24 февраля весь мир отмечает международный День политконсультанта. Он официально считается днем согласия, примирения и консолидации политиков, бизнесменов, журналистов и политконсультантов. Но, судя, по предвыборной ситуации в России, никакого примирения нет и в помине. По стране раскатывают агитпоезда, на площадях собираются митинги противоборствующих идеологий и взглядов на развитие России, кому-то «шьют» политический экстремизм. «Новый Регион» поговорил с российскими и уральскими политконсалтерами и узнал – к чему пришла профессия спустя годы, почему нынешний кандидат может легко «оступиться», что пугает мастеров политконсалтинга и почему одни считают, что он жив и развивается, а другие хоронят его.
По словам директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, самое главное для профессионального сообщества, что «умер» рынок PR-агентств. «Сейчас в политике есть много команд и компаний, которые занимаются своим сегментом. Например, интернетом или медиа. Или только «полевыми» кампаниями и юридическим сопровождением. Чем дальше, тем больше развивается специализация профессии», – заключает политолог. Также, говорит Минченко, рынок политконсалтинга очень сильно интернационализируется. Например, его компания «вела» больше двадцати стран и чем дальше – тем их больше. Кроме того, происходит пересечение разных рынков и сфер. «Если у меня в 90-е годы и в начале «нулевых» 90% контрактов был политконсалтинг, то теперь это 20%, а 60% – это лоббизм и аналитика», – поясняет собеседник «Нового Региона».
Говоря о новых инструментариях политконсалтеров, Минченко указывает на гораздо более востребованные технологии работы с интернетом. «Социальные сети, сам интернет, вирусные продукты. Это первое. Второе – думаю, что сильно растет значимость «личного» ресурса. Сейчас невозможно только лишь показывать человека по телевизору (удаленно формируя его имидж, прим. НР) – в современных условиях его могут «подловить» в бытовой ситуации (снять на видео, фото, разместить в интернет). И всем это станет известно. Поэтому сейчас личностный фактор кандидата важен как никогда. Соответственно, думаю, в наше новое время, когда кандидат в любое время (своими действиями или заявлениями, прим. НР) может стать поводом для информационного наполнения интернет-контента, более важна личностная работа с ним – чтобы не «оступился», – добавляет Евгений Минченко.
В свою очередь глава Уральский гильдии политконсультантов Константин Киселев напоминает, что еще лет 5-7 назад он говорил, что профессиональное сообщество политконсалтеров состоялось однозначно. «Если раньше мы могли собрать всех политконскультантов Свердловской области в одном месте, то давно перестали это делать. Потому что это примерно тоже, если собрать вместе всех шахтеров или металлургов. Праздник есть, все это знают, все отмечают. Это первый момент. Второй – укрепился институт независимых консультантов, хотя до этого высказывались опасения в духе – выборы губернаторов отменят, все «умрет». Независимые консалтеры есть, они живы и они исключительно профессиональны», – уверен г-н Киселев.
При этом он указывает, что за последние годы в России появились и «партийные» консультанты. Те, кто работают исключительно со «Справедливой Россией», «Единой Россией» и так далее. «Все они сидят на ставках, – отмечает Киселев. – За рубежом также – говорит эксперт – например, в США есть консалтеры, которые работают только с «демократами» или «республиканцами». Это тоже абсолютно нормально».
Но есть и пугающие моменты, говорит глава Уральской гильдии политконсультантов. «Все больше появляется заказов «на чернуху» именно от власти. Вот эта тенденция уже связана не с консалтерским сообществом, а с тем, что у нас творится в политике. Поздравляю всех коллег с профессиональным праздником – профессия состоялась и есть перспективы ее развития», – говорит Константин Киселев.
Его коллега – советник губернатора Свердловской области Вадим Дубичев уверен, что профессии политконсалтера «новое дыхание» придаст развитие политической системы России и конкуренция среди политических партий. Вторым благоприятным условием, на его взгляд, являются перспективы либерализации политического пространства. «Все это дает политическому консалтингу серьезные перспективы – как профессионалам, так и студентам. Причем это сфера именно политического консалтинга. Как в прикладном плане, так и в научной деятельности», – говорит г-н Дубичев.
Не случайно он обращает внимание другой положительный аспект – приток свежих профессиональных кадров. «Конечно, в нашей профессии есть новички. Приходят способные ребята – говорю это как профессор, читающий в УрГПУ лекции для четвертого курса. Способные ребята», – добавляет собеседник «Нового Региона».
Директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин не во всем согласен с предыдущими экспертами. И замечает, что в его профессии какое-то время было ощутимое затишье. «Было «сужено» политическое пространство: отменены выборы губернаторов, частично отменены выборы глав муниципалитетов, были ограничены выборы по одномандатным округам. Соответственно, из профессии стали уходить квалифицированные кадры, которые действительно разбирались во всех процессах. Кто-то ушел в пиар, кто-то в бизнес. Поэтому сегодня можно сказать о кризисе профессии – снизилась конкурентность», – говорит Гагарин.
Теперь, по его мнению, политическое пространство снова расширяют и, вероятно, будет массовый набор в профессию, что тоже чревато. «Молодежи в политконсалтинг сейчас приходит мало, так что, вероятно, будет дефицит кадров: молодые не подросли, а «старики» многие ушли. И нынешняя президентская кампания доказательство тому, что в профессии кризис. Ни свежих идей, ничего. Все лозунги избиты, нет «изюминки», – продолжает эксперт.
В то же время он замечает, что уральская школа политконсалтинга, безусловно, есть. «Вокруг нее есть этакий шлейф скандалов, но это только на руку: уральскую школу за это уважают. Да, представители этой школы работают жестко, иногда на грани фола. Зато у уральских политконсультантов всегда системный подход и умение работать при форс-мажоре, чего не скажешь о других школах политконсалтинга. Хотя уральская школа постепенно расслаивается, кто-то уезжает. Но костяк все равно остается. Боюсь только, что, как и во всей профессии, не будет преемственности. Я уже сегодня среди молодых не могу назвать ни одной «звезды», – сетует Анатолий Гагарин.
В свою очередь штатный политолог губернаторской администрации Константин Устиловский уверен, что профессия еще не достигла пика в своем развитии. «Сейчас мы стоим на пороге бОльшей востребованности и роста профессионализма в самой сфере. Потому что не все консультанты, на мой взгляд, достаточно профессиональны. Будет происходить жесткий отбор, кто сможет стать политконсультантом. А кто нет. И еще я думаю, что в ближайшее время консультанты будут более востребованными, нежели технологи. Потому что нужны свежие идеи, креатив, а не только технологии, как привести кандидата к победе», – говорит он.
Также на лучшее надеется политолог Михаил Коробельников: «Сейчас профессия будет возрождаться, будут новые направления работы, новые условия. В последние годы многие выборы были отменены и партии стали брать в штат политконсультантов, это нанесло большой урон профессии. Поэтому надо возрождать профессию».
При этом он не очень уверен в новых методах работы политических консалтеров. «Что нового в методах? А что тут может быть? С давних времен политконсультант должен пройти три шага: идентифицировать своего кандидата, провести агитацию и мобилизовать народ, чтоб за кандидата проголосовали. Нового не придумали. Внутри этих схем, конечно, есть новые методы, но вряд ли кто-то вам о них расскажет», – сомневается эксперт.
Однако и скептически настроенный Корабельников отмечает, что уральская школа консалтинга существовала и существует: «Причем это одна из сильнейших школ, если не самая сильная. Кто-то у всех на слуху, кто-то не хочет пиариться, но в узких кругах эти люди известны. В отличие от московской школы, которая начиналась с площадей, уральская начиналась с маленьких кампаний, поэтому уральские политконсультанты представляют, что происходит на избирательном участке, знают конечного адресата».
Ссылка по теме:
Уральские политконсалтеры: миф о нашей агрессивности создали москвичи >>>
Москва – Екатеринбург, Александр Родионов, Ольга Тарасова
Москва – Екатеринбург. Другие новости 24.02.12
Полиция ведет проверку по факту драки в кафе, где присутствовал глава администрации Верхней Пышмы. / Жесткое ДТП на Космонавтов в праздничную ночь (ФОТО). / Прокуратура перечислила предприятия, отравлявшие воздух, несмотря на предупреждения. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».