Эксперты Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ считают, что императивное право региональных заксобраний устанавливать схему избрания первых лиц муниципалитетов нарушает избирательные права рядовых граждан. К процедуре выборов мэра конкурсной комиссией нужно установить ограничительные критерии, поскольку это лишает население избирательного права. Такое мнение содержится в отзыве Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, представленном по запросу судьи Конституционного суда Николая Бондаря. Об этом сообщает сегодня газета «Ведомости».
На следующей неделе суд рассмотрит жалобу 90 депутатов Госдумы на реформу МСУ, которая, по мнению заявителей, в нарушение Конституции лишила местные власти возможности самостоятельно выбирать способ формирования органов МСУ из предусмотренных федеральным законом вариантов, передав это право парламентам регионов.
В частности, депутаты оспаривают императивное право субъектов Федерации устанавливать порядок формирования представительных органов районов из глав и депутатов поселений – раньше органы МСУ могли сами выбирать способ своего формирования.
Региональные законы могут установить единственный вариант структуры органов МСУ, и он становится обязательным для всех муниципалитетов – а это влечет за собой лишение населения права самостоятельно определять эту структуру, отмечается в отзыве. К примеру, в Челябинской и Самарской областях глава города избирается городским советом из числа кандидатов, предложенных специальной комиссией, и возглавляет местную администрацию, а сам горсовет формируется из депутатов внутригородских районов, т. е. ни глава администрации, ни горсовет не избираются населением и признать выборными такие органы нельзя, полагают эксперты.
По мнению экспертов, увеличение числа вариантов формирования органов МСУ должно было привести к гибкой законодательной регламентации этой сферы с учетом местных традиций и особенностей, но вместо этого появились одинаковые безальтернативные правила, направленные обычно на ограничение прямых выборов. Это приводит к колебанию конституционной сущности МСУ, считают эксперты. Выходом из ситуации может быть возвращение к прежнему порядку, когда структура органов МСУ определялась уставом муниципального образования, или хотя бы законодательное закрепление гарантий учета мнения населения при определении структуры МСУ, говорится в отзыве. А к процедуре выборов мэра конкурсной комиссией нужно установить ограничительные критерии, поскольку это лишает население избирательного права.
Напомним, в течение 2015 года в Свердловской области «конкурсная» схема была установлена в 38 городах. Несмотря на то, что формально это делалось по обращению местных дум, наблюдатели уверены: на них было оказано давление со стороны областных властей.
Москва, Евгения Вирачева
Москва. Другие новости 09.10.15
Судебный прецедент: уральца отправили в колонию строгого режима за пьяную езду. / После «казуса Караваева» Минстрой РФ начнет искать «неучей» по всей стране (ДОКУМЕНТ). / Андрей Разин принес извинения за «страшную игру» «Автомобилиста» в матче с «Адмиралом» (ФОТО). Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2015, РИА «Новый День»