «Си-Бриз», если их проведение санкционирует Верховная Рада Украины? На эти и другие вопросы в интервью РИА «Новый Регион» ответил вице-спикер Верховного Совета Крыма, сопредседатель «Русского единства» Сергей Цеков.

«Новый Регион»: Всего около полугода назад представители «Русского единства» покинули свои посты в крымской власти и ушли в оппозицию к Партии регионов. Теперь же вы вновь в коалиции с «регионалами» и снова занимаете ряд руководящих должностей. С чем связаны такие резкие повороты в политике движения?

Сергей Цеков: Если вспомнить историю наших взаимоотношений, то мы были в большей степени в оппозиции к спикеру Анатолию Гриценко, к симферопольскому градоначальнику Геннадию Бабенко. Прежде всего, у нас были претензии к тем, кто руководил Крымом и столицей автономии и к тем, кто очень серьезно влиял на их решения, в частности, к депутату Александру Мельнику. Даже за те пять месяцев нашего неучастия в руководстве Верховного Совета и Совмина Крыма отношения с Партией регионов у нас в общем-то строились неплохо. У нас хорошие отношения с руководителями районных и городских организаций ПР, с руководителями ряда областей Украины. Например, с нынешним губернатором Луганской области Валерием Голенко у нас связи давние и просто дружеские. Очень хорошие отношения с Вадимом Колесниченко, который возглавляет движение «Русскоязычная Украина», а я у него являюсь заместителем. Так что, все переплетается.

Наше повторное вхождение во власть связано с тем, что произошла смена крымского руководства – ушел в отставку Анатолий Гриценко, на его место пришел Владимир Константинов. На протяжении всех лет работы в парламенте, Владимир Константинов позиционировал себя, как наш сторонник. Он всегда поддерживал нормативно-правовые акты, связанные с защитой русских и русскокультурных крымчан, с сохранением отечественной истории, недопущением пропаганды фашизма. И когда мы поняли, что он имеет реальные шансы стать председателем Верховного Совета Крыма, мы активно его поддержали.

Перед этим около одного месяца был очень сложный период, когда Анатолий Гриценко не желал выполнять предложения избранного Президента Украины Виктора Януковича, высшего руководства Партии регионов и не уходил в отставку. Именно в этот период мы активно поддержали Владимира Константинова, и в результате этой непростой совместной работы произошло наше возвращение в руководство парламента и правительство республики.

Хотя, теперь мы вернулись в несколько ином качестве. В прошлый раз мы были хорошо представлены в президиуме Верховного Совета Крыма – там было три представителя Русской общины Крыма, а позже – «Русского единства». В Совете министров наших представителей практически не было, кроме министра культуры, который, к сожалению, повел себя некомандно в той критической ситуации, которая сложилась в прошлом году. Сегодня мы усилили свои позиции в Совмине – заместителем председателя правительства стал Андрей Козенко. Несмотря на молодость, он обладает необходимыми знаниями и профессиональными навыками, и считаю, что у него хорошее будущее в крымской политике, а может и в рамках Украины, или даже единого союзного государства, если такое будет создано.

«НР»: Вас не смущает, что крымских политиков отодвинули на второй план, а ключевые посты заняли «донецкие»?

С.Ц.: Не надо так однозначно утверждать, что люди не из Крыма взяли всё на полуострове под свой контроль. Мы же тоже не овцы, согласные со всем, что будут делать те, кто приехал на полуостров из других регионов Украины. Если они будут работать на благо Крыма и крымчан, в частности, если будут уделять внимание безусловному соблюдению полномочий автономии, и даже их расширению, то, думаю, у нас сложатся нормальные отношения. Если же будут какие-то действия, направленные на невыполнение обязательств перед русским, русскокультурным населением Крыма, если ничего не будет делаться для наведения порядка в земельных отношениях и мы увидим очередную попытку заигрывать с меджлисом и узаконить самозахваты, если начнется наступление на права автономии, попытки урезать наши полномочия, то, естественно, тогда наша оценка действий новой власти будет, мягко говоря, отрицательной. Тогда это будут совсем другие отношения.

На сегодняшний день нас приход новых людей не пугает, хотя, конечно, мы хотели бы видеть у руля республики крымчан, патриотов Крыма, людей, способных подняться над личными и групповыми интересами во имя автономии в целом, ее будущего.

Но, к сожалению, то удручающее состояние, в котором на данный момент оказался Крым (речь идет об экономике, социальной сфере, земельных отношениях, рекреационном комплексе, портовом хозяйстве, межнациональных отношениях), создано не приезжими, а крымчанами. Можно только констатировать, что на нынешнем этапе среди крымчан не нашлось достойных людей. Эти люди, по всей видимости, должны были быть из рядов Партии регионов, но из-за конфликта в её Крымской организации не оказалось тех, кто мог бы возглавить Совет министров республики.

Но ситуация не только сложная, но и благоприятная – президентом стал лидер «регионалов». Следует так же понимать, что крымчане в подавляющем большинстве на выборах поддержали Виктора Януковича, и странной была бы наша позиция, которая бы выразилась в отказе поддержать ту фигуру на место председателя Совета министров, которую предлагает президент. Мы поддержали президента, мы ему доверяем, он предложил кандидатуру Василия Джарты – мы с этим согласились, но нужно еще посмотреть, как будет дальше.

«НР»: Есть большая доля вероятности, что местные выборы и выборы в крымский парламент состоятся ближайшей осенью. Решило ли уже «Русское единство», в каком формате оно будет участвовать в избирательной кампании – в блоке с «регионалами» или отдельно?

С.Ц.: Я думаю, что в этом вопросе определяющей будет позиция Партии регионов. Уже сегодня я с большой долей уверенности могу сказать, что ПР против того, чтобы вновь создавать блок с нами, и пойдет на выборы самостоятельно. Соответственно, тогда и мы пойдем самостоятельно. Мы, к нашему удовольствию, сформировали движение «Русское единство». Процесс его формирования был непрост и он еще не завершен, но мы считаем, что за «Русским единством» большое будущее. В частности, мы считаем, что это движение и сформирует на полуострове настоящую крымскую патриотическую политическую силу, которая очень серьезно будет влиять на происходящие здесь процессы.

Видимо, пойдем на выборы двумя отдельными колоннами. Я бы не сказал, что это будет параллельный поход, такое возможно, когда есть согласие между сторонами. Пока мы не получили от ПР согласия на такие партнерские отношения. Более того, во фракции ПР в нынешнем составе Верховного Совета есть очень много людей, которые не хотят с нами сотрудничать.

Но есть определенная уверенность, что новое руководство Крымской организации ПР будет настроено на то, чтобы в новом составе парламента создать с нами коалицию.

«НР»: Тем не менее, электоральные поля ПР и «Русского единства» пересекаются, и это создает почву для конфликта в ходе избирательной кампании.

С.Ц.: У нас электоральные поля в Крыму не пересекаются только с БЮТом, меджлисом и Рухом. А со всеми остальными – с Партией регионов, коммунистами, партией «Союз», может, в меньшей степени, с блоком Куницына – мы конкурируем. В общем-то, мы не настроены работать на «минусах» – вести кампанию жесткой критики, высокой конфликтности, тотальных обличений. Мы будем доказывать, что не столько наши конкуренты плохи, сколько мы хороши и более достойны быть той политической силой, которую должны поддержать крымчане. В частности, мы надеемся, что наше представительство в новом составе Верховного Совета Крыма будет довольно серьезным, что наших депутатов там будет не менее 15-ти. По опросам, на данный момент, мы находимся на 2-3 местах по популярности. Поэтому мы ставим задачу, чтобы «Русское единство» на выборах в Крыму взяло второе место после Партии регионов, причем, с высоким процентом поддержки, и это вполне реально.

«НР»: Прошло уже некоторое время после формирования нового руководства парламента и правительства. Уже определено, на каких основных направлениях сконцентрирует свои усилия власть в ближайшие месяцы?

С.Ц.: Мы очень быстро после формирования новой власти вошли в режим активной работы. Понятно, что, с учетом кризиса, экономика, наполнение бюджета – это темы наиважнейшие. На этом направлении активная подготовительная работа ведется правительством Крыма при непосредственном участии Председателя Верховного Совета Владимира Константинова.

Второе важнейшее направление – наполнение и расширение полномочий автономии. Мы подняли еще на прошлой неделе наши проекты, которые Анатолий Павлович (экс-спикер А.Гриценко, – ред.) настойчиво держал под сукном более трех лет. В частности, постановление ВС о создании парламентской рабочей группы по взаимодействию с Верховным Советом Украины по вопросам, касающимся конституционных полномочий АРК. Мы надеемся, что эта рабочая группа при поддержке правительства, используя возможности и связи Василия Джарты, взаимодействуя с фракцией ПР в Верховном Совете Украины, поработает прежде всего над теми положениями в Конституции Крыма, которые не позволяют нам в достаточной степени реализовывать полномочия республики. В частности, речь об отмене пресловутой «поправке Зайца», о принципах формирования бюджета, которые так и не реализованы за много лет.

Кроме того, есть вроде бы простой вопрос, который оказалось сложно решить, это право парламента автономии на принятие крымских программ по различным направлениям. Парадоксальная ситуация: любой сельсовет может свободно принять, например, программу поддержки русского, украинского, крымско-татарского или любого другого языка. А ВС Крыма программу поддержки украинского языка принять может, татарского – тоже, а русского – нет. Почему? А потому что в Конституции Украины написано, что Верховный Совет Крыма может принимать программы только в развитие общеукраинских программ, а на Украине программы поддержки русского языка нет.

Есть еще ряд положений в действующей крымской Конституции, которые необходимо пересмотреть и внести поправки, которые бы расширили возможности автономии. В конце концов, Партия регионов своей основной задачей считает уважение к самобытности регионов и расширение их самостоятельности. Поэтому, если Виктор Ющенко ветировал бы решения украинского парламента, касающиеся крымских полномочий, то Виктор Янукович, я думаю, без особых колебаний их подпишет.

Третье основное направление – решение языковой проблемы.

Речь идет о выполнении ст.10 Конституции Украины, ст. 10 и 14 Конституции Крыма и Постановления Верховного Совета Крыма, принятого еще в 1998 году, в которых говорится о гарантиях сохранения, функционирования и развития украинского, русского и других национальных языков. Уже прошло первое заседание парламентской рабочей группы, которая занимается этой проблемой. На нем речь, конечно, в первую очередь шла о русском языке, поскольку он на полуострове ущемляется больше остальных. В этой связи мы решили подготовить проект закона о гарантиях, обусловленных в вышеназванной статье Конституции Украины, который будет рассмотрен Верховным Советом Крыма и подан в Верховную Раду. Там у нас много народных депутатов из Крыма, в том числе и от Партии регионов. Они могут выступить с законодательной инициативой о рассмотрении и принятии этого закона.

Кроме того, будет выработано аналогичное постановление крымского парламента, регулирующее языковые вопросы на территории автономии. Будем касаться всех направлений, всей сферы функционирования русского языка. Попытаемся изменить ситуацию и в тех структурах, которые напрямую подчиняются Киеву, но ведут переписку с жителями Крыма. Речь идет, в частности, о прокуратуре, милиции. Будем требовать, чтобы решения судов гражданам выдавались на русском языке. Внимательно подойдем к рекламе, кинопрокату, к тем же дорожным указателям. Сегодня, понимая, что надо достигать согласия между основными национальными группами, живущими в Крыму, члены рабочей группы пришли к выводу о необходимости установки указателей на трех языках: русском, украинском и крымско-татарском. Кроме того, Крым – курортный регион, и нам хотелось бы, чтобы сюда ехали отдыхающие не только из России, а со всего мира. Поэтому решили, что правильнее было бы на основных магистральных направлениях ставить дорожные указатели на 4 языках – в том числе, на английском. Это было бы цивилизованно.

Уже на этой неделе состоится расширенное заседание рабочей группы под председательством Владимира Константинова. Мы пригласим на него министров, председателей Рескомитетов, представителей прокуратуры, управления юстиции, милиции, дорожных служб, кинопрокатчиков и ряда других организаций. Обсудим, как нам двигаться дальше и какие решения принимать, чтобы обеспечить свободное функционирование, прежде всего, русского языка в Крыму, при этом, давая возможность представителям остальных ведущих этнических групп также свободно получать образование, общаться с органами власти на своем родном языке.

Помимо этого, мы намерены поднять на более высокий уровень фестиваль «Великое русское слово». Всегда его организация проходила с большим скрипом. Если раньше я был председателем оргкомитета (от предложения возглавить оргкомитет А. Гриценко отказался), то сейчас председателем будет глава Верховного Совета Владимир Константинов. Мы проведем очень серьезную подготовительную работу, чтобы привлечь к организации фестиваля практически все регионы Украины и как можно больше регионов Российской Федерации. Постараемся поднять уровень представительства на фестивале, чтобы он стал более внушительным, чем на прошлом. Хотя и в 2009 году представительство было довольно высокое – восемь председателей областных советов, это внушительно для фестиваля, который не поддерживался центральной властью Украины. Надеемся, что на этот раз украинское Министерство культуры окажет нам помощь, чего не было на трех предыдущих фестивалях.

Надеемся также, что кроме традиционного участия глав областных советов, теперь к нам приедут и губернаторы ряда областей Украины, а возможно и Российской Федерации. Мы обязаны сделать фестиваль стабильно ежегодным, чтобы уровень его проведения не менялся в зависимости от конъюнктуры, от того, кто руководит Верховным Советом Крыма. Хотя, Русская община Крыма, которая на сегодня является составной частью Всекрымского общественно-политического движения «Русское единство», не собирается отказываться от роли инициатора и одного из организаторов этого фестиваля. Мы ведь не только крымские ресурсы использовали для организации «Великого русского слова», мы привлекали очень серьезные средства из-за пределов Украины, и сегодня способны привлечь их не меньше, чем в прошлые годы и даже существенно увеличить объем такой помощи. Целый ряд физических и юридических лиц Российской Федерации готовы нам такую поддержку оказать. Уверен, что через какое-то время фестиваль будет проходить во всех населенных пунктах Крыма. Следует также отметить, что фестиваль не только фольклорный – это серьезная площадка для обсуждения важных вопросов, прежде всего, касающихся российско-украинских отношений, это площадка для встреч экспертов, политиков, ученых.

«НР»: Как поведет себя «Русское единство», если коалиция в Верховной Раде Украины, в которой ведущую роль играют «регионалы», разрешит проведение в Крыму учений «Си-Бриз»?

С.Ц.: Мы будем протестовать – нечего НАТО делать в Крыму. Верховная Рада разрешит, а мы будем протестовать.

«НР»: Раиса Богатырева пока остается на посту секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины. А ведь она в свое время не раз делала заявления о необходимости вступления в НАТО и против придания государственного статуса русскому языку. Вас это не смущает?

С.Ц.: Мы останемся оппонентами таких людей и таких политиков. Те политики, которые заявляют, что русский язык нельзя делать государственным, это недальновидные люди. Это политики, которые так и не разобрались в той ситуации, которая складывается на Украине. Они не желают, чтобы Украина процветала, чтобы все ее граждане чувствовали себя комфортно, и чтобы Украина стала единым государством. А единой она будет только тогда, когда русский язык станет государственным.

Симферополь, Андрей Дорофеев

Симферополь. Другие новости 29.03.10

«Ни один не верит, что теракты – дело рук террористов…». Блоггеры о трагедии в Москве. / Активисты «Союза» привели в порядок бесхозный мемориал бойцам 320-й стрелковой дивизии. / Украинские националисты: аплодируете словам Путина про «мочить в сортирах» – откажитесь от метро. Читать дальше

© 2010, «Новый Регион – Крым»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках