Вовремя предать – значит не предать, а предвидеть.
Из кинофильма Эльдара Рязанова «Гараж»
Москва – Киев – Москва, Февраль 18 (Новый Регион, Александр Каратаев) – Иосиф Винский не может не понимать, что пост министра транспорта Украины – последняя ступень его карьеры. Он согласился занять его только потому, что в Блоке Тимошенко ему не позволили заниматься любимым делом – распоряжаться партийной кассой. Этим и страшен дилетант, руководящий транспортной отраслью. Он торопится урвать от государства как можно больше денег, прежде чем уйти на политическую пенсию, считает политический обозреватель Александр Каратаев.
По первому образованию Винский инженер-механик сельского хозяйства. Однако уже в 25 лет он понял, что как специалист карьеры не сделает и стал продвигаться по комсомольско-партийной линии. К развалу Союза Винский дослужился всего лишь до завотдела обкома, поэтому запрет Компартии – стал для него шансом.
В Социалистической партии Мороза, куда стеклась вся неудачливая партноменклатура, Винский довольно быстро стал вторым человеком и «серым кардиналом». Однопартийцы дали ему кличку Коба – за умение провоцировать конфликты и устранять посредствам интриг конкурентов. В 90-е годы СПУ то и дело сотрясали скандалы. В результате из партии уходили яркие политики, а Винский все более входил в доверие к Сан Санычу.
Положение «серого кардинала» позволило ему распоряжаться спонсорскими средствами, стекавшимися в СПУ. Пользуясь безграничным доверием Александра Мороза, он, судя по некоторым фактам, делал это с пользой для себя. Так, по окончании президентской компании в 1999 году Винский приобретает участок 60 соток в центре Киева на Татарке и выстраивает там трехэтажный особняк площадью 453 квадратных метра. Видный социалист Иван Чиж, обвинивший тогда Винского в краже 10 миллионов из партийной кассы, был исключен из СПУ.
Запах легких предвыборных денег понравился Винскому. Спонсорских средств стало гораздо больше в 2002 году, когда СПУ шла в парламент на волне дела Гонгадзе и кассетного скандала. Рядовые партийцы сплетничали, что по итогам компании капитал Винского составлял уже 200 миллионов долларов. За ним закрепилось новое прозвище – «розовый олигарх».
Но денег мало не бывает. Именно Винский убедил Александра Мороза, который, как известно, является противником института президентства, идти на выборы в 2004 году, подсовывая липовые рейтинги. Затея удалась, хотя и не так, как рассчитывали социалисты. Во втором туре им пришлось поддержать Ющенко, но зато после «оранжевой революции» СПУ обрела статус влиятельной политсилы и несколько министерских портфелей.
И тут деньги полились рекой. На выборах 2006 года Винский активно продает места в партийном списке. В каждой области он создает параллельно с партийными структурами штабы, в которые активно привлекает местных бизнесменов. Схема всплыла после скандала в Харькове, где вся областная организация вышла из СПУ из-за того, что Винский заставлял секретарей уступить свои места владельцам «Мегабанка». На Сумщине в это же время в партию вступает крупнейший бизнесмен области Григорий Дашутин. В Кировограде – председатель окружной избирательной комиссии, еще недавно считавший голоса за Януковича.
Видимо в тот момент, Винский посчитал, что ему пора из «куклы» превращаться в маститого кукловода. По итогам выборов ему было обещано место вице-премьера в кабинете Тимошенко. Поэтому неожиданный маневр Мороза, образовавшего коалицию с Партией Регионов, Винский воспринял как личное оскорбление. Он со скандалом выходит из партии и примыкает к БЮТ.
Год работы в оппозиции позволили ему и тут стать одним из лидеров. Однако проворачивать сомнительные схемы во второй по величине политической силе страны оказалось сложнее. Винского стали преследовать скандалы. В разгар внеочередной предвыборной кампании 2007 года видный БЮТовец Григорий Омельченко публично обвинил Винского в том, что тот торгует местами в списке. Он продемонстрировал документы, согласно которым предприниматели Собченко и Волик приобрели места в первой десятке второй сотни за 7 миллионов долларов. Сколько стоили места в первой сотне, можно только предполагать. Попутно выяснилось, что нардеп Винский занимался перепродажей домов, которые строили Собченко и Волик.
Следующий скандал разразился уже после выборов, когда Михаил Бродский пересказал по телевидению свой разговор с №154 списка БЮТ депутатом Барвиненко. Тот якобы жаловался на то, что Винский требует от него заплатить за место миллион долларов. БЮТ взял больше мест в парламенте, чем рассчитывал, поэтому Винский не собирал дань со всей второй сотни до выборов.
В целом бютовский актив не воспринял Винского, карьера в новой партии ему не светила. Однако Тимошенко по достоинству оценила услуги перебежчика на выборах. Винский заставил работать на БЮТ все региональные параллельные штабы бизнесменов, созданные им под СПУ в 2006 году. Это не только обеспечило приток денег, но подорвало позиции социалистов, которые проиграли кампанию.
За оказанные услуги Винский получил пост министра транспорта. Непрофессионал, он прекрасно понимает, что у него нет перспектив в этой должности. Опытный политик, он не может не видеть, что у него нет будущего ни в одной из существующих партийных систем. Поэтому девизом министра Винского стала знаменитая фраза: «После нас, хоть потоп».
Психология временщика проявилась уже в первые месяцы, когда Винский не постеснялся приехать на заседание кабмина на автомобиле Mercedes Benz S500L 4Matic. Комфорт пассажира такого автомобиля продуман до деталей. Кроме вибромассажера и подогрева сидений, владелец седана может смотреть телевизор и применять личные геометрические настройки кресла. Винский пользовался машиной по той же схеме, что и прославившийся как Леша-мерседес глава «Нафтогаза» Ивченко, – арендовал у подконтрольной минтрансу структуры «Служба международных автомобильных перевозок». Кстати, именно она финансировала скандальные поездки другого министра транспорта Николая Рудьковского в Париж и Токио.
Тимошенко поспешила замять скандал, пообещав пересадить Винского «на дрезину». Но амбиции нынешнего министра транспорта и связи несутся со скоростью поезда.
С самого начала своей карьеры на новом поприще Винский активно интересуется деятельностью «Укрзализницы», с одной стороны завышая ведомству финансовый план, с другой, вводя льготные тарифы для знакомых фирм и переподчиняя напрямую себе наиболее прибыльные предприятия. Кроме того, министр задался целью продать стратегический ресурс железнодорожников – щебневые карьеры. Потом «Укрзализнице» придется покупать щебень по рыночной цене, но Винского такая ситуация особо не заботит...
В августе 2008 года министр меняет руководство госслужбы «Укравтодора». Ее возглавляет доверенный человек Винского Вадим Гуржос. Эксперты полагают, что ротация позволит Винскому практически бесконтрольно распоряжаться огромными средствами ранее независимой от министерства структуры. Уже в начале этого года правительству пришлось срочно давать свои гарантии, чтобы спасти «Укравтодор» от дефолта.
Приход Винского ознаменовал смену руководства и на предприятиях морского транспорта. Директором Южного порта был назначен Юрию Крук, сын народного депутата. Он сменил уволенного Александра Гондзу. Также уволен директор ГП «Дельта-лоцман» Виктор Бездольный.
В июле 2008 года Минтранс уволил руководителя Ялтинского порта Федора Бедина, несмотря на то, что тот находился на больничном. Сам Бедин открыто заявил журналистам, что речь идет о попытках Винского получить контроль над дорогостоящей прибрежной землей Южного берега Крыма. «Им (руководству минтранса – прим. ред.) нравятся земли. У нас есть неосвоенных 3 га земли возле воды, вокруг которых давно ходят кругами... Приезжают, фотографируют. Я так думаю, что они торопятся в преддверии того, что их могут разогнать», – утверждал уволенный начальник порта Ялты.
Но наиболее громким стало увольнение начальника Ильичевского порта Геннадия Скворцова, который отказывался лоббировать по приказу Винского интересы компании «Укртрансконтейнер» (дочка российской «Национальной контейнерной компании», принадлежащей Виталию Южилину). Скворцов отказался отдавать «Укртрансконтейнеру» первый и второй контейнерные причалы, которые приносят более половины прибыли порта – около 50 млн. грн. в год.
Увольнение спровоцировало волнения в порту, и Скворцов был восстановлен. Другие уволенные отстаивают свои интересы в судах. Но восстановятся они, видимо, уже при новом министре.
Проверка, проведенная ГУБОП МВД, показала, что в прошлом году чиновники минтранса продали десять автомобилей на 1,3 миллиона гривен без их предварительной оценки, как того требует закон. Еще на 7,5 миллиона гривен транспортники незаконно списали производственного оборудования. В активе Винского также незаконно проведенные тендеры. Так, конкурс на закупку оборудования для Юго-Западной железной дороги выиграла подставная компания, цена на продукцию была завышена более чем в два раза. В итоге участники сделки заработали больше миллиона гривен.
Коррупционные схемы угадываются и в активности Винского в связи с продажей государственного пакета акций Керченского судоремонтного завода. Минтранс оценил объект в 18 миллионов гривен, тогда как экспертная оценка предприятия на 2005 год составляла 18 миллионов долларов.
За прошедший год грузоперевозки Украины всеми видами транспорта сократились на 0,3%. Впервые за десятилетие транспортная отрасль страны сработала в минус. Так, например, объем бюджетного финансирования «Укравтодора» в 2008 г. был сокращен по сравнению с предыдущим периодом на 41% – до 7,667 млрд., объемы выполненных дорожных работ уменьшились соответственно в 1,5 раза. К началу 2009 года рост зарплат в отрасли заморожен, на предприятиях задерживают выплаты и вынуждают сотрудников в неоплачиваемые отпуска.
И лишь амбиции Винского набирают ход. Ввиду отсутствия должной реакции премьера в отношении министра, под руководством которого в министерстве реализовываются коррупционные схемы, складывается впечатление, что Винский действует с согласия и по поручению Тимошенко. Однако, учитывая грандиозный опыт нынешнего министра, который руководствуется правилом: «вовремя предать – значит предвидеть», не за горами тот час, когда Винский в очередной раз продемонстрирует свое «предвидение».
Днепропетровск. Другие новости 18.02.09
Сухогруз New Star затопили российские пограничники – версия. / Черномырдину и российским консулам в Харькове и Одессе могут запретить въезд на Украину. / Очередной «черный вторник» на фондовом рынке. Российские биржи обвалились почти на 10%. Читать дальше
© 2009, «Новый Регион – Украина»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».