Низкооктановое топливо уже заканчивается на автозаправках Пострадают ретроавтомобилисты и коммунальщики
С 1 января прошлого года в России был официально прекращен выпуск бензина с октановым числом 76 и 80. За год остатки топлива почти распродали и теперь обладателям машин, потребляющим такое топливо, придется искать выход из положения. В частности, большая часть автопарков российских коммунальщиков и сельхозпроизводителей настроена именно на такой бензин, есть такие машины и у обычных автолюбителей.
Согласно техническому регламенту «О требованиях к бензину», принятому российским правительством в постановлении № 118 еще в 2008 году, производство Аи-80 (76)было остановлено с 1 января 2011 года, и весь прошлый год топливным производителям позволили распродавать остатки низкооктанового топлива. Между тем, как сообщает корреспондент «Нового Региона», его запасы начинают подходить к концу. «У нас 80-й бензин почти закончился, мы распродаем последние остатки, но завоза больше не будет, – пояснили «Новому Региону» на одной из заправочных станций Екатеринбурга. – В принципе, и спрос на него небольшой был в последнее время».
Коммунальщики не готовы, а фермеры – «подсуетились»
По данным экспертов автоиндустрии, почти половина автомобильной техники (до 48%) не приспособлена для потребления высокооктанового топлива. При этом ударит дефицит 80 бензина, прежде всего, не по рядовым автолюбителям, а по автопаркам коммунальных служб и сельхозпроизводителей. Отметим, что в ряде российских регионов власти позаботились о заблаговременном переводе техники на бензин с более высоким октановым числом – для этого, например, в Татарстане были выделены средства для реконструкции двигателей и перевода техники на газ.
А вот в Свердловской области таких централизованных действий практически не было. Как пояснили «Новому Региону» в региональном министерстве ЖКХ и энергетики, никакого массового перехода на новую технику или новые виды топлива не было. Ту же информацию подтверждают и в муниципалитетах области. Как рассказал «Новому Региону» заместитель главы администрации по вопросам строительства, коммунального хозяйства, транспорта и связи Режевского ГО Андрей Дедюхин, этот вопрос еще даже не обсуждался. «Ну, в конце концов, не перестанут же его полностью производить – это ж вся страна тогда встанет, – удивился чиновник. – А у нас на самом деле довольно небольшой процент техники ездит на 80 бензине, остальная – на дизтопливе, и пока проблем с покупкой бензина не было, да и в министерстве ЖКХ никаких совещаний или распоряжений на этот счет тоже не было».
Несколько иная ситуация складывается у свердловских аграриев. Оказывается, к «бензиновой реформе» сельхозпроизводители готовились заранее и, возможно, отказ властей от производства и продажи этого вида топлива не сильно скажется на них. «О том, что в России прекращается производство бензина АИ-76 (80), было известно заранее, поэтому мы начали в плановом порядке вести работы по замене старой техники на новую или переоборудовать технику на другой вид топлива (например, на солярку)», – сообщили сегодня «Новому Региону» в пресс-службе министерства сельского хозяйства Свердловской области.
Последние два года, продолжают в ведомстве, на эти цели выделялись технические субсидии. Причем, в 2011-ом году средств из областного бюджета было выделено в 11 раз больше, чем в 2010-ом. «Всего за год было приобретено более 2270 единиц сельскохозяйственных машин, в том числе 275 тракторов, 99 зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, сеялок – 89 единиц и так далее. То есть автопарк был обновлен солидно. В этом году работу в этом направлении планируется продолжить», – заявляют в областном Минсельхозе.
Тем не менее, в ведомстве не отрицают, что в регионе есть техника, еще работающая на АИ-80, хотя ее осталось совсем немного. «Но эти владельцы не испытают особых проблем, ведь использование и поставки в область 80-го бензина продлены до декабря 2012 года», – говорят аграрии.
По данным областного Минсельхоза, к настоящему моменту решен вопрос об обеспечении сельхозпроизводителей льготным топливом. Так, в марте-июне в область поступит 17600 тонн дизельного топлива и 2010 тонн бензина АИ-80 с 30% скидкой.
Стоит отметить, что в глубинке низкооктановое топливо пока могут найти и простые автолюбители. Как сообщает газета «Качканарский четверг» со ссылкой на сотрудницу одной из АЗС, на заправке есть еще 6 тысяч литров Аи-76, а в случае необходимости может быть произведен дозавоз. Также, по данным сервиса «АЗС-Локатор» компании «ЛУКОЙЛ» лишь на 4 на заправках оператора в Свердловской области продается топливо Аи-76 – в Алапаевске, Серове, Краснотурьинске и Карпинске. В сети АЗС «Газпромнефть» найти низкооктановое топливо пока шансы выше – 96 заправок в регионе реализуют Аи-80.
Парадов «винтажных» авто больше не будет
Как передает корреспондент «Нового Региона», вывод из обращения бензина АИ-80 серьезно скажется и на любителях ретроавтомобилей. В частности, на работе екатеринбургского клуба «Авторетро», сотрудники которого реставрируют старинные автомобили и выставляют их в своем музее. По словам уральских коллекционеров, решение российских властей о запрете данного вида топлива поставит крест на участии ретро-машин в автопробегах и различных праздничных мероприятиях. «Все это очень печально – практически весь наш гараж встанет «на прикол». Дело в том, что почти все отечественные машины 30-50-х годов прошлого века, армейские автомобили и техника народного хозяйства советского периода рассчитана именно на 80-й бензин (ранее – 76-ой и 66-ой)», – рассказал информагентству заместитель директора Клуба Игорь Арбузов.
В данном случае речь идет, в частности, о «Москвичах» старого образца, автомобилях ГАЗ-51, ГАЗ-66, «Победа», 21-ой «Волге» и многих других. «Переделать эти автомобили так, чтобы они работали на другом бензине, практически невозможно. В данном случае необходимо менять двигатель, а мы за аутентичность экспонатов – в машинах после реставрации максимум, среди нового (современного), появляются только покрышки на колесах и аккумуляторы. И то не всегда. В остальном все ставится родное», – добавил собеседник «Нового Региона».
С его слов, в гараже «Авторетро» есть лишь малая часть машин, которые могут ездить на бензине АИ-92 или других, кроме АИ-80. Это, например, правительственные машины – «Чайка» и ЗИЛ-111. «Но все идет к тому, что вскоре мы перестанем участвовать в традиционных для нас пробегах – на 9 мая и Первомай, а также другие праздники. Просто нечем будет заправлять наши уникальные отреставрированные машины», – не скрывая огорчения, заключил Игорь Арбузов.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева, Игнат Бакин
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».