Правительство Украины забило на обезвреживание химоружия на дне Черного моря Местами содержание продуктов распада отравляющих веществ превышает норму в 3,5 раза
Кабинет министров Украины в нарушение двух международных конвенций отказался от реализации программы по обезвреживанию остатков химического оружия, захороненных в 1941 году в Черном море в непосредственной близости от побережья Крыма. Ложь о том, что ситуация находится под контролем, призвана скрыть факты многомиллионных хищений из бюджета, хотя суммы на реализацию всей госпрограммы смешны даже в сравнении с разворовыванием средств через тендеры. Об этом говорится в расследовании журналиста газеты «Зеркало Недели».
Издание публикует материалы закрытой ведомственной переписки: обращение главы Счетной палаты Украины Симоненко к президенту Виктору Януковичу, согласования различными ведомствами и министерствами проектов постановлений Кабинета Министров, а также письма ученых в профильные министерства о необходимости продления госпрограммы по обезвреживанию остатков химического оружия. Газета констатирует, что данные в документах не оставляют сомнений: власти врут о том, что ситуация находится под контролем, а затопленные контейнеры находятся якобы вдали от курортных зон и не представляют опасности для экологии. Цель дезинформации: скрыть преступную бездеятельность правительства по финансированию и реализации госпрограммы и имена тех, кто разворовывал выделенные на нее бюджетные средства. Кроме того, отказ от продления действия программы с 2010 года – это еще и неисполнение Украиной взятых международных обязательств по двум Конвенциям: «О запрете разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении» и «О защите Черного моря от загрязнения».
«Зеркало Недели» напоминает, что к окончанию действия госпрограммы в 2010-м она была по разным статьям выполнена на 36-44%. Согласно справке директора департамента экономики обороны и безопасности Министерства экономики Неботова, акватория мыса Лукулл обследована частично, Керченский пролив – на 2/3, а юго-восточное побережье Крыма – лишь на четверть. Так, только в Керченском проливе остались 60 саркофагов с обезвреженным химическим оружием, представляющих навигационную и экологическую угрозу, но их необходимо эвакуировать на большую глубину.
«В настоящее время 46 саркофагов (77% от омоноличенных, то есть помещенных в железный саркофаг, который заливается бетоном) находятся на рабочей площадке в прибрежной полосе Керченского пролива на глубине пять метров, но не перезахоронены на большие глубины в соответствии с технологией обезвреживания контейнеров с остатками химического оружия», – сообщал, в свою очередь, глава Счетной палаты Симоненко президенту Януковичу еще в сентябре 2010-го.
«...В результате подводно-поисковых работ исполнители Программы ежегодно выявляют и обезвреживают методом подводного омоноличивания до семи объектов с остатками химического оружия. По состоянию на 2010 года с начала работ уничтожено 113 таких объектов, большинство из которых в омоноличенном состоянии находятся на рабочих площадках и заиливаются в почву с навигационной угрозой для судов», – писал в Минэкономики академик НАНУ и Института биоорганической химии и нефтехимии Кухар. В качестве примера он привел случай 11 ноября 2007 года, когда из-за шторма в районе рабочих площадок с саркофагами на мель были выброшены две баржи с мазутом.
Тот же Кухар приводит данные, которые полностью опровергают звучавшие от официальных лиц заявления о безопасности заиленных контейнеров и якобы «застывшем» иприте. По словам ученого, необходимость своевременной реализации программы обусловлена, среди прочего, «чрезвычайно сильным мутагенным действием затопленных боевых отравляющих веществ, способных влиять на генетический код даже при минимальной концентрации».
«По расчетным данным, предельный срок разрушения оболочек контейнеров с остатками ядовитых веществ заканчивается в 2010 г., после чего 90% контейнеров будут разрушены в результате коррозионных процессов. Опыт проведения работ по Программе показывает, что при обследовании водолазами районов акватории, где раньше было подтверждено современным оборудованием наличие контейнеров с ядовитыми веществами, в большинстве случаев такие контейнеры оказываются либо заиленными, либо вообще разрушенными», – отмечал академик.
Из письма главы Счетной палаты президенту становится ясным, какая судьба может ждать крымские курорты: концентрация отравляющих веществ в акватории с разрушенными бочками с ипритом или люизитом в непосредственной близости от пляжей значительно превышает допустимую.
«В Керченском проливе, в районе населенного пункта Героевское, которое является зоной массового отдыха населения, содержание мышьяка (продукт разложения боевых отравляющих веществ) в пробе воды превышает допустимый уровень в 3,5 раза. Найденный в июле
2007-го в данном районе частично разрушенный контейнер L 400 с химическим оружием до сих пор остается на месте нахождения неомоноличенным. В районе мыса Белый, где расположены плантации мидий, содержание мышьяка превышает допустимый уровень в 3,46 раза», – приводит данные Симоненко.
При этом остается неизвестным, сколько омоноличенных контейнеров уже перезахоронено, хотя догадаться об этом нетрудно: первая экспериментальная отработка технологии эвакуации омоноличенных саркофагов к местам перезатопления в 25 км от берега была произведена как раз в 2010 году, когда программа прекратила действие. В этом же году были представлены на экспертизу документы по оценке воздействия на окружающую среду, где обосновывается выбор координат районов перезатопления саркофагов. На реальное перезатопление времени попросту не было.
Примечательно, что все необходимые работы на дне Черного моря планировалось выполнить еще в 1997-2002 годах, но действие программы неоднократно продлевалось из-за недостаточного финансирования. Хотя, к примеру, при очередной попытке в 2010-м продлить ее из Госбюджета просили всего 13,07 млн грн – смешную сумму для устранения угрозы экологической катастрофы и потери рекреационного комплекса Крыма и Севастополя.
В целом же на выполнение госпрограммы «Обезвреживание взрывоопасных предметов, оставшихся со времен Второй мировой войны в районе городов Севастополь и Керчь» из бюджета с 2000 года должны были выделить 49,5 млн грн (фактически профинансирована на 28,2 млн или 57%), на работы по Программе поиска и обезвреживания остатков химического оружия, затопленного в исключительной (морской) экономической зоне Украины в 1997-2010 годах должны были выделить 48 млн (фактически профинансировано 26,5 млн грн или 55%). Однако, согласно с выводами аудита Счетной палаты, 76,2% из этих средств были использованы с нарушением законодательства и неэффективно.
Документы ведомственной переписки «Зеркало Недели» публикует на своем портале.
Как передавал «Новый Регион», в 2011 году «Новый канал» сообщил, что 1 200 металлических бочек с боевыми отравляющими веществами лежат вдоль всего побережья Крыма. Их спешно затопили еще в 1941 году перед наступлением фашистских войск. Содержимого одной емкости хватит для уничтожения всего живого в радиусе 40 километров.
По заказу Минэкологии Украины экологическое предприятие «Ситалл» установило местонахождение 500 бочек и определило 11 районов затопления. В 2010 году закончились гарантийные сроки сохранения целостности контейнеров.
«Теоретически возможно, что в 2011 году возможны разломы этих контейнеров», – считает директор «Ситалла» Геннадий Рубцов.
О том, что бочки дали течь, свидетельствуют закрытые исследования харьковской научной лаборатории «Военконвеер 43». Возле визитной карточки Крыма – «Ласточкиного гнезда», где затоплены 24 бочки, содержание мышьяка в воде превышает норму в более чем в 100 раз. Это значит, что иприт и люизит, скорее всего, просочились в морскую воду, сообщал «Новый канал».
Для проверки этой информации сотрудники крымского управления МЧС по личному распоряжению начальника главка обследовали дно Черного моря поблизости от замка «Ласточкино гнездо» в поисках контейнеров с захороненными ядохимикатами.
Спасатели МЧС (10 человек личного состава, химическая лаборатория на базе «Газели» в сопровождении 7 человек, лодка «Комбат»), а также 6 водолазов МРКЦ Севастополя и по 1 сотруднику Азово-Черноморской инспекции и СЭС, при поддержке наблюдателей на частном катере РК «Посейдон» провели забор воды в 5 местах и забор на анализ почвы с морского дна. Кроме того, проверяющие провели визуальное обследование морского дна на площади 5 тыс кв. м. (площадь квадрата со стороной в 70,7 м) с видеосьемкой.
«Результаты визуального обследованиям морского дна информацию не подтвердили», – говорилось в сообщении пресс-службы крымского управления МЧС.
Позже депутаты крымского парламента, «регионалы» Константин Бахарев и Рустам Темиргалиев опровергли информацию об угрозе, исходящей от химического оружия на дне Черного моря у берегов Крыма. По их словам, появление таких публикаций является происками конкурентов, пытающихся отпугнуть туристов от полуострова.
Отметим, что крымское руководство продолжает игнорировать химическую угрозу. Работы по поиску и нейтрализации бочек с боевыми отравляющими веществами не предусмотрены даже в целевой госпрограмме «Экологически безопасный Крым».
Тем временем в распоряжении «Нового Региона» есть документы, подтверждающие угрозу химического заражения моря и побережья (см. здесь). Как говорится в заключении специальной комиссии, при поиске затопленного химического оружия с помощью комплекса «Поиск» обследована значительная часть черноморского побережья Крыма площадью 1500 квадратных километров. Обнаружено 9 районов с затопленными контейнерами, в том числе 2 с затопленным химическим боеприпасом с общим количеством контейнеров – 428 единиц.
В частности, согласно этим данным, 49 контейнеров находятся в море вблизи поселка Черноморское. У побережья Керченского пролива вблизи п. Эльтиген найдено 11 контейнеров.
Одна единица химического боезапаса расположена в районе мыса Ильи в Феодосийском заливе.
В районе мыса Опасный (побережье г. Алупка) сосредоточено 66 опасных контейнеров, около Ласточкиного гнезда (побережье близ Ялты) – 60 контейнеров, около мыса Сотера (побережье близ Алушты) – 70 контейнеров, мыса Каябаши (Балаклавская бухта) – 80 контейнеров с химией, в районе мысов Херсонес и Фиолент – 27 контейнеров, около мыса Лукулл (западная часть Крымского побережья) – 65 контейнеров.
Согласно выводам комиссии, после расшифровки снимков из космоса точность координат захоронений химических веществ определена с точностью до 10-15 метров.
В марте 2011 года проблему с затопленными в Черном море контейнерами с отравляющими веществами признал экс-президент Украины Леонид Кучма. Об этом он рассказал Днепропетровскому филиалу Киевского института проблем управления имени Горшенина в рамках экспертного опроса на тему: «Должна ли Россия принять участие в ликвидации опасности отравления побережья Крыма ядовитыми веществами, затопленными в Черном море в советский период?»
«Это старая проблема. Если придерживаться международного права, то Россия – правопреемник СССР и должна брать на себя ответственность за многое, что оставил после себя Советский Союз. Но учитывая, что страны и народы, в том числе Российская Федерация, не всегда этого права придерживаются, я думаю, нам надо пытаться договариваться с ними. Хотя переговорный процесс с Россией по всем проблемам, которые сегодня есть, в первую очередь по экономическому сотрудничеству, идет с большим скрипом. Но будем надеяться на нормальную позицию Российской Федерации по этому вопросу», – отметил Кучма.
Ссылки по теме:
Кучма о химическом оружии на дне Черного моря: «Это старая проблема» >>>
Прокуратура Крыма тоже занялась поисками химоружия на дне Черного моря >>>
Джарты отправил глашатаев в Киев: убеждать, что Крым невероятно преображается, а химическое оружие в море – происки конкурентов >>>
Власти Крыма игноририруют угрозу химического отравления Черного моря (ФОТО ДОКУМЕНТОВ, ВИДЕО) /// Документы о затопленных бочках с ядами теперь называются «происками врагов» >>>
Крымское МЧС не нашло бочек с ядохимикатами в море около Ласточкиного гнезда /// Искали в квадрате 70х70 метров >>>
Химическое оружие на дне Черного моря травит Южный берег Крыма (ВИДЕО) /// Пролежавшие 70 лет под водой бочки с ядом угрожают курортам полуострова >>>
Симферополь-Киев, Георгий Игнатьев
© 2013, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».