«Новый Регион» предлагает вниманию читателей очередной спецпроект, в котором журналисты и аналитики агентства подводят экономические итоги года. Уходящий год оказался для Свердловский области (и ее хозяйствующих субъектов) бурным и богатым на события. Мы классифицировали их по степени значимости, и предлагаем вспомнить прошедшие 12 месяцев и, возможно, по-новому взглянуть на случившееся (а в некоторых случаях так и не реализованное), а также, по возможности, сделать некоторые прогнозы на будущий, 2008 год.
Саммит ШОС
На первом месте – окончательное принятие решения о проведении летом 2009 года в Екатеринбурге саммита Шанхайской организации сотрудничества. О саммите не говорил в этом году только ленивый. Что же касается областных властей, то это мероприятие (о степени значимости которого некоторые эксперты отзываются весьма скептически) они поставили в ранг события чуть ли не вселенского масштаба. А их уста рисовали поистине фантастические картины преображения столицы. Так это или нет, покажет время. Но уже сейчас очевидно, что для Екатеринбурга и региона в целом ШОС стал прекрасной возможностью получить многомиллионные субсидии из федерального бюджета (вспомним тот же миллиард рублей на екатеринбургские дороги и т.п.), и заявить о строительстве огромного количества имиджевых сооружений, число которых, правда, изрядно поредело – не хватает времени на возведение.
Для простых горожан ожидание ШОС обернулось долгой реконструкций новокольцовской трассы, перманентным ремонтом в центральных районах города и призрачной надеждой на косметический ремонт окраин. «Палочкой-выручалочкой» стал саммит и для банкира Олега Гусева, которого губернатор наделил специально созданной должностью «вице-премьер по ШОС». Кроме контроля колоссальных финансовых потоков это дает г-ну Гусеву возможность вновь попробовать свои силы на мартовских выборах мэра Екатеринбурга.
Для тех, кто не знает, напомним, что ШОС – это постоянно действующая межправительственная международная организация, созданная в 2001 году в Шанхае (КНР). Входят в нее Россия, Китай, Киргизия, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан. Соответственно в 2009 году в Екатеринбург должны приехать все шесть лидеров.
Новый министр экономики
Второе место занимает октябрьское назначение министром экономики и труда Свердловской области экс-директора аэропорта «Кольцово», тридцатитрехлетнего Михаила Максимова. На этом посту он сменил «железную леди» уральской политики Галину Алексеевну Ковалеву. Надо ли говорить, что назначение г-на Максимова, который незадолго перед этим считался инициатором войны между «Кольцово» и компанией «Уральские авиалинии», вызвало, едва ли не пожар в умах наблюдателей. Тем более что всего лишь за несколько месяцев до стремительного взлета Эдуард Россель дал короткую, но емкую характеристику Михаилу Игоревичу (вскоре последний был отправлен в московскую «ссылку»): «Молодой он еще, занесло его». Вначале многим казалось, что уход опытной Галины Ковалевой региональная экономика не переживет, но жизнь в очередной раз показала: незаменимых людей нет. А Михаил Игоревич, в свою очередь, вполне по-свойски обустроился в новом кабинете «Белого Дома».
Строительство «Академического»
На третьем месте – проект компании «РеноваСтройГрупп» с ее микрорайоном «Академический». Его строительство как раз началось в уходящем году. Все-таки «Академический» стал поистине сюрпризом для федеральных чиновников, которые незамедлительно возвели его в ранг эталона жилых проектов нового поколения. А после ряда зарубежных выставок, также пристально следят за подготовкой к строительству и иностранцы, высоко оценившие детище «РеновыСтройГрупп». В будущем году на реализацию проекта из разных бюджетов будет направлено более 1,5 млрд. рублей. «Академический» уже лег в основу федеральной программы Комплексного освоения территорий. Предполагается, что с вводом микрорайона Екатеринбург получит 9 млн. кв. метров жилья, 1,8 млн. кв. метров коммерческих и социальных объектов и 2,4 млн. кв. метров деловых и спортивных объектов для 325 тыс. жителей. Накануне приезда на стройплощадку Эдуарда Росселя, Аркадия Чернецкого и главы «Реновы» Виктора Вексельберга строители забили 46 пробных свай. «Первые дома мы сдадим уже во втором квартале 2009 года», – заявил в октябре на торжественной закладке памятной капсулы бизнесмен.
Остальным событиям, которые имели не столь грандиозный масштаб, но привлекли внимание общественности, экспертов и СМИ, мы решили не присваивать мест и оценок, а просто перечислить их.
Сбывшаяся мечта губернатора
Эдуард Россель в уходящем году может быть доволен: его мечта построить современный горнолыжный комплекс, который мог бы конкурировать с любимым Владимиром Путиным Абзаково, фактически осуществлена. Телеканал Россия-Урал уже вовсю крутит рекламные ролики, радостно зазывающие уральцев отметить Новый Год на горе Белой. Конечно, качество рекламы не ахти, да оно и не важно – главное, что вовремя сдан vip-ресторан, которым губернатор поистине гордится. Еще до официального открытия он с нескрываемой гордостью рассказывал о нем, как о восьмом чуде света: он будет вращаться прямо на вершине горы и все желающие там смогут справлять свадьбы и дни рождения. Хотя, весьма маловероятно, что рядовой житель того же Пригородного района Нижнего Тагила сможет себе позволить хоть что-то там отметить.
Несбывшаяся мечта губернатора
Есть у губернатора и повод для грусти – его мега-проекту по созданию на базе ВСМПО свободной экономической зоны по производству изделий из титана, похоже, не суждено сбыться. В Минэкономики свердловчанам дали понять – максимум, на что вы можете рассчитывать, это «титановый кластер». А начиналось все в принципе неплохо. Первый вице-премьер облправительства Галина Ковалева разработала проект, подала документы на него в Федеральное агентство по свободным экономическим зонам, а после во всеуслышание было заявлено: зоне в Верхней Салде быть! Более того, под проект было получено принципиальное согласие зарубежных «акул капитализма»: Boeing, Yamaha Motor Co, Rolls-Royce, и Snecma, которые готовы были даже дать денег. Но… Сначала Федеральное агентство несколько раз переносило рассмотрение вопроса, затем выяснилось, что документы неверно оформили, затем в агентстве сменилось руководство. Последним «осиновый кол» в сердце неродившейся «долины» вбил экс-премьер Михаил Фрадков, сказавший, что Boeing должен вставать за отечественным титаном в очередь и никакой зоны в Салде не надо. Теперь областные власти надеются, что хоть когда-нибудь разрешат создать кластер – уменьшенное подобие экономической зоны.
Главное разочарование губернатора
В уходящем году Эдуард Россель испытал также сильное разочарование – его подвел один из фаворитов, глава метхолдинга «Макси-Групп» Николай Максимов, за его спиной продавший 50% + 1 акция своей компании ОАО «НЛМК». Причем поступок г-на Максимова по степени иррациональности можно назвать не иначе как предательством. В то время как губернатор в ноябре лично проводил переговоры с председателем правительства Виктором Зубковым (дело осложнил сам Максимов, написавший открытое письмо Владимиру Путину, где жаловался, что попал в банковскую «кабалу»), глава «Макси-Групп» вел собственные переговоры с потенциальными покупателями. Итогом этой несогласованности стал срыв сделки с миллиардером Алишером Усмановым, собиравшемся купить «Макси-Групп» и которую Россель поддерживал. Напомним, что продажа 50% компании стала вынужденной для Николая Максимова мерой – общий уровень долга компании перед различными банками, в том числе и европейскими, оценивался в размере 1,8 млрд. долларов. По некоторым данным НЛМК приобрел «Макси-Групп» за 600 млн. долларов, которые в соответствии с договоренностями выплачивались двумя частями. Ожидается, в следующем году будет проведена допэмиссия компании на сумму 1,2 млрд. долларов.
Новый начальник СвЖД и новые проблемы
Свердловской железной дороге в этом году катастрофически не везло. Ее начальника Шевкета Шайдуллина, которого злопыхатели пытались «уйти» с момента назначения весной 2004 года, все-таки сняли с должности в марте этого года. Причина – системный кризис, в который погрузилась магистраль. Новому начальнику, экс-руководителю Красноярской ЖД Владимиру Супруну с самого начала работы на новом месте пришлось несладко – местные журналисты его невзлюбили за нежелание с ними общаться. Это невероятно, но Владимир Николаевич до сего дня не дал ни одного интервью местным СМИ! Но если нелюбовь прессы еще можно пережить, то недовольство областных властей – проблема гораздо более серьезная. Несмотря на все заверения о ремонте путей и увеличении пропускной способности магистрали, г-н Супрун так и не смог убедить в этом Эдуарда Росселя. Дело дошло до систематической критики работы СвЖД со стороны правительства и директоров крупных свердловских предприятий, обвинивших магистраль в снижении экономических показателей региона. В октябре Россель заявил, что объемы выпуска продукции на Среднем Урале в этом году выросли на 9%, а перевозки грузов – всего на 3,5%. Вдвое сократилось количество кольцевых маршрутов по транспортировке щебня и песка из карьеров, что вызывает нарекания строительных организаций. В свое оправдание Супрун ответил, что подъем экономики региона совпал с критической точкой развития железной дороги: износ основных фондов и инфраструктуры составил 70-80%. Апофеозом непонимания стало принципиальное условие губернатора о доработке проекта соглашения между регионом и РЖД с учетом ввода новых мощностей и скачка в развитии области. В противном случае он отказывался подписывать документ. В итоге соглашение доработали и подписали. Однако как будет складываться карьера Владимира Николаевича в Новом году и что ждет магистраль под его чутким руководством в дальнейшем, пока вопрос открытый.
Продажа «Авиапрада»
В декабре появилась информация о продаже авиакомпании «Авиапрад» холдингу AirUnion. Официально ее никто не подтверждал и не опровергал, тем не менее, топ-менеджмент «Авиапрада» до сегодняшнего дня не может сказать ничего внятного ни о планах, ни о дальнейшей ценовой политике компании. Основной причиной продажи второго уральского авиаперевозчика называют финансовые проблемы (о многомиллионных долгах компании в свое время говорил и Эдуард Россель), а также разочарование акционеров, к которым традиционно относят компанию «Ренова». До сих пор ничего конкретного о дальнейшей судьбе «Авиапрада» не сообщается, говорят только, что он продолжит свою работу на внутренних авиалиниях, так как авиапарк компании состоит из одних ближнемагистральных самолетов.
РУСАЛ покупает «Норникель»
Под занавес уходящего года объединенная компания РУСАЛ решила приобрести 25% + 1 акцию ГМК «Норильский никель». Соглашение о приобретении ОК РУСАЛ пакета акций у группы ОНЭКСИМ было подписано еще в ноябре, однако вступило в силу только 21 декабря. «Мы намерены создать первую в России диверсифицированную горно-металлургическую компанию глобального масштаба», – заявил гендиректор ОК РУСАЛ Александр Булыгин. По его словам, после совершения сделки ОК РУСАЛ войдет в число пяти крупнейших мировых металлургических гигантов.
Отметим, что для завершения приобретения РУСАЛу необходимо получить разрешение от антимонопольных органов семи стран. Саму сделку планируется закрыть в первом квартале 2008 года.
УГМК разрешили купить завод
В уходящем году Уральской горно-металлургической компании удалось получить разрешение Федеральной антимонопольной службы на приобретение 100% голосующих акций Кольчугинского завода цветных металлов. Вмешательство антимонопольщиков в планы хозяйствующего субъекта было вызвано тем, что после приобретения предприятия УГМК становится, по сути, монополистом на отечественном рынке медного, латунного и медно-никелевого проката. Несмотря на то, что «добро» на покупку Кольчугинского завода все-таки было получено, отныне УГМК должна уведомлять ФАС о своих планах относительно предприятия, главным образом по сделкам, связанным с отчуждением более 10% его активов. Кроме того, медники обязаны регулярно отчитываться об отпускных ценах завода и объемах его производства.
Предвыборный рост цен
Резкий рост цен на продукты питания, начавшийся в октябре, стал главным неприятным событием года для широкого круга населения. А среди представителей федеральных и региональных властей вызвал чуть ли не панику. Сначала они наотрез отказывались признавать, что продукты первой необходимости осенью начали дорожать. Когда это стало слишком очевидным, был найден враг – коварные производители и поставщики, жертвами сговора которых стали покупатели. Параллельно с поимкой врага (его взяла на себя ФАС) власти принялись за срочное исправление ситуации – а именно заморозку цен. Впрочем, накануне министр финансов РФ Алексей Кудрин сделал сенсационное по степени своей откровенности признание – решение о замораживании цен было принято, чтобы не накалять обстановку перед выборами в Госдуму. А с Нового года ожидается очередной скачок цен – в этот раз на 8,5%. Вырастет и стоимость услуг ЖКХ – уже с января уральцам придется платить за жилье на 19% больше. «Нам надо выходить на точку самоокупаемости», – лаконично пояснил рост цен областной премьер Виктор Кокшаров. Как в этой ситуации пройдут выборы мэра и депутатов областного Заксобрания, остается только гадать.
Выборы депутатов Госдумы пятого созыва
Сама кампания по выборам депутатов Госдумы пятого созыва разочаровала многих россиян. Рядовые избиратели изнывали под давлением административного ресурса, крупный и средний бизнес по традиции жертвовал деньги на финансирование избирательных штабов, журналисты, политтехнологи и рекламщики рассчитывали на возможность подзаработать. Однако Владимир Путин своим выдвижением в качества лидера списка «единороссов» смазал всю картинку – СМИ остались без денег, политологи и политтехнологи без заказов на обслуживание от политических партий. Их работа в новых условиях игры была лишена смысла. Даже на изготовление печатной продукции, билбордов и роликов, особо никто тратиться не хотел. «ЕР» посчитала ненужным – при таком то «паровозе»! А остальные – не желая попусту растрачивать средства ввиду очевидной победы партии власти.
Очевидно, что главное событие 2008 года – выборы президента – будут характеризоваться этими же особенностями.
Екатеринбург, Александр Родионов
Екатеринбург. Другие новости 25.12.07
В Свердловской области ГИБДД выступила с обращением к водителям. / В новогодние каникулы 12% россиян будут смотреть телевизор, 8% – уедут за границу, 11% – продолжат работать. / Скорый поезд из Екатеринбурга в Челябинск будет ходить по измененному графику. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2007, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».