«Летающие гробы»: хронология авиакатастроф «Тюменьавиатранса» и Utair
История компании Utair, пассажирский самолет которой разбился сегодня утром недалеко от тюменского аэропорта «Рощино», насчитывает большое количество авиакатастроф, начиная с 1996 года. «Новый Регион» приводит трагическую статистику аварий авиакомпании.
Первая серьезная авиакатастрофа борта авиакомпании произошла еще под брендом Тюменьавиатранса – так именовался перевозчик до 2002 года. Катастрофа вертолета Ми-8 случилась 18 марта 1996 года в 30 километрах от поселка Антипаюта (ЯНАО). Экипаж Тазовского авиационного отряда, принадлежащей ТАТ, выполнял рейс по маршруту Тазовский-Антипаюта и перевозил гроб с телом и сопровождавших его людей. Связь с вертолетом прервалась в 11.15, спустя два часа по направлению его следования вылетел поисковый Ми-8, который обнаружил обгоревшую машину на льду Тазовской губы в Карском море. Под обломками разбившегося судна были найдены тела четырех членов экипажа и семерых пассажиров. Причиной происшествия назвали ошибку пилотов. Выполняя полет на низкой высоте над безориентирной местностью, экипаж допустил касание льда носовой стойкой шасси.
Спустя несколько месяцев, 26 октября 1996 года произошло крушение самолета Як-40 в аэропорту Ханты-Мансийска. На борту находились 33 пассажира и 4 члена экипажа. В процессе захода на посадку произошло ухудшение видимости из-за сильного снегопада. При этом экипаж Як-40 принял огни освещения вертолетной площадки, находившейся в 160 метрах левее взлетно-посадочной полосы, за огни ВПП и совершил туда посадку. При этом самолет врезался в три вертолета Ми-8Т. У Як-40 была разрушена носовая часть и оторвано левое крыло. В результате аварии скончались трое членов экипажа и двое пассажиров.
30 августа 2001 года произошло крушение еще одного вертолета Ми-8 «Тюменьавиатранса». Экипаж перевозил грузы для буровой платформы Биттемского месторождения. Из-за технических неполадок, связанных с прикреплением груза, через три минуты после взлета вертолета, экипаж потерял управление, а сама машина начала разрушаться. Вертолет упал в болотистой местности и погрузился в торфяник на глубину до четырех метров. На борту находились пять человек, трое членов экипажа и двое представителей нефтедобывающей компании, которой принадлежал груз. Все они погибли. Согласно выводам комиссии, расследовавшей катастрофу, она произошла из-за действий представителей нефтедобывающей компании, находившихся на борту в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
В 2002 году, когда Тюменьавиатранс было переименовано в Utair, произошла первая катастрофа под новым брендом – 10 ноября потерпел крушение самолет Ан-26, на борту которого находились 19 пассажиров, 9 членов экипажа и груз. Происшествие случилось в аэропорту Анталии во время захода на посадку – машина резко потеряла высоту и задела линию электропередачи, после чего упала в 150 метрах от ВПП. К счастью, при ударе о землю пожара не произошло, что позволило избежать человеческих жертв: и экипаж, и пассажиры остались живы.
Одна из самых серьезных катастроф с самолетами Utair произошла 17 марта 2007 года в самарском аэропорту «Курумоч». Тогда при посадке потерпел катастрофу самолет Ту-134, следовавший из Сургута в Белгород с промежуточной посадкой в Самаре. На борту находились 7 членов экипажа и 50 пассажиров. Не дотянув 400 м до взлетно-посадочной полосы, самолет ударился стойками шасси о землю, проехал около 500 м в сторону от ВПП, перевернулся через левое крыло и развалился на части. В результате аварии 6 человек погибли. По выводам комиссии, происшествие произошло «в результате организационно-технологических и процедурных недостатков в работе и взаимодействии служб метеорологического обеспечения и управления воздушным движением, а также ошибок в действиях экипажа». Отметим, что второй пилот разбившегося лайнера 36-летний Андрей Лопанов, который выжил, но был серьезно ранен, сразу после того, как пришел в сознание сказал: «На гробах летаем».
2 июля 2008 года потерпел катастрофу вертолет Ми-8 при заходе на посадку в 340 км северо-восточнее Нижневартовска. Воздушное судно вылетело из Ноябрьска на Воргенское месторождение. На его борту находились 13 работников газовой отрасли и три члена экипажа. В результате катастрофы погибли 9 пассажиров – их коллеги и члены экипажа получили серьезные травмы. В качестве причин комиссия МАК назвала сразу три: ошибки в действиях экипажа при выполнении посадки, перегруженность вертолета, возможный отказ систем одного из двигателей и изменение направления и силы ветра перед приземлением.
5 июля 2011 года потерпел аварию еще один вертолет Ми-8. Он вылетел из Усть-Кута (Иркутская область) на буровую платформу в Катангском районе. В вертолете, как и во время предыдущей катастрофы, находились 13 вахтовиков и трое членов экипажа. Борт благополучно достиг одного из промежуточных пунктов следования и приступил к высадке пассажиров, однако, в этом время колесо вертолета провалилось в грунт. Экипаж попытался выровнять машину, но она начала заваливаться и легла набок, в результате чего двое человек погибли, 12 – получили тяжелые травмы.
20 декабря 2011 года произошла жесткая посадка вертолета Ми-26Т «Нефтеюганского объединенного авиаотряда» (входит в состав «Utair») в районе Тайлаковского месторождения в Тюменской области. При этом вертолет не долетел около 30 метров до посадочной площадки, опрокинулся и загорелся. Из 6 членов экипажа скончался один, остальные получили травмы.
Последняя катастрофа Utair произошла сегодня, 2 апреля около 6 утра по московскому времени. Напомним, в нескольких километрах от тюменского аэропорта «Рощино» разбился самолет ATR-72, выполнявший рейс по маршруту Тюмень-Сургут. На борту в момент катастрофы находились 43 человека. На данный момент 12 пассажиров, выживших при крушении, находятся в тяжелом состоянии в лечебных учреждениях Тюмени. Из членов экипажа никто не спасся. По факту возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). В качестве основных причин, напомним, называются техническая неисправность самолета, ошибка наземных служб либо ошибка пилотирования.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».