российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Четверг, 28 марта 2024, 13:35 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
Провалы инвестполитики: почему «опорный край державы» отстает от Калужской области

Губернатор Свердловской области на заседании инвестиционного совета признал – показатели региона успешными назвать нельзя, практически в плане инвестиций год был провальным. На будущий год дано задание всем муниципалитетам заиметь какой-то свой инвестпроект. Однако в регионе и без того полно проектов, нацеленных именно на привлечение бизнеса. Только вот реализацию их нельзя назвать успешной. NDNews.ru решил разобраться, почему же ни особая экономическая зона, ни всевозможные индустриальные и технопарки не прирастают нужными области резидентами.

Помимо проблемной «Титановой долины», которая окончательно сменила «профиль» деятельности, а первые резиденты обещают наладить выпуск продукции не ранее 2018 года, в области реализуется еще несколько инвестпроектов. Строятся индустриальные парки: согласно сайту мининвестиций области, в регионе несколько действующих индустриальных парков (федеральный сайт ГИСИП подсказывает только 2), один на стадии создания (Богословский) и еще 8 зон на стадии проекта с запуском предположительно в 2016-2018 годах. Почти год назад торжественно открыли технопарк «Университетский». При этом реально работающих резидентов можно найти всего на нескольких площадках, например, бизнес «поселился» в Химпарке под Нижнем Тагилом и Про-бизнес-парке в Екатеринбурге. Как ни странно, это частные объекты. А площадки, создаваемые с помощью господдержки, найти резидентов не могут.

В итоге в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата Свердловская область расположилась ближе к концу списка «троечников», заработав почти самые низкие оценки по показателям «Институты для бизнеса» и «Инфраструктура и ресурсы». Ситуацию по просьбе NDNews.ru прокомментировали несколько экспертов, по мнению большинства, с инвестициями в области действительно все плохо, ключевая причина – неверно выбранные приоритеты, когда сначала проектируется и создается некий объект, который должен привлекать бизнес, а уже после начинается поиск того, кто мог бы им заинтересоваться.

Александр Татаркин, директор института экономики УрО РАН: «Даже мировое сообщество признало, что в России рыночная экономика, а рыночная экономика требует экономически подготовленных кадров. Посмотрите программы вузов, у нас те, кто обучается на машиностроении, металлургии, им урезается экономика, а они потом идут на производство и во власть. Рынок требует экономической обоснованности, ориентации на конечный результат. Это первая глобальная причина неудач в инвестициях – мы экономический базис не подвели. Не просчитали – как загрузить территории, в каком режиме там будут работать, как отгружать, что… Такие площадки работают только тогда, когда поддерживается работающее состояние: есть заказы, обращается внимание на проблемы, чтобы работа шла не для галочки.

Второй момент. Здесь вина не только организаторов, что у нас такие площадки не полностью загружены. Может даже административное давление нужно по привлечению – убедить бизнес, что здесь комфортно, показать это, создать условия для работы. На примере «Университетского»: мы создали площадку, показали ее и на словах начинаем привлекать. А надо – примером».

Между тем, есть пример, когда запуск индустриальных зон и работа над привлечением инвесторов вывели регион на абсолютно новый уровень развития. Калужскую область называют российским «экономическим» чудом – сейчас это один из самых развитых субъектов, лидер по темпам роста промышленности, объему инвестиций на душу населения, росту реальных денежных доходов. Машиностроение, металлообработка, фармкластер, производство автомобилей (Фольксваген, Пежо, Вольво) – регион вышел в уверенные доноры. При этом их ОЭЗ все еще находится в статусе «Создается».

Константин Селянин, независимый аналитик: «Я какое-то время назад разговаривал с чиновником из облправительства как раз по этому поводу. Я приводил пример с Калугой. Калужская область до недавнего времени была довольно депрессивным регионом. А сегодня – одно из первых мест по инвестициям на душу населения. Хотя казалось бы… У нас удачное географическое расположение, например, это наш плюс, промышленность есть. Мне ответили так – в Калуге при рассмотрении инвестора, возможности привлечения какого-то бизнеса, вопрос решается чуть ли не на уровне губернатора – если надо, он дает поручения, работают министерства, создаются условия под бизнес.

У нас же все делается исходя из представлений чиновников, что нужно инвесторам. Инвесторов кто-то спросил? Нужна ОЭЗ – построили, технопарки – строят. Но кто задавался вопросом – Бизнес, что вам нужно? Какие места, какие преференции? Тот же «Университетский» – построили, а никто не поехал. Надо было подойти к it-компаниям, спросить – вам это нужно?

Подобного рода объекты должны идти от бизнес-инвесторов. «Богословский» создавался, в том числе, как помощь в рабочих местах для бывших работников БАЗа. Но рабочие места – это цель чиновников, а у бизнеса такой цели нет. К тому же, у нас при разработке проекта существует довольно странный подход создавать планы по оптимистичному сценарию. Кризис в расчеты не попал. Я думаю, у той же «Титановой долины» перспективы есть. Но их слишком переоценили».

Какими темпами продвигается строительство «Титановой долины», наглядно можно увидеть здесь.

Вчерашняя речь губернатора о необходимости усилить работу по привлечению инвестиций в регион основывалась на том, что власть, образно говоря, должна «расширить и углубить» такую работу. В числе тезисов главы региона – активизировать усилия по созданию специнфраструктуры, снять административные барьеры, ввести институт муниципальных инвестиционных уполномоченных и прочие размытые предложения. При этом губернатор поставил планку – в следующем году каждый муниципалитет должен найти свой инвестиционный проект, а лучше – пакет проектов. К концу следующего года можно будет увидеть, какие проекты смогут представить депрессивные территории области. Вероятно, потому и не только Селянин говорит о необходимости в первую очередь спрашивать бизнес о том, что нужно делать. Пока же, по мнению экспертов, создается впечатление, что все площадки строятся для отметки.

Григорий Вахитов, личный брокер «Открытие брокер»: «Такое ощущение, если честно, что индустриальные и технопарки строили для галочки перед вышестоящими и для освоения средств. например, в «Титановой долине» хромает логистика, кроме того, сам по себе титан не может быть отправной точкой, сначала надо найти направление реализации, а потом заниматься строительством. А мы сначала строим, а потом пытаемся догнать и сказать – берите. То есть сама идея неплохая, но сначала был нужен договор, а уже потом – создавать зону.

С логистикой в целом в регионе не очень . Там, где много сборочных производств, должна быть налажена транспортно-логистическая сеть. Плюс в центральных районах высокий потенциал людских ресурсов, им грамотных людей набрать проще. Мы по этим показателям в середнячках».

«В 2016 году главным критерием оценки эффективности работы министерств и органов местного самоуправления, а также лично их руководителей, будет являться объём привлечённых инвестиций и количество реализованных инвестиционных проектов. Прошу это учесть», – так подытожил свое инвестиционное послание глава региона. Откуда возьмутся в кризисное время новые инвесторы, за счет каких реальных предложений регион будет их привлекать и почему промышленники должны предпочесть Свердловскую область, а не Калужскую, например, так и не прозвучало.

Екатеринбург, Светлана Загороднева

Екатеринбург. Другие новости 18.11.15

Свердловские депутаты осудили рост расходов на СМИ: «Гайзер тоже пиаром увлекался!» (СКАН). / Погромом в церкви под Тагилом заинтересовалась прокуратура, возбуждено дело. / Свердловские коммунисты определились с потенциальными кандидатами в Госдуму. Читать дальше

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2015, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках