В Свердловском облсуде в качестве свидетеля по скандальному уголовному делу бывшего депутата гордумы Екатеринбурга, главврача областного хосписа Олега Кинева, обвиняемого в организации убийства пенсионерки ради ее квартиры, выступил мэр Евгений Ройзман. Описав свое видение истории с убитой старушкой, он вступил с государственным обвинителем в крайне эмоциональную полемику, которая в некоторые моменты, казалось, перерастет в потасовку.
Показания Евгения Ройзмана
Как передает корреспондент NDNews.ru, учитывая статус допрашиваемого, сегодня в судебный процесс временно вступил заместитель генерального прокурора РФ Юрий Пономарев. Утром он участвовал в допросе другого фигуранта дела – Сергея Чувакова, на которого была переписана квартира погибшей Ольги Ледовской. Он заявил, что все вопросы по оформлению недвижимости осуществлял с подачи Кинева. Депутата, в свою очередь, с престарелой женщиной познакомил после приема граждан глава города. Пенсионерка просила устроить ее в дом престарелых и готова была заключить договор пожизненной ренты. Документ был подписан, но вместо того, чтобы ухаживать за Ледовской, сообщники Кинева убили ее. При этом из допроса Чувакова следует, что Кинев действовал с подачи Ройзмана, который именовался «папой» или «нашим локомотивом».
После обеда суд приступил к допросу мэра уральской столицы. Ройзман сообщил, что познакомился близко с Киневым, когда решался вопрос по строительству реабилитационного центра в Верх-Нейвинском. «С Олегом нас познакомил Семен Спектор с хорошими рекомендациями. В те годы Кинев был простой парень, отзывчивый, помогал всем, кто к нему обращался. Потом он оказался в сложной жизненной ситуации, и когда в 2013 году были выиграны выборы в гордуму, я советовался с коллегами, и мы пришли к коллегиальному решению о том, чтобы отдать мандат Киневу. Он стал депутатом, председателем комиссии по здравоохранению и начал ходить ко мне на приемы граждан, помогать, учитывая его медицинское образование», – начал свой рассказ Ройзман.
В конце 2013 года к нему пришла на прием Ледовская и сказала, что хочет отдать свою квартиру городу взамен на ее устройство в дом престарелых. Женщина выглядела нездоровой, сообщила о жалобах на здоровье, поэтому Ройзман спросил у находившегося рядом Кинева – сможет ли он ей помочь. Тот ответил положительно.
Уже в 2014 году Ледовская снова пришла к Ройзману на прием и заявила прямым текстом, что Кинев – мошенник. «Однако конкретики не было никакой, и она ушла. Я спросил у Кинева, что за ситуация? Он ответил – не обращай внимания, Ледовская – сумасшедшая. Я хочу отметить, что всегда есть процент людей, к которым нужно осторожно относиться. Есть такие, например, кто говорит, что их ФСБ через окно лучами поджаривает. В общем, мыслей не доверять Киневу у меня не было», – добавил мэр.
В дальнейшем пенсионерка еще несколько раз приходила к Ройзману, жалуясь на депутата. В один из них старушка даже «пособачилась» (как выразился сегодняшний свидетель) с Киневым, который случайно зашел в кабинет мэра, но потом помирилась. После этого градоначальник отправил пенсионерку на своем служебном автомобиле домой. В другой визит старушка заявила, что лишилась документов на свою недвижимость. «Я спросил у Кинева – ты брал у нее документы? Он сказал, что нет у Ледовской никакой квартиры, что она вовсе переписала ее на мужа своей внучки. Услышав это, я успокоился, – сообщил Ройзман. – Потом она снова приходила ко мне с бумагами и спрашивала – «неужели ты думаешь, что я сумасшедшая?». А он (Кинев) оттяпал уже у меня квартиру».
Потом к Ройзману обратился адвокат Бельянский, сообщивший, что и к нему явилась Ольга Ледовская. После этого глава города набрал по сотовому пенсионерку, но ее телефон оказался недоступен. Он попросил своего товарища съездить по адресу ее проживания и выяснить, в чем дело. Оказалось, что Ледовскую уже давно никто не видел, в ее квартире живут мигранты, а квартира переписана на Чувакова. «Я думал, что Кинев ее просто где-то спрятал, в хосписе, например. Но когда пробил по базе данных, выяснил, что на Чувакова записано несколько квартир. И поэтому я пошел в ФСБ, где рассказал обо всем. Это было 14 или 15 июля. А 18-го числа Кинева уже задержали. Вот такая картина, как я увидел эту историю», – заключил свидетель.
Допрос мэра Юрием Пономаревым
Юрий Пономарев задал резонный вопрос – почему мэр отправлял каждый раз старушку домой, а не настаивал на обращении в правоохранительные органы или прокуратуры. На что Ройзман ответил, мол, не всегда обращение в надзорные органы дает положительный результат. «Между тем, хочу напомнить, что Ледовская 10 мая написала заявление в полицию. И она была бы жива, если бы правоохранители работали как нужно», – подметил глава города.
Далее представители прокуратуры зачитали распечатку телефонных переговоров между Киневым и Ройзманом. Из бесед складывается впечатление, что мэр был в курсе истории с квартирой и то, как продвигается процесс с ее переоформлением. Он прямо спрашивал депутата – когда тот решит «вопрос №1» и что Кинев должен понимать – «вопрос нужно решать здесь и сейчас», иначе «она будет стоить тебе карьеры». Из уст мэра не единожды также прозвучала фраза – «ты должен полностью решить вопрос».
Телефонный разговор Ройзмана и Кинева
Пономарев подметил, что собеседники общаются на равных, по-дружески и это противоречит заявлению, сделанному ранее Ройзманом о том, что он в последнее время с депутатом близко не общался, поскольку тот «перешел в стан врага» – встал под крыло губернатора Свердловской области (когда стал руководить областным хосписом).
Отдельно заместитель генпрокурора РФ заострил внимание суда на том, что в день убийства пенсионерки Ледовской – 22 мая 2014 – между Ройзманом и Киневым состоялось пять разговоров по телефону.
– И что значит ваша реплика (в звонке, сделанном в тот день в 10.12) «ты должен полностью решить этот вопрос…?»», – поинтересовался Пономарев, но не получил конкретного ответа, поэтому продолжил: Что значит, когда глава города на фразу о том, что с пенсионеркой «все решат» и «она больше не придет», говорит «ладно»?».
– Я же здесь не говорю в данном случае Киневу, что бабушку убей. Вы передергивает слова и вырываете их из контекста, нужно вам читать с начала фразу, – ответил Ройзман, после чего диалог приобрел уже эмоциональные краски.
– Не надо, Евгений Вадимович, меня учить. Вы, между прочим, стоите, а я здесь сижу. Я хочу вас еще спросить, вы из-за этой истории не дискредитировали власть и себя лично?
– А когда судили Карпова за заказные убийства и его супругу – прокурорского работника, это не дискредитирует вас? – парировал мэр.
– Самое интересное, что после приема у прокурорских работников люди таким печальным исходом (намекая на судьбу Ледовской) не заканчивают. Я вас спрашиваю – вы моральную ответственность вообще чувствуете? Я думаю, вы какие-то выводы должны сделать из этой истории, – отметил Пономарев.
– Конечно, я с этим живу и переживаю. Наверное, если бы я изначально поверил Ледовской, смог бы что-то сделать. И ничего бы не произошло.
В финале дискуссии Юрий Пономарев попросил в будущем Ройзмана не становиться фигурантом уголовных дел – ни в качестве свидетеля, ни в качестве обвиняемого. Ройзман ответил, что готов помогать правоохранительным органам, главное чтобы они хорошо работали.
Примечательно и то, что уже под занавес допроса мэра один из обвиняемых – Андрей Гусев задал свидетелю вопрос: известно ли ему, что в камеру к Киневу приходили сотрудники полиции. «Да, мне это известно, – подтвердил Ройзман. – И даже известно, что ему предлагали сдать меня как организатора убийства, в обмен на смену меры пресечения или другие преференции». Допрашиваемый мэр даже сказал, что знает фамилии полицейских, приходивших к Киневу и угрожавших ему убийством супруги. Подробности этого эпизода раскрыты не были – подсудимый Кинев сообщил, что подробно расскажет об этом, когда состоится его допрос.
Напомним, по версии следствия, Олег Кинев и его помощник Сергей Чуваков оформили договор дарения в пользу риелтора трехкомнатной квартиры в Екатеринбурге, принадлежащей 80-летней пенсионерке Ольге Ледовской. В результате престарелая женщина лишилась недвижимости стоимостью более 5 миллионов рублей. Позднее Кинев ради сокрытия мошенничества с квартирой организовал убийство обманутой бабушки. Для совершения преступления он привлек знакомого Алексея Худоногова и Андрея Гусева, предложив им в качестве гонорара 100 тысяч рублей. Худоногов проник в квартиру пенсионерки, сделал ей укол синтетического анальгетика и нанес травму шеи, ставшую причиной смерти. Затем он расчленил труп пилой и по частям вывез его на мусорку загород. Для этого он привлек своего друга Максима Опарина, у которого была машина, но тот не знал о том, что именно перевозит Худоногов. Останки пенсионерки позже нашли грибники. Дело Сергея Чувакова, на которого в результате была оформлена квартира Ледовской, выделено в отдельное производство и будет рассматриваться отдельно, поскольку обвиняемый заключил сделку со следствием. Добавим, что в начале процесса все обвиняемые – Кинев, Гусев и Худоногов – признали свою вину. На предыдущих заседаниях в суде было допрошены первые свидетели, среди которых – сотрудники полиции, которые могли предотвратить убийство пенсионерки, представители юридического агентства, оформлявшие договор дарения. Кроме того, показания дал молодой человек, на чьей машине вывозили останки старушки за город.
Екатеринбург, Игнат Бакин, Александр Саливанчук
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2015, РИА «Новый День»