AMP18+

Екатеринбург

/

Ядерная физика со знанием арабского, «доширак» под кроватью и хмурые русские: екатеринбургские будни студентки из Индонезии (ФОТО) Спецпроект NDNews.ru «Почему Россия?»

NDnews.ru начинает серию публикаций об иностранцах, приехавших на обучение в Екатеринбург. «Диапазон» таких студентов – от стран ближнего зарубежья и Китая, прочно оккупировавшего столицу Среднего Урала, до ребят из Латинской Америки. Некоторые только-только приехали и еще не вполне вписались в российский быт, другие успели прожить год и расстаться со многими стереотипами о нашей стране. Зачем прятать «доширак» под кроватью, как стать фанатом «Автомобилиста», хорош ли ящик водки в качестве подарка и почему иностранцы в России перестают улыбаться – эти и другие забавные истории рассказывают ребята, попавшие в екатеринбургские вузы.

Конечно, большая часть иностранцев поступает в федеральный университет – в этом году в УрФУ будет обучаться около 1700 студентов более чем из 60 стран мира. Их интересы – от философии до биотехнологии, но, как отметили в вузе, многие приезжают на специализированные курсы русского языка как иностранного.

Тиара Субиянто приехала в Екатеринбург из Индонезии, специальность в УрФУ выбрала одну из самых сложных – даже для тех, кто знает русский в совершенстве. Она уже год учила здесь язык и понимает русскую речь без помощи переводчика, но признается, что самостоятельно говорить очень сложно. Зачем девушке из экваториальной страны понадобилось переезжать на Средний Урал – в материале NDNews.ru.

О сложном русском и веселой ядерной физике

«Я очень интересуюсь инженерными науками, а Россия – лучшая страна, которая это предлагает. Потому я сюда и приехала. Моя специальность – ядерная физика. Я специально выбирала Екатеринбург, я люблю большие города, но не люблю перенаселенные, как Москва и Петербург. В Индонезии очень много людей, особенно на моем острове Ява, это небольшой остров, но он сильно перенаселен. К тому же, я слышала, что в Екатеринбурге есть свой собственный ядерный реактор.

Я, скорее всего, после обучения останусь здесь. В Индонезии нет ядерных электростанций, правительство и ученые сейчас работают над возможностью постройки ядерного завода, но на самом деле это очень опасно, так как у нас много вулканов, большая вероятность землетрясения. А вообще, меня очень интересует ядерная физика, может быть, у себя я и не найду работу по специальности, но лично для меня это интересно. И это весело!

Я приехала в сентябре прошлого года, год изучала русский и сейчас начала программу специалитета. Конечно, проблемы с пониманием есть. Мы изучаем физику, математику, химию – такие предметы сложно изучать после одного года русского языка. Но у меня очень хорошая группа, они всегда стараются помочь. Спрашивают: ты что-то не поняла? Объясняют. Несмотря на то, что они объясняют тоже на русском, это очень мило и очень помогает. Я одна иностранка в группе.

Родители, когда услышали, сказали сразу: нет! No, why Russia? You have Australia, America, any English speaking countries – why Russia?! Целый месяц они задавали вопросы – собираешься ли ты подавать документы в какие-то другие вузы. Но я сказала – нет, вам надо с этим смириться. И через месяц они сдались и сказали – ну ладно, езжай.

Кроме родного языка я знаю малайзийский, могу читать на корейском и арабском. Но русский очень-очень сложный. После каждого урока русского мне хочется плакать. И когда занятие заканчивается и нам говорят: «Вы можете идти», я иду в общежитие, хватаюсь за голову и думаю: «Господи, почему Россия?».

О русской угрюмости, русской водке и бич-пакетах под кроватью

Перед тем, как переехать в Россию, я много слышала от индонезийских друзей, что русские не улыбаются друг другу на улицах. Когда я первый раз увидела город, я подумала: «Ой, он такой красивый, и так все здорово». И когда я встретилась глазами с русским человеком, я старалась сдерживать себя, чтобы не улыбнуться.

Я прошу прощения, но я думала, что русские люди все время пьют, все время пьяные. Что они пьют в будни, в выходные, что они ходят пьяными по улице. И что у русских очень строгое, серьезное выражение лица и они даже злые.

Оказалось, что в какой-то степени это правда. Про выпивку – по выходным, конечно, выпивают. А про улыбку – это правда, просто стоит привыкнуть, кажется, что люди не очень приветливые, но это не совсем так.

Пробовала ли водку? Уууууу!!! Ееее! Да, попробовала. Неплохо.

И пельмени тоже, мы их каждый день в общежитии едим. И еще лапшу едим. Но между лапшой здесь и лапшой в Индонезии очень большая разница. Потому что у нас в лапшу добавляют много приправ, они очень острые, а в России тебе просто положили лапшу – на, ешь. У меня здесь индонезийская лапша, мне ее родители посылают.

О первой зиме для жительницы экватора

Зима… Давайте скажем так: я поняла, почему русские такие строгие и такие серьезные. Зима была настолько холодной, что единственной нашей целью, когда мы выходили, было добраться до места. Мы не смотрели по сторонам, скорее бежали в помещение, и даже если видели какого-то знакомого, то думали – а, я его знаю... ну, не будем задерживаться… побежали-побежали.

Кутались сильно, всегда много-много одежды. Перчатки и варежки сверху, два шарфа, шапка и еще шапка сверху, кофта, свитер, блейзер и куртка…

Как – зима была не очень холодной? Ооо!...

О беспардонности публики, религии и африканских друзьях

Из Индонезии у меня здесь только трое знакомых, говорят, в следующем году еще приедут. Сейчас из-за языка общаюсь в основном с иностранцами – с ребятами из Замбии, Уганды, других стран Африки, Индии, Монголии. Есть пара знакомых из Америки.

Поначалу были проблемы из-за цвета кожи и того, что говорю не по-русски. Люди на улицах смотрят, провожают тебя взглядом. Например, в первые дни я как-то раз ходила в «Пиццу Миа» с африканскими друзьями, когда мы зашли, все на нас уставились и потом провожали взглядом, когда мы ходили по залу. Показывали пальцем. Было непонятно, почему они так себя ведут. Но к этому быстро привыкаешь.

В Индонезии я каждые выходные ходила в кино, но в России так не получается, потому что в кинотеатре я половину не понимаю, приходится еще раз смотреть. Я решила, лучше потом скачаю.

Я мусульманка. В Индонезии очень много мечетей – они есть в университетах, магазинах… В России с этим сложнее. Если я хочу помолиться, мне приходится возвращаться в общежитие, и русские очень мало знают о том, как это происходит. Но я из современной семьи, никакого хиджаба или запрета общаться с мужчинами.

О России в пяти словах:

Неприветливые, но не злые, а неулыбающиеся. Водка. Путин, медведи. О, у нас очень популярен мультик «Маша и Медведь», даже больше, чем в России, – везде атрибутика продается. Кроме этого у нас из русского – вооружение, самолеты. И, пятое слово, наверное, суп – каждый день и всякие разные, очень много супов.

Екатеринбург, Светлана Загороднева, Семен Саливанчук

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, В мире, Общество, Россия, Спецпроекты, Фоторепортаж,