AMP18+

Екатеринбург

/

Испытано на себе – делегация уральских чиновников, спасателей и военных изучила, как живется людям по соседству с полигоном для утилизации боеприпасов (ФОТО) Подробности – в материале «Нового Региона»

Тема уничтожения старых боеприпасов под Екатеринбургом сегодня вновь оказалась на повестке дня. Жители нескольких населенных пунктов в окрестностях Верхней Пышмы (город-спутник уральской столицы) жалуются на то, что действия военных наносят урон их жилищам и здоровью. Чтобы убедиться в этом лично, в пышминские села отправилась сегодня большая делегация, в которую вошли представители Центрального военного округа, МЧС, прокуратуры, милиции и администрации района. Жители демонстрировали гостям трещины в домах, местные власти излагали претензии к ЦВО, а госчиновники пытались найти компромисс – как совместить безопасность и комфортные условия жизни для гражданского населения с необходимостью уничтожить 105 тонн боеприпасов до конца текущего года.

Подробности – в материале «Нового Региона».

История конфликта. Еще в прошлом году жители поселков и деревень вокруг города Верхняя Пышма в Свердловской области начали высказывать опасения, что подрывы боеприпасов на расположенном неподалеку военном полигоне «Красный Адуй» грозят прочности их жилищ. Особую актуальность вопрос приобрел после челябинских «утилизационных» скандалов, вышедших на федеральный уровень. В Свердловской области конфликт решили погасить на начальном этапе, к изучению проблемы подключили городские и областные власти, полпреда Президента РФ в УрФО, а штаб ЦВО организовал показательную утилизацию боеприпасов. Тем не менее, военнослужащие не смогли убедить население и чиновников в безопасности своих действий. Последние посчитали, что при «показательной» утилизации снарядов закладывалось меньшее количество взрывчатых веществ, поэтому вибрации несущих конструкций жилых помещений, толчков и колебаний, а тем более разрушений домов не последовало.

Приезд ревизоров

Сегодня в село Мостовское наведалась целая делегация ревизоров. Здесь были главный федеральный инспектор в Свердловской области Виктор Миненко, глава ГО Верхняя Пышма Надежда Мамаева, заместитель начальника ГУ МЧС РФ по Свердловской области Ринат Тенчурин. Компанию им также составили глава Мостовской сельской администрации Александра Яковлева и ряд других чиновников, начальник ОВД по Верхнепышминскому ГО Марат Халимов, прокурор Верхней Пышмы Дмитрий Чуличков. А на «растерзание» в село прибыл заместитель начальника инженерных войск Центрального военного округа Андрей Виноградов.

Отправной точкой стал местный Дом культуры, который, по словам местных жителей, из-за утилизации устаревших боеприпасов в прямом смысле дал трещину. «Взрывную» тему начала Надежда Мамаева, у которой действия военных вызывают самое резкое неприятие. По ее словам, командование ЦВО предоставляет властям и населению недостаточный объем информации о проводимом уничтожении боеприпасов, влияющем на жилищный фонд. В частности, им якобы неизвестно, когда, в какое время, в каком количестве и эквиваленте будут осуществлять «взрывы». А это для местных властей очень важно – как свидетельствуют селяне, от ударной волны страдает село Мостовское, расположенное в 4-5 километрах от военного полигона, и поселок Нагорный, находящийся в 7 километрах.

На заявление чиновницы тут же отреагировал Виноградов – по сотовому телефону он дал команду начать взрывать боеприпасы. Пока военнослужащие на полигоне готовились выполнить приказ своего руководства, беседа возле Дома культуры продолжалась. Виктор Миненко задал вопрос, сколько всего предстоит уничтожить боеприпасов?

«В нашем распоряжении порядка 105 тонн, которые необходимо уничтожить. Сегодня мы стараемся единовременно закладывать не более 120 килограммов. И таких взрывов при указанном эквиваленте ­­­– максимум 30 в день», – ответил представитель ЦВО. При таком объеме взрывчатых веществ (в тротиловом эквиваленте), утверждает Виноградов, невозможно разрушить дома, находящиеся в нескольких километрах от места уничтожения боеприпасов.

В подтверждение его слов раздался звук первого взрыва – стекла в местной администрации, расположенной по соседству с Домом культуры, не вылетели, кирпичи остались на своих местах, и даже воробьи, сидевшие поблизости на изгороди, остались неподвижны. «Как будто охотник выстрелили в ближайшем перелеске», – подметил кто-то в толпе.

Тем не менее, сотрудники администрации Верхней Пышмы и местные жители не отступали.

– Такое ощущение, что вы специально заложили на полигоне немного боеприпасов. В прошлые разы все было намного хуже, – сетовали чиновники. – К тому же бывают случаи, что взрывы производятся и в девять и в десять вечера, и даже в выходные.

– Это, конечно, недопустимо. Нужно улаживать этот вопрос, – поддержал Миненко.

– Неправда все это. Не проводим мы поздно вечером взрывы, и в праздничные дни и в воскресенье тоже. Откуда у вас вообще такая информация? – парировал представитель ЦВО.

Откуда взялись трещины в домах?

Обсудив еще несколько рабочих вопросов, делегация ревизоров двинулась осматривать здания, которые, по словам местных жителей, буквально рушатся из-за действий военнослужащих. Здесь стоит сделать ремарку – всем высокопоставленным чиновникам в селе Мостовское показывают одни и те же «пострадавшие» дома (на «избирательность» указывают даже селяне, хоть и вполголоса). Таких наглядных построек в населенном пункте обнаружилось всего три или четыре.

Одна из них – полуразвалившаяся избушка на улице Советской, 65, где проживает пенсионерка Евдокия Первушина. Жильем ее назвать сложно, по крайней мере, без прилагательного «аварийное» или «ветхое». Как выяснил корреспондент «Нового Региона», принявшей ревизоров избушке скоро стукнет 100 лет. Половицы в ней давно изогнулись вверх дугой – то ли от заморозков и быстрого потепления весной, то ли от старости, двери не закрываются. По потолку проходит широчайшая трещина.

«Невозможно так жить – как взрыв, так у меня штукатурка летит с потолка. Очень сложно жить, и так дом старый, а тут еще это. Писали письма, куда только можно – все без толку. Одни обещания и все», – рассказала пенсионерка. Гости в ответ посоветовали ей не отчаиваться и бороться за свое жилье – писать дальше жалобы и не оставлять все как есть. При этом присутствовавшие, мягко говоря, были в шоке от состояния помещения. И явно напрашивался вывод – в данном случае проблема не столько даже во взрывах. Пенсионерку по-хорошему необходимо отселять, а избушку признавать ветхим жильем. Но представители местных властей под таким углом на сложившуюся ситуацию смотреть явно не готовы. Этим вопросом, по всей видимости, займется прокуратура.

Сколько вешать в граммах – для уничтожения 105 тонн боеприпасов

К этому времени на военном полигоне раздались еще около 5 взрывов, и делегация направилась к очередной пострадавшей – пенсионерке Нине Лебедевой на улицу Советскую, 12. Здесь гостей встречал более современный дом, построенный несколько лет назад. Однако, как заявила хозяйка, из-за военнослужащих ее фундамент в этом году дал трещину. Поврежденное место удалось заделать, но опасения остались – действия военных, свидетельствовала жительница, наносят урон ее имуществу. Об этом заговорили и подоспевшие соседи. «Подрывы боеприпасов грозят прочности наших жилищ. У нас тарелки бьются в сервантах, ходуном все ходит. То, что сегодня устроили военные – это фарс, все неправда. Они там просто меньше заложили боеприпасов», – сетовали местные жители, автоматически адресуя все вышесказанное военным.

Тут же в дискуссию вступили сотрудники администрации Верхней Пышмы. Так, госпожа Мамаева указала на необходимость установки за счет средств Министерства обороны РФ на полигоне специальных датчиков для замера шума и вибрации. Это, по мнению чиновницы, позволит дисциплинировать представителей ЦВО. К этому времени выяснилось, что местные жители ведут мониторинг взрывов на полигоне и их данные расходятся с официальной информацией военнослужащих.

– Вот, по нашим данным, вы иногда взрываете по 40-50 раз в день, да еще по выходным, – включились в обсуждение селяне. – А говорили, всего 30 раз в сутки утилизируете снаряды. И вообще, когда же это кончится?

– Согласно указу Президента РФ, нам дан срок на уничтожение устаревших боеприпасов до 1 декабря текущего года. И мы в этот период должны уложиться. Раньше никак не получится, – вновь пришлось объясняться присутствовавшему Виноградову.

Он также пояснил, что причиной участившихся в последнее время взрывов стало уменьшение объемов закладываемых на единовременное уничтожение снарядов. После вмешательства в конфликт областных властей и уральского полпреда президента РФ, военнослужащие снизили закладку до 120 (максимум) килограммов. Учитывая это обстоятельство, и пришлось чаще проводить взрывы, но в то же время, удалось снизить до минимума вероятность повреждения жилищного фонда.

– При таком компромиссе – одновременно со снижением объемов зарядов и частичным увеличением числа самих взрывов, мы должны уложиться в указанный нам срок. Раньше, к сожалению, этого сделать не получится и перенести утилизацию боеприпасов в другое место, мы, к сожалению, не можем – отметил Андрей Виноградов.

Итоговые предложения ревизоров

Под занавес поездки в село Мостовское гостям удалось-таки прийти к небольшому мировому соглашению. «Сегодняшние силы взрывов были нормальными – ничего не тряслось, не падало, – подметил ГФИ Виктор Миненко. – К настоящему моменту дисциплины на полигоне прибавилось, в прошлом году было не так спокойно». Однако, продолжил главный федеральный инспектор в Свердловской области, необходим комплекс мер, которые позволят окончательно прийти к компромиссу. Среди таковых – информирование местного населения о намечающихся взрывах, оповещение селян (например, при помощи систем МЧС), и контроль над эквивалентом снарядов.

Все собравшиеся поддержали озвученные предложения и пообещали в ближайшее время начать их осуществление.

Впрочем вопросы у участников поездки все же остались. Так, заместитель начальника областного МЧС Ринат Тенчурин искренне удивлялся: почему селяне не идут в суды отстаивать свои права, предъявляя иски к Минобороны. Для этого необходима экспертиза, доказывающая нанесенный взрывами ущерб, фотографии и помощь местных властей в качестве консультантов и гарантов помощи в судебном процессе.

Также неясным остается вопрос переселения граждан из аварийного жилья. Но эта проблематика лежит уже совсем в другой области, нежели взрывы боеприпасов и скорее касается деятельности (либо бездеятельности) местных властей.

Ссылки по теме:

Уральцы жалуются губернатору на военнослужащих ЦВО/Утилизация снарядов разрушает их дома и вредит здоровью >>>

Средний Урал: командование ЦВО решило превратить уничтожение боеприпасов в «шоу»/На полигон приглашены зрители >>>

Жители уральских городов обвиняют военных в разрушении их домов при уничтожении боеприпасов/В ЦВО готовы пригласить граждан на полигоны для личного контроля за утилизацией >>>

Визит в село Мостовское. Представительная делегация проверит на себе – как это жить при взрывах боеприпасов

Местный клуб – одно из пострадавших зданий, уверяют местные жители

Трещины на стенах клуба

Дом пенсионерки Евдокии Первушиной разваливается. От взрывов ли – проверит прокуратура.

Дым после взрывов на полигоне виден из села

Местные жители уверяют, что военные взрывают слишком часто и даже по выходным

Дом пенсионерки Нины Лебедевой в этом году дал трещину

Попытка компромисса: военные обещают предупреждать население о взрывах.

Екатеринбург, Игнат Бакин

© 2011, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Обзор прессы, Спецпроекты, Челябинск, Урал, Авторская колонка, Здоровье, Общество, Политика, Россия, Русский Марш, Скандалы и происшествия, Спецпроекты, Фоторепортаж, Экономика,