Новому президенту ОАО «Российские железные дороги» Олегу Белозерову придется решать целый ряд вопросов, с которыми прежнее руководство компании не было готово разобраться. В первую очередь это урезание чрезмерно раздутых расходов монополии. Также преемнику Владимира Якунина предстоит повышать рентабельность и следовать требованию правительства не сокращать объемы социально значимых пассажирских перевозок. Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники, именно неготовность прежнего руководства урезать затраты могла стоить кресла Якунину. О новом главе РЖД также говорят, что его назначению поспособствовали братья Ротенберги, давно знающие Белозерова и стремящиеся «зайти» в железнодорожный бизнес.
Напомним, накануне стало известно, что премьер-министр Дмитрий Медведев назначил новым президентом РЖД замминистра транспорта 46-летнего Олега Белозерова. Его кандидатура ранее называлась наблюдателями среди возможных преемников Якунина, уходящего в Совфед. Сам Белозеров отказался комментировать свое назначение.
В Минтрансе Белозеров курировал весь финансовый блок (в том числе и ОАО РЖД) и был глубоко погружен в дела отрасли, а также курировал проекты государственного значения, в частности саммит АТЭС, Универсиаду в Казани. Источники называют Белозерова «профессиональным менеджером». Эксперты отрасли говорят, что Белозеров в состоянии как финансист отработать в компании как кризис-менеджер. Главное ожидание от нового руководителя, по словам источников, – изменение замкнутого круга, когда ОАО РЖД постоянно требует либо галопирующей индексации тарифа, либо бюджетных вливаний. Железная дорога должна обслуживать экономику, а не экономика – железную дорогу, поясняет он.
Финансовое состояние РЖД аналитики расценивают как кризисное. Только операционные расходы ОАО РЖД за 2014 год по МСФО составили 1,75 трлн руб.
Источники утверждают, что главной задачей Белозерова станет «оптимизация» расходов РЖД на 10%. Вторая задача – пассажирские перевозки, которые пока приносят компании только убытки. Именно пассажирские перевозки в 2015 году стали поводом для единственной крупной претензии к Владимиру Якунину со стороны первых лиц государства. В феврале Владимир Путин подверг резкой критике политику РЖД по массовой отмене нерентабельных электричек и потребовал немедленно вернуть отмененные поезда. По мнению экспертов отрасли, решение убыточности проблемы пассажирских перевозок достижимо, если РЖД сократит раздутые затраты на ремонты, сделает более прозрачными расходы на локомотивные бригады в пригородном сообщении и приведет их в соответствие с падающим пассажиропотоком, не перекладывая эти расходы на пригородные компании.
«Ведомости» пишут, что назначению Белозерова способствовали Аркадий и Борис Ротенберги, которые хотели «зайти» в железнодорожный бизнес. У Белозерова хорошие отношения с братьями, они знакомы еще с 1990-х годов. Приход Белозерова в РЖД президентом означает перемены, говорит сотрудник монополии, он точно заменит нескольких вице-президентов, возможно, сменит и руководство «дочек», например Федеральной грузовой компании.
По данным «Фонтанки», Белозеров – стопроцентный ленинградец- петербуржец, хотя родился в Вентспилсе. В 1986 году он поступил в Ленинградский финансово-экономический университет, который окончил в 1992 году с перерывом на службу в армии. В середине 1990-х годов он вошел в учредители строительной компании «Лагун», где также официально работал в должности замдиректора по экономике и финансам, ему принадлежала 19-процентная доля в этой компании. Основным собственником был известный петербургский предприниматель Андрей Кадкин. Компания «Лагун» стала крупным подрядчиком «Ленэнерго» и Водоканала, ОАО задействовали в схемах, которые по нынешним временам кажутся сомнительными.
В 1998 году Олег Белозеров ушел работать в «Ленэнерго», тогда же он познакомился с братьями Аркадием и Борисом Ротенбергами, о которых на тот момент о них знали только любители дзюдо, как впрочем, и о вице-мэре Петербурга Владимире Путине. В 1998 году Роман Ротенберг вместе с Геннадием Тимченко создал дзюдоистский клуб «Явара-Нева», почетным президентом которого стал Путин. В работе клуба принимал участие и партнер Белоозерова по ОАО «Лагун» Андрей Кадкин.
В 2000 году Олег Белоозеров покинул «Ленэнерго» и несколько раз менял место работы. Сначала он вернулся в «Лагун» и полгода поработал замдиректора ОАО «Грузовое автотранспортное предприятие №21» – одной из «дочек» группы. Сейчас «ГАТП-21» входит в структуру крупнейшего пассажирского перевозчика города ОАО «Третий парк» и является парком предприятия на Витебском проспекте.
Работал в аппарате полпреда президента в Северо-Западном округе на должности начальника финансово-экономического отдела, в 2001-2002 – замдиректора ОАО «ЛОМО» по управлению корпоративным имуществом. В 2002 году возглавил ОАО «Российская топливная компания», которая занимается поставкой торфа, мазута и угля по всей стране. В настоящее время она на 100% принадлежит государству и считается стратегическим предприятием. Архивная отчетность компании отсутствует в публичном доступе, однако, по данным Forbes, одно время долей в компании владел банк «Северный морской путь» братьев Ротенбергов.
Еще до назначения в «Российскую топливную компанию» Олег Белоозеров был хорошо знаком с петербургским бизнесменом Игорем Чуяном, который в том же 2002 году стал сотрудников ФГУП «Росспритпром» и постепенно дорос до директора этого предприятия. ФГУП координирует работу оставшихся государственных ликероводочных заводов. Братья Ротенберги через аффилированные компании были совладельцами некоторых из этих предприятий, а «Росспритпром» СМИ упорно относили к области их интересов.
В середине 2004 года Олег Белозеров стал заместителем руководителя Федерального дорожного агентства, а в конце того же года возглавил его. При нем крупнейшим подрядчиком Росавтодора стала компания «Мостотрест», которая также частично принадлежит семье Ротенбергов. По данным СПАРКа, в 2005 году общий объем госконтрактов, заключенных «Мостотрестом», составил 15 млрд рублей. В 2007 году речь шла о 12 млрд, в 2010 – 131.
Кроме того, Белозеров хорошо знаком с Дмитрием Калантырским, который долгое время был руководителем банка «Северный морской путь». Также Калантырский является совладельцем ООО «Заозерье», зарегистрированного в Петербурге. Его партнер Петр Орлов владеет одноименной компанией из Псковской области, которой принадлежит база отдыха «Заозерье» в Пушкинских горах. А партнер Орлова по этому бизнесу Светлана Баринова является также учредителем ОАО «Имбирь». Это акционерное общество образовалось после приватизации ГУП «Имбирь», управлявшего банями на углу Среднего проспекта и 5-й линии. Сейчас часть здания сдается под офисы. Еще одним учредителем «Имбиря» является жена нового президента РЖД – Ольга Белозерова.
Замминистра транспорта Олег Белозеров стал в марте 2009 года. Согласно его официальной декларации, в 2014 году он заработал 10,5 млн рублей, его жена – 12,1 млн. Новому президенту РЖД принадлежит квартира в 214 кв.м. на Каменноостровском проспекте, купленная еще в 1997 году.
Ссылки по теме:
Константин Калачев: Якунин – «первая ласточка» >>>
Брат Аркадия Дворковича спрогнозировал рокировку в Кремле после ухода Якунина >>>
Железнодорожный цугцванг: кто выиграл от отмены – восстановления электричек >>>
Санкт-Петербург, Полина Николаева
Санкт-Петербург. Другие новости 21.08.15
В Челябинске нашли виновных в обрушении балкона в центре города, они свою вину отрицают. / Руководитель корпорации «Строительное управление №1» ушел из бизнеса тюменского клана. / На митинг в Реже выйдет более 500 человек: это будет самый массовый протест против власти за последние годы. Читать дальше
© 2015, РИА «Новый День»