AMP18+

Екатеринбург

/

Жизнь с Воробьевым и без: прошлое, настоящее, будущее. ЧАСТЬ 2

«Новый Регион» продолжает публикацию статьи политолога Константина Киселева, посвященной самом громкому политическому событию последнего времени – отставке Алексея Воробьева. Сегодня вниманию наших читателей предлагается вторая часть, которая полностью посвящена новому премьеру правительства Свердловской области Виктору Кокшарову. О том, чего ждать области от этого человека, каким будет теперь региональное правительство, как и с кем Кокшаров будет выстраивать отношения – читайте в нашем материале.

Двумя текстами автор решил не ограничиться: в понедельник будет опубликована заключительная глава. В ней автор подробнейшим образом остановится на ситуации в «Единой России» и на том, что ждет отделение в связи с произошедшими событиями.

Часть 2. Who is mr. Кокшаров?

Назначение Кокшарова состоялось. Депутаты продемонстрировали полное единодушие. Кстати, заметим, что этот факт косвенно доказывает изменение качества политической системы области. Уровень конкурентности в регионе снижается, власть концентрируется в руках губернатора, оппозиция деградирует.

И все же, несмотря на очевидную поддержку Росселя, новому премьеру будет достаточно сложно. Причина, по большому счету, одна – сопротивление бюрократической среды, осложняемое личными отношениями. И это не особенность конкретной ситуации, но проявление неизбежности – к любому начальнику всегда «присматриваются», проверяют «на прочность». Кроме того, пока у Кокшарова недостаточно аппаратного веса. Так или иначе, но министерство, возглавляемое Кокшаровым не самое основное в структуре регионального правительства.

Проблема «административного веса» предполагает решение целого ряда тактических задач. Назовем лишь некоторые:

– определение «собственного» круга полномочий. Например, премьер имеет возможность максимально детально вникать в кадровые вопросы любого министерства, а может довериться соответствующему министру.

– оформление своего собственного экспертного пула и простройка системы аргументации при принятии решений в конфликтных и неоднозначных ситуациях. Кроме того, пока система отношений не устоится, Кокшаров объективно заинтересован в «своем» опытном юристе-советнике, знающем региональное законодательство.

– расширение круга влияния и круга контактов, а также фильтрация контактов. Несмотря на то, что Кокшаров достаточно давно работает в правительстве, но новые люди или старые знакомые, но в новом качестве, неизбежно выстроятся к нему очередь.

– последняя по значимости и очередности из перечня тактических задач – публичность. Сегодня Кокшаров делает все совершенно верно, избегая камер и микрофонов. Ситуация должна измениться к осени. Тогда появление на экранах станет неизбежным и «аппаратно» полезным, хотя злоупотреблять этим Кокшарову едва ли придется.

Если хотя бы перечисленные тактические задачи будет успешно решены, то отношения и с министрами, и с олигархами, и с политиками сложатся «сами собой».

Вывод прост. Кокшаров сегодня находится в противоречивой ситуации: с одной стороны, ему нужно набирать административный, а затем неизбежно и политический, вес, с другой, пока ему нельзя выходить за флажки, на которых крупно написано «технический премьер».

Основные сценарии поведения по отношению к Кокшарову

Первый сценарий продемонстрировал Чернецкий, фактически оскорбив нового премьер-министра. Долго придется учиться Виктору Анатольевичу, не скоро он сможет заменить Воробьева… – таков лейтмотив высказываний Аркадия Михайловича. В сухом логическом остатке – сомнения в компетентности нового премьера. А за этими высказываниями опять-таки логически стоит патерналистское и барское – «вот я бы сделал», «вот я то знаю», «да вот мы с Алексеем Петровичем», «пожелаем начинающему премьеру удачи». И следом пренебрежительное и столь же высокомерное – «Да, мне это и не надо». Не очень приятная, не совсем нравственная и не очень продуманная позиция. Не думаю, что мэр сознательно хотел оскорбить нового премьера, но получилось отменно. И самое главное, что Чернецкий стал одним из многих «тяжеловесов», кто фактически начал учить Кокшарова «жизни», напоминать ему о «серьезности экзамена» и пр. Причем, сделал это явно и …, мягко говоря, не совсем продуманно. Из этого следует любопытный вывод. Высказав свое откровенно патерналистское и покровительственное отношение к Кокшарову, Чернецкий фактически оценил всех тех, кто работает не только и не столько в областном правительстве, но в его собственной команде. Оценил негативно, по-барски, с плеча: «Учитесь, ребята, пока я здесь». Что ж, дипломат из Аркадия Михайловича, как пуля из конфеты.

Зачем это было сделано, не понятно, ведь очевидно, что Кокшаров – из всех имевшихся кандидатур, наиболее приемлемая для администрации Екатеринбурга.

Что любопытно, но в рамках этого сценария работать вольно или не вольно будут многие. И тяжеловесы, и советники, и друзья из прошлой жизни. И все будут учить и «помогать». Особо настырным, возможно, повезет. Более приличные окажутся в стороне.

Второй сценарий – саботаж. Хотя до откровенного саботажа дело не дойдет, но можно быть уверенным, что ряд тяжеловесов устроят новому премьеру «проверку на вшивость». Что ж, и это неизбежно. Подставить начальника, внешне изображая работу и преданность, – «святое дело». Цель проста – поднять свой собственный вес в глазах и губернатора, и премьера. Однако, этот сценарий имеет временный характер. Месяц-два, не более. Затем все нормализуется.

Третий сценарий – отстраненность и наблюдение. И исходя из результатов – решение о присоединении или отторжении нового премьера. Под этим сценарием лежит непонимание перспектив самого Кокшарова. И «наблюдатели» совершенно естественно задаются вопросом: «А надолго ли?». В этом отношении пока никаких сигналов от губернатора не поступило. Вновь все ограничивается журналистскими домыслами, чиновничьими сплетнями и слухами. А не проще ли провести совместную пресс-конференцию губернатора и премьера, на которой дать все ответы на все вопросы, развеять или подтвердить все слухи? Или выбрать иную форму общения с заинтересованной публикой. Ситуация стабилизировалась бы мгновенно. Открытость всегда на пользу делу, закрытость ему во вред.

Четвертый сценарий – абсолютная лояльность и лесть, присяга на верность сегодня и сейчас: «Мы так рады, Виктор Анатольевич!», «Только о Вас и мечтали!».

Пятый сценарий – четкое обозначение проблемы, включенных в проблему интересов и деловой подход. Кроме того, предложение выбора вариантов решений и, таким образом, провокация субъектности самого премьера. Например, Борис Ельцин не любил, когда ему предлагали одно единственное решение. Зачем тогда предлагать? Если оно одно. Нужны варианты. Этот сценарий, судя по стилю работы Кокшарова, наиболее для него приемлем.

Наконец, шестой сценарий связан с поиском опоры в резиденции губернатора. И это тоже вполне возможная тактика.

Конечно, не исключен вариант поиска опоры и у Воробьева, который своей влиятельности не растерял. Тем более, что множество полномочий, прежде всего по согласованию интересов, Воробьев объективно никому передать не может. И почему бы Воробьеву, кстати, не стать президентом Уральской государственной юридической академии, УГТУ-УПИ или иного значимого для области государственного учреждения? Полагаю, что предложения такого рода вполне могут появиться, тем более, что это выгодно и самим этим учреждениям.

Стратегическая ситуация

С учетом вышесказанного, стратегически сложившуюся ситуацию можно оценивать в рамках трех основных парадигм:

– кадровая ротация – кадровая стагнация;

– «создание – потеря» центра силы в административной системе сдержек и противовесов;

– «создание – потеря» центра политического влияния.

Сценарии ротации

Так или иначе, ротация кадров в области – вещь неизбежная. Команда Росселя давно в этом нуждается. И если ротации не произойдет, то не произойдет и никаких изменений в региональной политике и экономике. Сценарии ротации, которая была вольно или невольно простимулирована отставкой Воробьева, могут быть различными:

1. Радикальная ротация кадров в ближайшее время или до выборов в марте 2008 года. 2008 год обозначен не случайно. Радикальное обновление кадрового состава может мгновенно сбить любую электоральную повестку, особенно если она будет складываться не в пользу «Единой России» и областной команды. Такие случаи на практике уже случались.

Однако едва ли губернатор пойдет на такой вариант сегодня, завтра или в обозримой перспективе. Не его стиль и не то время.

2. Отставка нескольких министров. Наиболее часто среди потенциальных отставников называют Туринского, Нестерова, Никонова, Шимановского и Молоткова. Кроме того, уйти в Госдуму может Скляр. Основания для отставок называются самые разные: от возраста до личной преданности Воробьеву. Но, представляется, что по большому счету отставка одного, двух или трех министров ничего не даст. Ничего страшного не случится. Будут затронуты интересы некоторых кланов, клиентельных групп. И только. Журналисты пошумят немного. И все. Примеров множество. Предположим, придет вместо Карлова Штейнмиллер, а вместо Скляра – Серебренников. Сущностно ничего не поменяется. Вспомним. Совсем недавно пришли в правительство Власов и Крючков. Ушли Спектор и Ястребков. И ничего не случилось.

3. Постепенная ротация кадров в пользу тех, кто уже работал и работает «во втором эшелоне». Другими словами, заместитель министра заменяет самого министра. И далее по лестнице вниз. Такой самый консервативный и по времени, и по кадрам вариант ротации, скорее всего, и осуществится.

Кроме того, необходимо отметить несколько принципиальных моментов:

1) отставка министров будет зависеть не от их собственного желания, а от воли губернатора.

2) Пока у Кокшарова слишком мало влияния для самостоятельного принятия решений по кадровым вопросам. Все вопросы к губернатору.

Итак, стратегического кадрового обновления в ближайшей перспективе ждать едва ли придется, ибо стратегическое обновление предполагает не только новых людей, но и новый стиль управления, новые программы, новые стратегии.

Все, скорее всего, ограничится мерами по оптимизации управления, «подстройки» правительства под нового премьера и подстройки всех иных акторов под формат связки «Кокшаров – администрация губернатора». На администрацию будут замкнуты как минимум политические и кадровые вопросы. Возможно, администрация возьмет на себя часть проблем, связанных с территориями, с важнейшими контактами с главами местного самоуправления и некоторые другие.

Система административных сдержек и противовесов

Обсуждать изменилась ли система сдержек и противовесов бессмысленно. Это факт. Проблема в том, будет ли она восстановлена.

В пользу восстановления говорят перспективность и амбициозность нового премьера, управленческий стиль Росселя, которому чужды вертикальные управленческие схемы.

Против центра силы во главе с новым премьером говорят естественные административные амбиции администрации губернатора, недостаточный административный вес самого премьера, федеральная мода на централизм и т.п.

Возможных ответов на вопрос о перспективе центра силы немного:

– Кокшаров станет сильной фигурой, быстро набрав административный вес;

– Кокшаров не сможет усилиться в ближайшее время, а только в длительной перспективе (два-три года);

– Кокшаров в принципе не будет стремиться создавать новый центр силы в системе сдержек и противовесов.

Наиболее предпочтительным выглядит промежуточный вариант. С одной стороны, Кокшаров неизбежно окажется вовлеченным в политические и аппаратные игры, которые потребуют и консолидации ресурсов, и выработки самостоятельной позиции. С другой стороны, быстро консолидировать ресурсы влияния он не только не сможет, но и не будет стремиться это делать, ибо пока у него из всех необходимых элементов, необходимых для создания центра притяжения ресурсов, есть лишь должность.

Интересен и иной вопрос: надолго ли пришел новый премьер? Более, чем вероятен сценарий длительный, продолжительностью более года. До марта точно. Не то время, чтобы устраивать кадровую чехарду. А после марта, выборов президента, выборов мэра Екатеринбурга и в Законодательное Собрание Свердловской области все будет зависеть от ситуации.

И последнее в этом разделе. Вопрос на размышление: насколько перспективной является кандидатура Кокшарова на выборах мэра Екатеринбурга в уже упомянутом марте?

Продолжение следует…

В заключительной части текста – ситуация в «Единой России».

Екатеринбург, Полина Румянцева

© 2007, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Политика, Россия,