AMP18+

Екатеринбург

/

В России хотят создать класс «homo labour» Потребуется Соцреализм2.0, качественные забастовки и новый идентификационный код (ВИДЕО)

Нижний Тагил, Апрель 15 (Новый Регион, Александр Родионов) – В России «лепят» нового пролетария. «Человека труда», активно задействованного в прошлых президентских выборах, теперь пытаются объединить как класс и снабдить новой идеологией. Площадкой для проработки концепции стал созданный в минувшие выходные в Нижнем Тагиле клуб политологов, для участия в нем пригласили политологов – уральских и столичных, представителей власти и общественных движений. Пока эксперты искали место потенциального представителя «homo labour» в современном мире капитализма – сгоряча чуть не придумали вернуть партзаказ и моду на «рабочую» культуру. О миссии рабочих, современном определении труда и безделья, попытках поставить теорию о человеке труда на научные рельсы – читайте в материале «Нового Региона».

Полпред и политологи

Первое заседание только что созданного клуба политологов прошло в музее истории НПО «Уралвагонзавод». Теперь – и кузнице политических кадров. Инициатором создания клуба стал уральский полпред Игорь Холманских. Представительство собралось следующее: телеведущий Максим Шевченко, политолог Юрий Гиренко, бывший идеолог «ЕР», политолог Алексей Чадаев, эксперт Общественной палаты Александр Казаков, политолог Анатолий Гагарин, первый замглавы администрации губернатора Свердловской области Вадим Дубичев, зампред РОО «Демократический выбор» Кирилл Шулика, политологи Тимофей Шевяков и Сергей Ильин.

В минувшую субботу обсуждали роль русского человека труда в политике, его место в капиталистической системе координат, политические права и запросы. Так, например, активно задействованное в ходе президентской кампании разделение граждан России на людей труда и «креативный класс» явно не давало покоя собравшимся.

«Не знаю, насколько научна теория креативного класса. Но меня беспокоит, что под их эгидой (креативного класса, прим. НР) противопоставляется общество и ставится под угрозу стабильность, – заявил полпред Игорь Холманских. – Принижают народное большинство – что будто не может иметь своего мнения народ. Я все это знаю – так было во время президентской кампании. Удивлялись – как это, кто-то не представители креативного класса могут принимать участие в выборах?»

По мнению представителя президента, высказывания некоторых оппозиционных лидеров вскрыли очень важную проблему: что на самом деле за 20 прошедших лет о промышленном секторе экономики в стране почти никто не говорил. Поэтому необходимо обсудить, как вернуть в информационное поле проблемы людей труда и их заслуги. «Тогда вопрос о приоритете креативного класса отпадет сам», – резюмировал Игорь Холманских.

Pussy Riot не художники!

Вокруг этих тем и пошла дискуссия. К ним последующие 2 часа члены клуба неизбежно возвращались. Так, Кирилл Шулика задался вопросом:

– Человек труда работает в промышленности. А я, например, не умею забивать гвозди. Но тоже возвращаюсь с работы поздно, у меня такие же неурядицы, как у рабочих – не хватает мест в детсадах и так далее. Мне кажется, искусственно разделять людей на рабочих и креативный класс. Также и на Болотной площади было – просто одни вышли на улицу, вторые нет. Мне кажется, что эта проблема искусственна и раздута через интернет. Тогда получается, что «люди не труда» – бездельники.

Ставились и прямые вопросы. Так, у Игоря Холманских поинтересовались:

– Вы сами доказательство устремления людей труда во власть. Скажите, есть ли у вас осознание, что люди труда – это некое единство с интересами, целями и задачами?»

На что полпред ловко отшутился – рабочий рабочего всегда поймет.

Всё обсуждение – и новых кодов нью-пролетариата, и метафоры Максима Шевченко про «танк в желтой краске с зайчиками из Плейбоя, который стоит дороже боевого танка», искаженная его устами характеристика эпохи Хрущева (низведенная до квартир и колбасы) – было похоже на уже ранее слышанное. Вернее сказать – прочитанное в учебниках истории, закрепленное в вузе и осмысленное в жизни. Так и в Нижнем Тагиле на клубе политологов в музее истории УВЗ – местами было захватывающе, порой несколько затянуто, иногда провокативно.

Александр Казаков всем предложил уйти от терминов 19 века наподобие «пролетариата»:

– Если мы говорим о человеке труда – мы не рабочий класс имеем в виду. Это некая новая общность. Если разделить современное общество на людей, производящих те или иные продукты, и на посредников (спекулянтов), то эти две категории можно сравнить с оседлыми годами и кочевниками. Человек туда – тот, кто производит продукт – ведёт оседлый образ жизни. Поэтому он понимает, что такое настоящий патриотизм, любовь к своей земле, к малой родине.

Не забыли устроить спор относительно профессиональной принадлежности к рабочим профессиям. Звучали ремарки: не всякая работа – есть труд. В ответ раздавались торопливые предложения успеть записать «в рабочих» музыкантов, художников и вообще «как можно большее число людей».

На что полпред Игорь Холманских веско вставил:

– Не всех!

За него пояснил телеведущий Максим Шевченко:

– Pussy Riot не художники.

Homo labour и соцреализм2.0

Проблематику бытия «пролетария нашего времени» в капиталистической реальности политологи рассматривали сквозь призму революций 19-20 века и их последствий. В числе прочего зашла речь непосредственно об образе человека труда – как он вообще выглядит, кого представляет?

– Образ человека труда – почему вообще возникает проблема его идентификации? Потому что утерян его идентификационный код в советское время, – высказался Юрий Гиренко.

На что политолог Тимофей Шевяков напомнил о том, как формировали образ рабочих и крестьян в советское время – вот бы сейчас так – про рабочих, да про показатели.

– Тогда были фильмы, и миф государственный был создан. На данный момент в современной России нет. Только бизнесмены и финансисты.

Шевченко парировал: «Мы сейчас так до партийной литературы договоримся».

Дальше – больше. Выяснилось, что в стране плоховато с трудовыми протестами. «В России катастрофически слабые профсоюзы! Что вообще такое ФНПР? Посмотрите, что за границей происходит, во Франции. Да там за свои права люди вон как эффективно борются. А у нас за последнее время никаких заметных и успешных забастовок не было, – заявил Кирилл Шулика. – И вообще рабочий человек может быть приверженцем разных политических партий, но ценности у него могут быть одни. И не факт, что это будут политические запросы».

Нижний Тагил в Facebook

Видимо*, хорошо выместив энергию в этом интеллектуальном забеге, политологи подводили итоги накоротке. Замглавы администрации свердловского губернатора Вадим Дубичев всех поставил в известность, что протоколировал отдельные моменты с обсуждения клуба в Facebook*. И указал – у пользователей сети есть заинтересованность проблематикой и вопросы. И напоследок добавил: Мы не определили роль профсоюзов.

Добавим, что такие встречи хотят сделать в Нижнем Тагиле регулярными. Как пояснил «Новому Региону» помощник полпреда президента РФ в УрФО Андрей Перла, «персональный состав участников может меняться. Но мы говорили уже с Алексеем Чадаевым – он готов взять на себя функцию модератора, и человека, который задаст тему следующего обсуждения». Клуб политологов будет отныне собираться в Нижнем Тагиле раз в квартал. Эксперты и темы будут постоянно меняться.

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Москва, Урал, Центр России, Видеорепортаж, Выборы, Общество, Политика, Россия,