Эко-катастрофы опасаются в Красноуфимском районе: здесь собрались «перетряхнуть» 82 тысячи тонн радиоактивных монацитов
Жители Красноуфимского района опасаются за экологию и свое здоровье. Монациты, которые хранятся на складах поселка Зюрзя с 60-х годов прошлого века, снова дают о себе знать. На этот раз для радиоактивно опасных веществ нашли покупателя. Но чтобы монациты продать, их надо поднять и заново расфасовать, а это может обернуться заражением окружающей среды и ростом числа онкологических заболеваний среди населения.
Предыстория: загрязнение рек и угроза хлеще Чернобыля
Монациты в район поселка Зюрзя (12 километров от Красноуфимска) свезли еще в прошлом веке: песок во время второй мировой войны намеревались использовать для выработки атомной энергии, но что-то не задалось. Между тем радиоактивное вещество необходимо было где-то хранить. С 1960 года бумажные мешки и деревянные ящики начали свозить в склады на территории Красноуфимского района, которые и в то время были уже достаточно ветхими. Всего за несколько лет под Зюрзю свезли 82 тысячи тонн монацитового концентрата, которые разместили в 19 деревянных и 4 достроенных металлических помещениях. Скандалы вокруг радиоактивного песка стали разгораться почти сразу, когда контактировавшие с монацитом люди начали умирать. В итоге к складам долгое время все боялись подходить.
Монациты вновь всплыли в истории в начале 2000-х годов. Тогда жители Зюрзи и соседних поселков стали бить тревогу: ветхие склады находятся недалеко от воды, поэтому каждый раз с приходом весны возникал риск, что талые воды подтопят деревянные ящики и опасное вещество просочится наружу, может попасть в пищу скота, питьевую воду и так далее.
«База хранения монацитового концентрата – это территория размером 750 метров на 350, располагающаяся в 500 метрах от реки Зюрзя и в трех километрах от русла реки Уфа. Техническое состояние объекта признано аварийным. Полы в деревянных складах, где хранится радиационное вещество, местами провалились, в результате ящики с моноцитом обрушились, нижние ящики раздавлены. Монацитовый песок рассыпан по полам, что приводит к распространению радиоактивной пыли. Кровля во многих складах протекает, произошло деформирование несущих конструкций, стен и крыш склада», – рассказывали тогда экологи.
Вопрос – что делать с монацитом? – обсуждался неоднократно на областном и федеральном уровнях. Представители атомной промышленности предлагали в 2001 году построить на территории Красноуфимского района завод по переработке тория, но правительство региона отказалось, опасаясь радиоактивной угрозы. После того, как в 2004 году на складах едва не возник пожар, который бы привел, по словам специалистов, к «утроенному Чернобылю» в Свердловской области, решено было строить для старых деревянных складов металлические ангары-«саркофаги». Они должны были решить проблему экологической безопасности в районе.
Последний ангар был построен в 2012 году, тогда же на территории монацитного хранилища установили систему видеонаблюдения, и, казалось, на этом история заканчивается. Но сейчас местные экологи вновь бьют тревогу: монациты собираются «поднять», перефасовать и продать.
Экологи предупреждают: нельзя выносить монацит из ангаров
Как сообщили «Новому Региону» в красноуфимской общественной организации «Сокол», на десятки тонн монацита наконец-то нашелся некий покупатель из Москвы. Но так как опасное вещество до сих пор хранится в ветхой таре и со времен войны не переупаковывалось, его требуют расфасовать заново. Экологи опасаются, что для этого на территории Красноуфимского района будут строить специальный цех, а монацит поднимут из хранилища.
«Мы не против вывоза монацита с территории нашего района, наоборот. Но ни в коем случае нельзя его выносить из ангаров. Ящики и мешки старые, все это может легко рассыпаться. Кроме того, если расфасовка будет в специальном цехе, то там же будут сжигать предыдущую тару, а все пары вредного газа вместе с дымом распространятся по территории Красноуфимска. Город находится в котловане, вредный газ просто осядет, – пояснила «Новому Региону» одна из активистов организации «Сокол». – Металлические ангары, которые закончили строить в прошлом году, очень просторные. Там даже транспорт может проехать, поэтому расфасовку точно можно организовать там. Мы намерены писать в министерство природы обращение с просьбой не «поднимать» радиоактивные отходы».
Кроме того, общественники просят Министерство здравоохранения Свердловской области провести углубленное обследование жителей района, и в первую очередь – детей. По их словам, на территории критически большое количество больных онкологическими заболеваниями, а дети рождаются с отставанием в развитии.
«Когда только песок завезли к Зюрзе, работники таскали его по 12 часов в сутки. Что-то просыпалось, но никто никаких мер не принимал – в песке играли дети, он разлетался с ветром. В итоге работники, которые непосредственно таскали песок, уже давно умерли. А вот их дети и внуки продолжают умирать медленно, – говорят экологи. – У нас крайне высокий процент онкологических больных. Радиационное заражение проявляется через поколение: рождаются глухие, слепые дети, дети с психическими отклонениями».
Добавим также, что помимо местных общественных организаций, проблемами монацитного хранилища под Красноуфимском уже заинтересовалась российская экологическая партия «Зеленые». Активисты намерены сделать запросы относительно хранения вредного песка в областные и федеральные органы власти.
Ссылки по теме:
Свердловское правительство реанимирует проект завода по переработке радиоактивного монацита >>>
Свердловская область чудом избежала полномасштабной экологической катастрофы >>>
Свердловская область. 82 тысячи тонн моноцитового концентрата хранится в складах, расположенных недалеко от Красноуфимска >>>
Екатеринбург, Ольга Тарасова
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».