AMP18+

Екатеринбург

/

Кольцо сжимается. На бизнес-клан Сергея Собянина началась атака – готовятся уголовки, топ-менеджеры подаются в бега Одним из возможных интересантов считают Вячеслава Володина

В Екатеринбургском аэропорту Кольцово и московском Домодедово, где развернуты масштабные, на миллиарды рублей, стройки и реконструкции к мундиалю – подрядчиком стала одна и та же компания. Это компания «СУ-1», которая входит в «МДС-Групп» Сергея Солодовникова. В обоих случаях крупные подряды обернулись проверками контролирующих органов, а то и готовящимися уголовными делами. Почему топ-менеджеры корпорации увольняются из нее и спешно покидают Россию, какая из «кремлевских башен» может стоять за атакой на бизнес-империю – читайте в материале нашего агентства.

В мае 2012 года ЗАО «Строительное управление №1» получило подряд на 3,1 миллиарда рублей на реконструкцию аэродромного хозяйства аэропорта Кольцово. Это стало одним из первых шагов по подготовке города к Чемпионату мира по футболу. Реконструкция подразумевала замену светосигнального оборудования, реконструкцию взлетно-посадочных полос и стоянок для самолетов аэропорта. Заказчиком выступал ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» – его возглавляет бывший министр строительства Свердловской области Михаил Жеребцов – организация находится в ведении министерства транспорта РФ.

Для компании это был настоящий прорыв – генеральный директор «МДС-Групп» Сергей Солодовников назвал выигрыш контракта одним из главных достижений за ее 15-летнюю историю. В бизнес- и политсообществе Солодовникова считают едва ли не «карманом» Сергея Собянина. Замечено, что структуры бизнесмена следуют бок о бок с нынешним мэром Москвы, и чем выше по карьерной лестнице поднимается Собянин, тем больше и прибыльнее госзаказы у компаний, подконтрольных Солодовникову.

Как уже было сказано, в 2012 году компания получает от ФГУП крупный заказ в Кольцово на сумму 3,1 миллиард рублей. Конкуренты в битве за лакомый кусок у ЗАО «Строительное управление №1» были тоже, в общем-то, не карликами, например «Атомстройкомплекс». Но конкурс выиграло СУ-1, и к 6 марта 2014 года должно было выполнить работы. Однако этого сделано не было. Общая сумма невыполненных работ оценивается примерно в 640 миллионов рублей.

При этом источники, близкие к авиационной отрасли, поясняют, что в этом нет ничего удивительного. Параллельно ЗАО «СУ-1» вело аналогичные работы в аэропорту Сокол в Магадане, в Воронеже и на ряде федеральных трасс. Освоить такой объем работ, похоже, не хватило ресурсов, а потому выполнять свои заказы компания стала по пирамидальному принципу – когда получаемая предоплата на строительство расходуется на завершение работ на предыдущих объектах, позволяющих закончить исполнение госконктракта, а заодно выплатить штрафы за просрочку работ. Таким образом, подобному бизнесу, чтобы существовать, необходимо поглощать новые заказы, иначе его ждет банкротство. Но неизбежным следствием становится просрочка работ на объектах.

В итоге в 2015 году, то есть спустя год после получения заказа, в Кольцово каких-то особых результатов его исполнения не наблюдалось. При этом ни материалы, ни оборудование якобы закуплены не были, и появлялись сведения, что сотрудники компании с декабря прошлого года имеют долги по зарплате и отказываются выходить на работу до их полного погашения.

Дошло до того, что администрация самого аэропорта (контролируется ГК «Ренова») тратит свои ресурсы на надзор за подрядчиком. Хотя формально должна следить только за состоянием терминалов Кольцово, взлетно-посадочные полосы – государственные, находятся в федеральной собственности. Источники в Кольцово рассказывают, что буквально несколько недель назад, когда стало ясно, что ситуация накаляется и назревающий скандал поневоле может затронуть и сам аэропорт, исполнительный директор Алексей Пискунов дал личное указание аэродромной службе следить за деятельностью «СУ-1» на взлетном поле. Причем о результатах докладывать ежедневно.

Но даже если предположить, что работы на объекте вдруг начнут идти полным ходом и корпорация авральными темпами начнет вести реконструкцию ВПП – даже в таком случае она не успеет закончить строительство в этом строительном сезоне. А, значит, работы будут перенесены еще на год. Подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 года таким образом может быть поставлена под угрозу.

Вероятно, поэтому информацию от оперативных служб, мониторивших реконструкцию полосы, направили в Следственное управление на транспорте в УрФО для возбуждения уголовного дела, где сейчас идет доследственная проверка, которую пока не готовы комментировать.

Нам неизвестно, какое конкретно ведомство могло передать данные следственным органам, но мы можем предположить, что речь идет о СКРООПТ (служба контрразведывательного обеспечения объектов промышленности и транспорта) УФСБ по Свердловской области – именно они работали и по делу о сговоре «Аэродромдорстроя» (эта компания наряду с ЗАО СУ-1 входит в «МДС-Групп» Сергея Солодовникова) со «Свердловскавтодором» на 1,7 миллиарда рублей.

А после того, как интерес у чекистов возник и к дорожным контрактам «СУ-1», руководитель организации-заказчика (дочки «Росавтодора» – «Уралуправтодора») Игорь Зубарев публично разрывает с ЗАО «Стройуправление № 1» договор о реконструкции трассы в Пермском крае. Сумма заказа достигала 3 миллиардов рублей. Причиной для разрыва были названы многочисленные нарушения со стороны подрядчика.

Уже в этом году руководитель работ в аэропорту В. Г. Шмотин уволился с предприятия и скрылся с семьей из Свердловской области, в неизвестном направлении. Считается, что он просто покинул территорию Российской Федерации. При этом уголовное преследование может коснуться не только руководства ФГУП и ЗАО «Строительное управление №1» – как заказчика и подрядчика, не исполнившего работы. Вполне возможно, что нити ведут дальше – в Министерство транспорта Российской Федерации, которому подведомственен ФГУП. И маловероятно, что все будет решено на уровне личных договоренностей – дело касается проведения мундиаля, и в Екатеринбурге есть реальный шанс не успеть завершить работы к открытию ЧМ. В то время как само предприятие ЗАО «СУ №1» может ждать банкротство.

Схожая история сейчас раскручивается в Москве – в аэропорту Домодедово. В столице «СУ-1» занимается строительством новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту. В начале этого лета аудиторская проверка якобы выявила несоответствие реально выполненных работ тем, что указаны в актах приемки едва ли не на миллиард рублей. Есть данные, что материалы проверки находятся в транспортной прокуратуре Москвы, но пока им не дают хода.

«Ну а вы подумайте, кто мэр столицы?» – задается вопросом источник агентства. Хотя при этом оговаривается, что если на то будет политическая воля – «посадки будут массовыми».

Отметим, что атака на самое крупное предприятие «МДС-Групп» – с разных векторов не могла быть просто стечением обстоятельств. Некоторые считают, что ее «архитектор» – нынешний ответственный за идеологию страны Вячеслав Володин. Рассказывают, что отношения Володина и Собянина дали сильную трещину в этом году (причины не раскрываются).

Если взглянуть на ситуацию с такой стороны, то на наших глазах разворачивается новая война между «кремлевскими башнями», в которой пока ведет Володин.

Ссылки по теме:

Игры тюменского клана в Свердловской области / Авторская колонка корреспондента «НР» Максима Бородина >>>

«Тюменский клан» подобрался к «кормушке» мундиаля / ГУП «Урал-2018» начал тратить миллионы, ничего путного не создавая (ФОТО) >>>

Москва – Екатеринбург, Максим Бородин

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,