AMP18+

Екатеринбург

/

Безнадежные долги «Свердловскавтодора» и еще кое-что интересное о бывшем дорожном гиганте Расследование «Нового Региона»

Новость о готовящейся продаже «Свердловскавтодора» вкупе с предвестиями неизбежного банкротства доведенного «до ручки» предприятия обернулись ширящейся паникой среди его кредиторов. Как сообщают участники рынка, прогнозы о том, что хронический нарушитель договорных обязательств утонет в море исков, наглядно подтверждаются статистикой Арбитражного суда Свердловской области. Если по итогам 2014 года численность судебных претензий к САД возросла на 10%, а совокупные требования по 77 делам превысили 223 млн рублей, то всего за три с половиной месяца 2015 года зарегистрировано уже 54 новых иска на 180,2 млн рублей или 70% прошлогоднего количества и 80% суммарного денежного объема за весь 2014 год.

Неутешительны для надеющихся получить расчет от «уклониста-рецидивиста» и выводы, следующие из официальной отчетности «Свердловскавтодора» за 2014 год. Оказалось, что в течение года чистые активы сократились на 245,86 млн, при этом кредиторская задолженность на протяжении двух лет остается на уровне порядка 750 млн. рублей. В это же самое время долги по налогам и соцстрахованию достигли 152,5 млн, а размер прочих долгосрочных обязательств утроился – до 61,12 млн. Общая выручка предприятия снизилась на 30%, причем поступления от ремонта автодорог упали почти вдвое, а от строительства – в 22,5 раза, до 20,8 млн рублей (!). Производительность труда снизилась на 27%, среднемесячная зарплата – на 10%, в то же время управленческие расходы составили 349,4 млн руб. Многократно упала (до отрицательной величины) рентабельность продаж, тогда как нормальный для этой отрасли показатель – более 6%. В итоге, как и в 2013 году, получен чистый убыток, выросший более чем втрое, до 246,8 млн руб. Особую тревогу кредиторов вызывает прогрессирующее падение коэффициента текущей ликвидности, отражающего способность погашать краткосрочные обязательства за счет оборотных средств: в 2014 г. он снизился почти на 17%, до 0,75, при оптимальном значении более 1,0.

Как самокритично отмечается в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности, на отрицательном финансовом результате сказались снижение объемов работ (и, соответственно, выручки), существенная доля не обеспеченных заказами расходов на оплату труда, недозагрузка производственных мощностей, а также удорожание привлекаемых кредитных ресурсов, судебные издержки и договорные неустойки. Последние действительно весьма велики: в сравнении с 2013 г. затраты на банковские проценты повысилась в полтора раза (до 138 млн рублей), а совокупные расходы на штрафы по хоздоговорам за 2 года превысили 83 млн рублей (в т.ч. в 2014 году – 39,4 млн рублей).

Одним словом, «Свердловскавтодору» попросту неоткуда взять средства на погашение годами копившихся обязательств и текущие платежи контрагентами. До последнего времени оттягивать неизбежный взрыв «долгового пузыря» чудом удавалось за счет дорогостоящих заимствований. В 2014 году привлечено порядка миллиарда рублей краткосрочных кредитов (преимущественно, на 7 – 12 месяцев). Как свидетельствуют протоколы прямых закупок на сайте http://zakupki.gov.ru, только услуги по выдаче банковских гарантий обошлись САД в 88,33 млн рублей. Транши пошли двумя частями – №31400812167 от 14.01.2014 года – ОАО «Банк ВТБ», ему было перечислено 60 млн рублей. 11.02.2014 года ОАО «Газпромбанк» предприятие направило еще 28,33 млн рублей. Однако, с учетом неудовлетворительных финансово-экономических показателей «САД» за 2014 год, катастрофического падения доходов, утраты большей части портфеля заказов и предстоящей смены собственника, рассчитывать в очередной раз «перехватиться» в банках, по меньшей мере, наивно.

Сейчас политика САД сводится к максимальному затягиванию расплаты с потерпевшими, невзирая на разорительные штрафные санкции. Руководство предприятия предпочитает платить юристам, а не теряющим терпение и надежду партнером, зачастую уклоняясь от выполнения судебных решений и систематически нарушая мировые соглашения.

Примеров вопиющей недобросовестности по отношению к поставщикам – масса. Так, ООО «Башкирская торговая компания» в рамках дел №А60-45515/2014 и №17АП-1824/2015 пыталось истребовать 32,8 млн рублей за товар, отпущенный по договору за сентябрь 2013 года. В декабре 2014 и январе 2015 года «Свердловскавтодору» удалось убедить две арбитражные инстанции не рассматривать заявление уфимской фирмы по формальным основаниям: переписка с САД об оплате задолженности и пени велась по электронной почте, что послужило поводом к утверждениям о несоблюдении претензионного порядка. Разумеется, истец устранил процессуальные недостатки, в Арбитражном суде Свердловской области на 21.05.2015 года назначено заседание по новому делу №А60-6703/2015 от 04.03.2015 г. На этот раз сумма требований выросла уже до 35,9 млн рублей, конечный исход сомнений не вызывает, вот только сумеет ли обманутый контрагент получить причитающуюся сумму?

Еще одна показательная история произошла с подмосковным ООО «СММ», 26.12.2014 года обратившимся в АС Свердловской области с иском о взыскании задолженности в размере 12,26 млн руб. В феврале 2015 года дело №А60-57705/2014 прекращено в связи с декларируемой ответчиком готовностью добровольно погасить долг, однако из-за нарушения «Свердловскавтодором» договоренностей истец 06.03.2015 года подал заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение мирового соглашения. В аналогичной ситуации оказалось кировское ООО «Интеройл»: производство по претензии на 3,6 млн рублей прекращено 03.02.2015 года в связи с достижением мирового соглашения, а 30.03.2015 года истец потребовал суд принудить должника к его исполнению.

По сути, выплаты производятся лишь под прямой угрозой банкротства, как в недавнем случае с екатеринбургским ООО «Комплекс Транс», чей иск о несостоятельности ОАО «САД» 25.03.2015 года завершился прекращением дела №А60-5304/2015 в связи с погашением долга в размере 2,55 млн рублей. Такой «механизм убеждения» неоднократно использовался и другими кредиторами «Свердловскавтодора».

«Новый Регион» продолжит журналистское расследование и в ближайшее время сообщит о новых нюансах в деятельности бывшего дорожного гиганта Свердловской области.

Екатеринбург, новый День – Новый Регион, Елена Васильева

© 2015, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,