AMP18+

Крым

/

Александр Гресс: «Симферопольским «березовским» пора работать по правилам, чтобы один процент жителей города не диктовал условия всем остальным»

В Симферополе пора возродить культуру чистоты – от замусоренных улиц, до взаимоотношений с бизнесом. Столичным «березовским» надо учиться работать по правилам, чтобы всего один процент жителей города не диктовал условия всем остальным. Об этом в интервью РИА «Новый Регион» рассказал кандидат на пост мэра Симферополя Александр Гресс.

«Новый Регион»: Вы очень много говорите о том, что для решения актуальных проблем города необходима детенизация бизнеса. В случае победы как вы будете решать эту проблему? Что будет с теми предпринимателями, которые за определенную мзду предыдущему руководству получили некие преференции, для них наступят «черные» дни?

Александр Гресс: Можно сказать и так. Я противник острых конфликтов, но, в любом случае, в Симферополе третьего не дано: либо раз и навсегда навести порядок, либо продолжать заниматься конформизмом – того не трогай, сюда не лезь. В итоге подземные переходы превратились в частные лавки, нет коммунальных общественных туалетов, здания детских садов пошли под офисы, вырубаются скверы, парки, незаконно стоятся дома, пристраиваются «стекляшки», на дорогах засилье маршруток – все это кто-то пролоббировал. По сути один процент жителей города диктует условия жизни всем остальным. Придется восстановить статус-кво, при котором для всех будут одинаковые правила. Для кого они не существовали – тому придется тяжко, а кто в них не верил – тому будет легче, и таких большинство, потому что правила будут понятны. У меня уже были разговоры с некоторыми нашими симферопольскими «березовскими», они выказывают свое недовольство моими намерениями.

«НР»: «Один процент» жителей – это же весьма влиятельные люди и в бизнесе и в политике. Они в любом случае, будут контролировать какую-то часть горсовета, а значит, с ними все равно придется договариваться. Вы можете обозначить допустимые границы договоренностей?

АГ: Я не принадлежу к тем, кто, придя к власти, отбирает и перепродает. С малым и средним бизнесом как раз и не придется что-либо пересматривать. Достаточно наладить взаимовыгодный диалог: со стороны власти – дерегуляция бизнеса, упрощенная разрешительная система, отсутствие карательных проверок, со стороны предпринимателей – признание того, что неуплата налогов является преступлением.

«НР»: Вы можете назвать четыре пункта, чем займетесь в первую очередь, если пройдете на пост мэра?

АГ: Конечно. Первым делом это уборка города. Безусловно, что это не должна быть одноразовая показушная акция, нужно менять систему. Помимо того, что на уборку в городском бюджете предусмотрено в два раза меньше средств, чем на содержание органов управления, еще есть масса других нюансов. В ряде микрорайонов нет контейнеров и баков для мусора – бывает, часами ходишь с фантиком и не знаешь, куда его выкинуть. Главное, что культура чистоты в Симферополе находится на самом низком уровне. Я был вчера в школе №2, где учился. Впечатление складывается такое, что в районе прошел ураган «Катрина»: поваленные заборы и ворота, разгромленные детские площадки, все в мусоре – как безлюдная пустыня. У нас низкая культура чистоты и самодисциплины – мусорим-то мы сами, жители города. Срабатывает эффект разбитого окна: людям не так часто приходит в голову мысль запустить камень в окно, но если человек видит, что соседнее окно уже разбито, у некоторых рука тянется за камнем.

Где чисто – мусорить не хочется, где грязно – само собой разумеется. Поэтому чистота улиц является неким ограничителем. В советское время за выброс мусора в неположенном месте обязательно штрафовали. Необходимо возобновить эту практику, как и работу квартальных комитетов, участковых, субботники на прилегающих территориях.

«НР»: В крымском парламенте лежит проект реформы ЖКХ, в которой всю ответственность за коммунальное хозяйство предлагается перевести на потребителей – будь-то общество жильцов многоквартирных домов, или кондоминиумы. Насколько это эффективно для Симферополя?

АГ: В теории все всегда выглядит лучше, чем на практике. Прежде чем перевести внутриквартальные или внутридомовые коммунальные сети на баланс кондоминиумов, нужно осознать, что кому бы мы ни спихнули эту ответственность, порядка больше не станет. Очень соблазнительная мысль – пусть все ремонтируют сами жильцы. Я вчера был в микрорайоне Марьино, где в переулке Щаденко стоит двухэтажный многоквартирный дом. Крыши у здания почти не осталось – все перетянуто целлофаном, вода капает в квартиры. Температура внутри дома едва ли не ниже, чем на улице, в подвале озеро плещется. Жильцы – пенсионеры. Разве они могут справиться самостоятельно с ремонтом? Речь идет о колоссальных затратах, и, чтобы механизм кондоминиумов заработал, необходима комплексная государственная программа с капитальным вложением бюджетных средств. Только после реконструкции коммунальных сетей их содержание и обслуживание можно переводить на пользователей и выравнивать тарифы. Жилищно-коммунальное хозяйство обошли реформы, затронувшие другие отрасли. Оно стало амортизатором всех постперестроечных преобразований: ЖКХ не трогали, все потихонечку умирало и списывалось на дебиторскую задолженность. Без общегосударственной программы мы будем заниматься самообманом – у местных бюджетов нет денег на капитальный ремонт сетей, они просто не предусмотрены Киевом. Если программы не будет, перемены наступят, но гораздо медленнее и болезненней, поскольку деньги придется собирать по крохе.

«НР»: Другие пункты ваших первоочередных действий?

АГ: Восстановление уличного освещения. Я думаю, что за 140 тысяч гривен, которые ежемесячно уходят из городской казны на эти цели, можно нормально освещать город. А-то у нас в некоторых районах фонари и днем горят, а на других улицах их годами не зажигают. Третье – наведение порядка в транспортной сфере. С помощью логистики достаточно просто рассчитать необходимое количество маршруток и их пассажировместимость, учитывая нагрузку на дорожное полотно, выброс углекислого газа, количество жителей в микрорайонах. Все это можно регулировать с помощью такого механизма, как выдача разрешений перевозчикам. Маршруток должно быть ровно столько, сколько нужно. Город предъявит коммерсантам требования – вот такие стандарты и такие объемы перевозок нам нужны. Помимо этого нужно реанимировать «Крымтроллейбус», чтобы экологически чистый транспорт стал выгодным для горожан.

И последнее – это ликвидация очередей при обращении в административные учреждения. Работу горисполкома и райисполкомов максимально перевести бездокументарную форму – через электронные средства коммуникации. Я обращался в посольство США, думал, что обречен на многочасовые очереди, поскольку Америка – бюрократическая страна. Заполнил анкету, отправил ее через Интернет и получил через полчаса ответ с указанием даты и времени моего приема. Все!

«НР»: Для реформ все равно потребуется привлечение средств, то есть инвесторов. Чем для них может быть привлекателен Симферополь?

АГ: Потенциальных инвесторов в Симферополе все привлекает, поскольку здесь есть базовые условия. Город имеет квалифицированную и дешевую рабочую силу, а это главное базовое условие, самая главная статья затрат. В Крыму центр концентрации интеллекта находится именно в Симферополе. Вторая составляющая – это коммуникации. Симферопольская инфраструктура коммуникаций полностью развита: от высокоскоростного Интернета, до железной дороги и аэропорта. Я бы хотел, чтобы в первую очередь инвестиции касались экологически чистого высокотехнологичного производства. Та же сборка электронной техники, программное обеспечение, телекоммуникации, а не изготовление терок для морковки. Есть рабочая сила, есть навыки, которые сегодня позволяют это сделать. Тот же мусороперерабатывающий завод может стать прибыльным бизнес-проектом. Безусловно, центр Симферополя должен быть административным. Это банки, офисы, учреждения, павильоны. Под это можно отвести весь «старый город», куда у властей с советских времен руки не доходят. А людям предоставят квартиры с горячей водой, отоплением и канализацией, которой в тамошних хибарах никогда не было. Для инвестора – это потенциально выгодное вложение, даже с учетом затрат на переселение жильцов.

Предпосылки есть, а инвесторов нет. Почему? Для бизнеса главным условием является комфортность нахождения в той или иной стране. Я не понимаю, кто гарантирует инвестиции в Симферополе? В правовом государстве закон является гарантией работы инвестора, у нас иначе – инвестор приходит, его начинают знакомить с некими чиновниками, должностными лицами, которые хлопают по плечу и говорят «мы все решим». Есть двойное дно, которое не всем понятно. И чтобы это понять, здесь надо прожить несколько лет. И естественно, ты зависишь от чьего-то настроения, от многих посторонних факторов – не факт, что новый начальник не потребует мзду, не факт, что тебя не замордуют справками и какими-то разрешениями, и много чего еще не факт. Поэтому Симферополь в этом плане не просто не привлекательный город, а даже инвестиционно опасный. И вкладывает деньги только тот, кто здесь живет. А городу нужно стартовать не с нолей, а с 3-5 крупных инвествложений, которые продемонстрируют возможность нормальной работы в городе.

«НР»: Все говорят, что в городе нет хозяина. На бытовом уровне о том, у кого дома не текут краны, не скрипят двери, говорят – «у него золотые руки». Что должно быть «золотым» у мэра города?

АГ: Наверное, у мэра должна быть «золотая команда». В то же время без рачительного хозяйского подхода здесь не обойтись – не важно, город это, дом или просто собачья будка. Все равно отношение должно быть хозяйским. И не останавливаться на достигнутом – всегда нужно что-то делать.

«НР»: Команда это объединение единомышленников. Означает ли это, что если Гресс станет мэром Симферополя, состав горисполкома значительно изменится?

АГ: На 90 процентов да. Придут новые лица, новые люди.

«НР»: И вы уверены, что эти новые люди не начнут торговать своими подписями?

АГ: Конечно, человек подвержен соблазну, особенно при благоприятных условиях. Главная гарантия того, что я не лукавлю в своих намерениях бороться с коррупцией, это выборность мэрской должности. Меня не назначают, я никому не обязан своим избранием, кроме горожан. Поэтому никто мне не может приказать, обязать, потребовать. Если будут говорить, что Гресс – это взяточник, то для меня это будет позор, как для коренного симферопольца, который собирается и дальше здесь жить и работать. Я не позволю, чтобы мои подчиненные, пользуясь моим именем, зарабатывали себе «на карман». Поэтому при мэрии появится структура, которая будет отслеживать ситуацию: по заявлениям и звонкам граждан, по информации на специальном веб-сайте, на котором любой горожанин сможет оставить сообщение о конкретных взяточниках. Разбираться с такими чиновниками будут правоохранительные органы. Команда, которая готовится со мной вместе прийти в горисполком, построена на морально-волевых качествах. Все понимают, что главная битва начнется после выборов при выполнении обещаний. Команда есть, и я не романтик, чтобы полностью отрицать коррупцию, но ее уровень будет отличным от нынешнего.

«НР»: Судя по вашим планам, вы рискуете стать непопулярным мэром.

АГ: Для меня мэрское кресло не самоцель, не личная амбиция. Я действительно хочу навести порядок вместе с горожанами в нашем Симферополе и для этого пойду на какие-то жертвы. Мы сегодня живем в ситуации, когда никто никого не хочет трогать, и видим – какие результаты это приносит. Порядка нет, системы нет, все работает на саморазрушение.

«НР»: Из того обилия кандидатов, которые вместе с вами стремятся занять мэрское кресло, есть ли такие, которых вы бы хотели видеть в своей команде?

АГ: Есть, но их фамилии я называть не стану. Наши местные «березовские» сегодня ведут очень агрессивную компанию против своих конкурентов, их политика построена на разрушении. Поэтому я не хочу этих людей подставлять, иначе на них тут же выльется ушат грязи.

«НР»: Вы являетесь кандидатом в депутаты крымского парламента. Какой пост для вас предпочтительнее – депутата или мэра?

АГ: В заявлении при регистрации кандидатом на пост городского головы я написал, что в случае получения других представительских полномочий я от них отказываюсь.

«НР»: Как Вы оцениваете поддержку симферопольцами тех новаций, которые готовите? Вы же встречаетесь с людьми, знаете их реакцию?

АГ: С жителями города давно никто не разговаривал. Люди очень восприимчивые, контактные. При первой встрече требуют все, но потом понимают, что есть вещи реальные, а есть прожекты. Но выборы, это рулетка. Здесь нельзя быть в чем-то уверенным, и праздновать победу раньше времени не стоит.

Симферополь, Анна Холмачева

© 2006, «Новый Регион – Крым»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Интервью, Кавказ, Интервью, Киев, Интервью, Красноярск, Интервью, Крым, Интервью, Москва, Интервью, Нижний Новгород, Интервью, Омск, Интервью, Пермь, Интервью, Приднестровье, Интервью, Челябинск, Интервью, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Юг России, Интервью, Конфликт на Украине, Россия,