Сомнительные векселя «Одинцовского инвестиционного банка экономического развития центрального региона», ставшие поводом для громкого уголовного дела, до сих пор хранятся на балансе СвЖД. Об этом рассказал кандидат в председатели Счетной палаты Свердловской области Андрей Ефимов. Сам он проходил свидетелем по уголовному делу с векселями (тогда их объявили поддельными) и раскрыл сегодня подробности истории, в результате которой ценные бумаги попали на баланс СвЖД.
По словам Ефимова, который в тот момент был замначальника СвЖД по финансовым вопросам, принятие ценных бумаг «Одинцовского инвестиционного банка экономического развития центрального региона» (ныне «Одинбанк», прим. НР) было для магистрали рядовой операцией. «Мы это делали ежедневно. Если годовой бюджет дороги был 60 млрд. рублей, то «какие-то» 44 млн. рублей были рядовой операцией. Тем более, это было время взаимозачетов, когда долги возникали у всех учреждений», – рассказывает г-н Ефимов. На тот момент доходы железных дорог формировались на уровне Министерства путей сообщения. «Существовала перераспределительная система, когда доходы одних дорог перераспределялись другим, которые не зарабатывали деньги самостоятельно», – вспоминает Ефимов. Это похоже на расходование средств консолидированного бюджета области, приводит он пример, когда есть муниципалитеты-доноры и те, что нуждаются в средствах. «Как правило, после этого возникают кассовые разрывы, которые надо погашать», – говорит собеседник агентства.
Как говорит Андрей Ефимов, в 2003 году задолженность МПС России перед СвЖД составляла свыше 5 млрд. рублей. «Это достаточно крупная задолженность. Уже тогда шла реформа, и было принято решение, что МПС реорганизуется и преобразуется в ОАО «РЖД». Тогда ФГУПы, которыми были железные дороги, превращались в филиалы РЖД. Вопрос задолженности, мягко говоря, зависал в воздухе», – вспоминает собеседник агентства. На тот момент предложений, подобных инициативе ГУП «Желдорторгснаб», который и передал СвЖД скандальные векселя на 44 млн. рублей – было очень много. «В порядке взаимозачетов такие векселя передавались без проблем. Единственно, был запрет на получение за услуги дороги векселей коммерческих структур, ну, кроме банков. Нельзя было так рассчитываться с предприятиями, например. Ведь что такое вексель – обычная долговая расписка», – поясняет Андрей Ефимов.
В рамках такого права в 2003 году и была погашена задолженность МПС перед СвЖД. Точнее структуры министерства – ГУП «Желдорторгснаб». По словам Ефимова, передача векселей «Одинцовского инвестиционного банка экономического развития центрального региона» осуществлялась через отдел взаимозачетов и вексельного обращения СвЖД. Его специалисты убедились, что по всем регламентам бумаги могут быть приняты к оплате услуг. «Кроме того, векселя были со сроком погашения в 2007 году. Предъявить их в 2003 году без дисконтирования было невозможно (за досрочное обналичивание векселей банк бы запросил высокую комиссию – учетный процент, прим. НР)», – говорит Ефимов.
Спустя год в подлинности бумаг были высказаны первые сомнения. «Но и тогда никаких претензий мне не предъявили. А бумаги так и хранились на балансе СвЖД. Вопросов у нового руководства дороги (Шевкета Шайдуллина, прим. НР) не возникало. Тем не менее, я ушел с дороги по собственному желанию в силу определенных разногласий с руководством магистрали», – рассказывает Ефимов. Затем Шайдуллин написал заявление в следственные органы, и были проведены следственные действия.
«Состав преступления не был установлен», – оговаривается Андрей Ефимов. Потом уголовное дело было возобновлено по распоряжению тогдашнего заместителя генпрокурора по УрФО Юрия Золотова. Дело перешло под юрисдикцию Москвы, и была установлена вина гендиректора ГУП «Желдорторгснаб» Ивана Максимова – он был лишен свободы.
Тогда же были проведены следственные действия, и Андрей Ефимов выступал в качестве свидетеля. «По итогам следствия ни ко мне, ни к работникам финансовой службы или МПС претензий не было. Поддельные были эти бумаги или нет, я сейчас судить не берусь», – говорит Ефимов. Их изымали, проводили экспертные оценки, вызывали представителей «Одинцовского инвестиционного банка экономического развития центрального региона».
Еще тогда – на этапе следственных действий бумаги «Одинбанка» было предложено предъявить к оплате, но сделано это не было. Известно, что сейчас сомнительные векселя «Одинбанка» до сих пор находятся на балансе СвЖД, и при желании их можно попробовать обналичить. «Они там так и числятся», – добавляет Андрей Ефимов. – Я до сих пор уверен, что эти векселя банком должны были быть обналичены. Почему это не сделали до сих пор, не знаю».
Добавим, что сегодня выйдет интервью «Нового Региона» с Андреем Ефимовым, которое будет посвящено его возможному избранию председателем Счетной палаты Свердловской области.
Ссылки по теме:
Новым председателем Счетной палаты станет выходец с СвЖД >>>
В Екатеринбурге раскрыта крупная афера: железную дорогу пытались обмануть на 44 миллиона рублей >>>
Заместитель начальника СвЖД позволил обмануть дорогу на 44 миллиона рублей >>>
Екатеринбург, Александр Родионов
Екатеринбург. Другие новости 23.01.12
Отмена перевода часов мешает жить и трудиться офисным работникам. / Итоги первой половины отопительного сезона: хронология «заморозок» и отключений. / «Единая Россия» готовится к агрессивной предвыборной кампании. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».