«Википедия» стала своеобразной хроникой гибели промышленности российских городов. Как отмечает корреспондент «Нового Региона», с помощью «народной» энциклопедии можно легко отследить масштаб разорения, которое понес реальный сектор экономики России, начиная с постсоветских времен. Тем любопытней, что именно об этом не хотят сейчас открыто говорить власти. Это неудивительно – нынешнюю жизнь некоторых городов определяют не масштабы производства и рабочие места, а борьба с «кассовыми разрывами» и уходом части налогов.
Чтобы оценить масштаб урона, который понесла российская экономика, вовсе не надо идти в архивы и поднимать многотомные фолианты. Куда проще зайти на сайт «Википедии» и найти статью про интересующий город или умершее предприятие. Ценность этого материала в том, что нынешним мэрам или губернаторам «поминать» старое не с руки – гораздо лучше отчитаться о своих новых достижениях. На официальных страничках городов о сгинувших предприятиях обычно не пишут. Не очень-то удобно говорить о приходе новых инвесторов, помня, что раньше в городе было пять градообразующих предприятий, а теперь одно – и то на грани закрытия.
Взять, к примеру, город Ивдель – одну из самых северных точек Свердловской области. К концу 80-х годов прошлого века здесь было несколько развитых производств: деревообрабатывающий комбинат, управление лесозаготовительных операций, предприятия по эксплуатации магистральных газопроводов, лесхоз и Гидролизный завод. Последний обанкротился в начале «нулевых», остальные предприятия – еще раньше. И это притом, что в советское время в окрестностях Ивделя были найдены бокситы, железная, медная и марганцевая руды. А наряду с угольными запасами, были разведаны и золотые. В общем, были созданы все условия для успешного функционирования как минимум той же добывающей отрасли. Тем более, что и в подъездных путях недостатка муниципалитет не испытывал: железнодорожная линия «Ивдель – Приобье» и станция «Ивдель-1» эти вопросы снимали. Прошло двадцать лет, и ничего этого – ни гидролизного завода, ни добывающего производства в Ивделе давно нет. Равно, как и новых инвесторов, отмечает корреспондент «Нового Региона».
Еще более впечатляющим примером обнищания и развала периферийной экономики современной России служит город Мариинск – административный центр Кемеровской области. В разные годы тут закрылось и обанкротилось большинство местных производств. Когда-то в Мариинске было не менее 10-ти предприятий: спиртовой и мясной комбинаты, трикотажная, швейная и мебельная фабрика, завод металлоизделий. Но теперь ничего этого также нет – все перечисленные предприятия закрыты. При этом по состоянию на 2009 год население Мариинска составляло чуть более 40 тысяч человек. Интересно, где все эти люди работают теперь, и какая судьба ждет их города и их самих.
Изучать хронику гибели предприятий и обнищания российских городов по простому поиску в «Википедии» можно практически бесконечно. При этом каждый новый результат способен удивлять каким-то новым знанием или примером. Скажем, совсем недавно – пару лет назад был закрыт Ирбитский хлебокомбинат в Свердловской области. Некогда устойчивое и успешное предприятие, к распродаже имущественного комплекса которого приложил руку бывший мэр Андрей Гельмут. Хорошо еще, что был за это наказан – неделю назад Гельмут получил 3,5 года колонии общего режима. Впрочем, Ирбиту еще повезло – он смог спасти брендовые местные производства – мотоциклетный и молочный заводы.
Чего никак не скажешь о городе Дегтярске той же Свердловской области. Для перечисления уничтоженных градообразующих производств в его случае потребуются пальцы обеих рук: «Дегтярское рудоуправление» – закрыто, а его пустующие выработки с каждым годом представляют всю большую опасность для города и его населения. Также не существует в природе ни местного филиала екатеринбургского завода «Уралхиммаш», ни завода «Цветметавтоматика», ни городской швейной фабрики. Полностью лишившись реального сектора экономики, теперь Дегтярск – дотационный муниципалитет. Сейчас главной гордостью местных властей является присутствие Дегтярска в маршруте ЮНЕСКО «Мировое культурное наследие. Диалог культур, диалог цивилизаций». Хотя понятно, на снижение уровня безработицы это обстоятельство если и влияет, то весьма косвенно, отмечает корреспондент «Нового Региона».
И все-таки, признавая факт массового закрытия периферийных производств, современные муниципальные главы указывают не неоднозначность этого процесса. Например, глава Михайловского городского округа Сергей Воробьев просит не делать однозначных выводов относительно «смерти» реального сектора периферийной экономики.
«Скажем, в советское и в постсоветское время у нас в городе работал крупный Михайловский алюминиевый завод. Потом он закрылся. Но затем на его производственной площадке открылось сразу шесть частных производств. Т.е. произошло замещение одного вида экономической деятельности – другой», – поясняет градоначальник. И хоть это действительно так, можно предположить, что мелкие ООО на заводской территории по объемам производства и числу рабочих мест для жителей Михайловска вряд ли смогли компенсировать городу потерю одного из советских лидеров по производству алюминиевой фольги – умерший завод «Михалюм», отмечает корреспондент «Нового Региона». Ведь вместе с заводом были утеряны технологии и культура производства.
Екатеринбург, Александр Родионов
Екатеринбург. Другие новости 01.08.12
Скрывавшийся в Эмиратах более 6 лет уралец, «купивший» таможенников из Нижнего Тагила, сдался следствию. / Замгенпрокурора РФ предложил уволить начальника свердловской ГИБДД Юрия Демина. Причина – устрашающая статистика ДТП. / Екатеринбургских детсадовцев заселят в помещения сифилитичных уголовников (ФОТО). Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».