Сбитый турками Су-24 как эхо «холодной войны»: история конфликтов авиации СССР и НАТО (ФОТО)
Сбитый бомбардировщик Су-24 ВКС РФ турецкими самолетами F-16 на границе Сирии стал международной топ-новостью последних суток. Это и неудивительно – в новейшей истории российские вооруженные силы еще никогда не входили в прямое столкновение с армиями одной из стран НАТО. Однако в мировой практике такие воздушные инциденты не единичны, особенно во времена «холодной войны». О том, как СССР и Североатлантический Альянс уничтожали авиацию друг друга в мирном или условно-нейтральном небе – в материале нашего агентства.
Сбитый Су-24 как эхо «холодной войны»
Как передает корреспондент NDNews.ru, атака турецких ВВС на российский самолет продолжает обсуждаться мировым сообществом. Официальная Анкара свою позицию объясняет тем, что Су-24 якобы нарушил ее границы, не реагировал на предупреждения, а потому был сбит. Путин в ответ заявляет, что самолет, участвовавший в антитеррористической операции в Сирии, не представлял угрозы для Турции, и произошедшее – это «удар в спину» РФ и «пособничество террористам». Эксперты идут дальше, уверяя, что акция турков преследовала экономические цели. По их мнению, обстрел Су-24 показал, что эффективная борьба российской авиации по уничтожению контролируемых ИГИЛ нефтяных заводов задевает интересы президента Эрдогана и его семьи.
Так или иначе, Россия в одночасье потеряла союзника в блоке НАТО, и каковы будут последствия – остается только догадываться. Уже всерьез говорится об угрозе туризму, авиасообщению и торговле между Россией и Турцией. С другой стороны, инцидент на сирийско-турецкой границе многим напомнил о временах «холодной войны», в период которой противостояние между ВВС СССР и военной авиацией стран НАТО неоднократно приводило к боевым столкновениям и человеческим жертвам. Последствия воздушных боев в политическом и экономическом плане, конечно, были, но военной эскалации не случалось.
По неполным данным, с 1950 по 1991 год сторонами было зафиксировано не менее 50 случаев применения оружия самолетами ВВС СССР и НАТО друг против друга. Скорее всего, инцидентов было куда больше, но стороны часто замалчивали их во избежание эскалации конфликта. Основные человеческие потери при этом несли американцы и их союзники. Всего же за период «холодной войны» в результате воздушных боев НАТО потеряло порядка 30 самолетов-разведчиков и более 100 летчиков, СССР – не более десяти самолетов. Подробнее об обстоятельствах столкновений противоборствующих сторон – в исследовании NDNews.ru.
Первая кровь в воздушных боях 1950-х
Историки насчитали за это десятилетие не менее 20 случаев разной степени достоверности, когда советские самолеты сбивали вражеские воздушные суда. В различных публикациях утверждается, что первая кровь пролилась 8 апреля 1950 года, когда самолет США типа PB4Y Privateer нарушил советское воздушное пространство на Балтике и был перехвачен советским истребителем Ла-11. В ходе перестрелки Privateer был сбит и упал в море. Весь экипаж в составе 10 человек погиб. США заявили, что был сбит частный самолет.
PB4Y Privateer
Другой известный случай произошел осенью того же года, когда два бомбардировщика F-80 ВВС США отклонились от курса и по ошибке отбомбились по аэродрому Сухая Речка в районе Владивостока, повредив восемь советских самолетов. Позже выяснилось, что на самом деле они летели в КНДР. США принесли извинения в связи с инцидентом, командира авиагруппы отстранили от командования, а пилоты были отданы под трибунал.
Сбивали не только американцев. 13 июня 1952 года над Балтийским морем был обезврежен самолет DC-3A-360 «Skytrain» ВВС Швеции. Атаковал его советский МиГ-15, все восемь членов экипажа DC погибли. Когда лодка PBY-5 «Каталина» ВВС Швеции искала в море выживших, ее также атаковали советские истребители.
ИЗ истории потерь СССР можно привести случай от 27 июля 1953 года, когда ВВС США сбили советский военно-транспортный самолет в воздушном пространстве Китая. В конце 1950-го года в ходе другого инцидента на Дальнем Востоке самолетом P2V ВМС США был сбит самолет МиГ-15. Точной информации о количестве погибших и выживших нет.
Самолет P2V
В последующие годы советские ВВС продолжили сбивать американские самолеты, которые курсировали в районе советских границ. Особняком в этой «войне с разведчиками» стоит инцидент от 27 июня 1958 года с C-118, который, как утверждала советская пресса, был личным самолетом директора ЦРУ Алена Даллеса. Самого Даллеса на борту, впрочем, не было, да и вторгся в воздушное пространство СССР самолет случайно. Подбитый борт смог приземлиться, и все семь членов экипажа выжили.
Если примеры, когда советские асы сбивали и турецкие самолеты. В частности, 2 сентября 1958 года C-130A-II «Геркулес» 7406-й эскадрильи боевой поддержки ВВС США, вылетевший с аэродрома Адана в Турции, был сбит истребителями МиГ-17 над Арменией. Все 17 членов экипажа погибли, их тела были возвращены частично сразу после инцидента, частично – после поисковых работ 40 лет спустя.
60-е под знаком летчика Пауэрса
Самым известным происшествием эпохи «холодной войны» этого десятилетия стал инцидент, случившийся 1 мая 1960 года. В этот день в небе над Уралом был сбит самолет ЦРУ США Lockheed U-2C, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом. Он летел из Пакистана в Норвегию с разведывательной миссией и был почти случайно сбит зенитной ракетой. Пауэрса судили и позже обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля. NDNews.ru ранее подробно в рамках спецпроекта «Архивные дела» рассказывал эту историю.
Эта история получила широкий общественный резонанс и на время как будто отрезвила США и СССР. К тому же в эти годы разразился Карибский кризис, поэтому 60-е насчитывают не более шести случаев, которые можно отнести к действиям советской авиации на своей границе в рамках борьбы с воздушной разведкой американцев и их союзников.
В дополнение к истории с Пауэрсом стоит назвать еще инцидент от 1 июля 1960-го, когда над Баренцевым морем был сбит самолет ERB-47H «Стратоджет», вылетевший с авиабазы в Великобритании и совершивший вторжение в воздушное пространство СССР. Из состава экипажа 4 человека погибли, еще 2 были спасены советской стороной и освобождены в 1961 году.
1970-80-е, НАТО, но без США
«Посыл» Карибского кризиса был настолько мощным, что за 20 лет, предшествующих развалу СССР, официально не было зафиксировано ни одного случая, когда ВВС стран НАТО и СССР применяли бы оружие друг против друга в мирном небе. Конфликты во Вьетнаме и Афганистане стоят особняком. В 70-е и 80-е границу СССР в основном нарушали самолеты и вертолеты других стран.
Так, 28 ноября 1973 года был протаранен разведывательный самолет RF-4C «Фантом II» ВВС Ирана. Экипаж иранского судна (иранец и американец) катапультировался и был освобожден советской стороной через две недели. Советский летчик погиб.
24 августа 1976 года пара истребителей-бомбардировщиков F-100 «Супер Сейбр» (ВВС Турции) вторглась в воздушное пространство СССР. Один из них был сбит советским зенитно-ракетным комплексом – пилот катапультировался и приземлился на территории Турции.
F-100 «Супер Сейбр»
Из инцидентов на Ближнем Востоке стоит отметить атаку на четыре транспортных вертолета CH-47 Шахской армии Ирана. Она произошла 21 июня 1978 года, когда они вторглись в воздушное пространство СССР над Туркменистаном. Один вертолет был уничтожен, еще один подбит. Погибли восемь человек.
80-е годы также запомнились таранами. Например, 18 июля 1981 советский перехватчик Су-15ТМ совершил таран транспортного самолета CL-44 (авиакомпания «Transportes Aereo Rioplatense», Аргентина), совершавшего тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив – Тегеран и вторгшегося в воздушное пространство СССР над Арменией. Все 4 члена экипажа CL-44 погибли, включая подданного Великобритании. Русский летчик катапультировался.
В конце 80-х ПВО СССР «проверяли на вшивость» уже больше не военные, а гражданские «хулиганы». В этой связи нельзя не вспомнить о знаменитой посадке «Сессны» на Красной площади в Москве, которую 28 мая 1987 года совершил гражданин Германии Матиас Руст. Его последователем можно считать норвежца Соммерса, который в мае 88-го несколько раз залетал на территорию СССР и возвращался, не будучи при этом задержанным.
Впрочем, вдали от границ СССР происходили совершенно иные прецеденты, в частности, в 86-м был подбит Су-25 с будущим вице-президентом России Руцким над Афганистаном пакистанским истребителем. Однако, как и в большинстве случаев, серьезных последствий эта история не получила.
После «холодной войны»
Одним из последних международных инцидентов в советском небе стало происшествие с истребителем J-6 ВВС КНР, который 25 августа 1990 года прилетел во Владивосток. Пилот попросил политического убежища в СССР, но советские власти ему в этом отказали и вернули его вместе с истребителем КНР. Никаких последствий этот инцидент не имел. Между тем, как говорит эксперт Центра анализа стратегии и технологий Василий Кашин, после распада СССР среди воздушных инцидентов в дополнение ко всему можно назвать год 1992-й, когда ВВС Перу сбили американский транспортный самолет. В 2001 году был известный инцидент с американским самолетом EP-3 над Южно-Китайским морем и его столкновение с китайским истребителем. Но ни в одном из случаев серьезных политических или экономических последствий для стран данные инциденты не принесли.
В этой связи многочисленные эксперты и специалисты сейчас надеются, что сбитый Су-24 России на границе Турции и Сирии не станет началом чего-то большего, более опасного, например, военной эскалации конфликта. Как показывает история, это первое столкновение ВВС СССР/ВКС России и ВВС НАТО в условно нейтральном небе с начала 1960-х годов. Такие ЧП случаются в основном из-за напряженных политических отношений и отсутствия эффективных каналов коммуникаций. Поэтому не совсем пока понятно – считать гибель Су-24 трагической ошибкой или преднамеренной провокацией.
Тем не менее, становится понятно, что произошедший инцидент определенными силами сейчас гипертрофируется в целях дальнейшего втягивания НАТО в информационно-пропагандистскую кампанию против действий российской операции в Сирии, на которую придется держать ответ властям РФ. Да, трагедия будет иметь некие политические и экономические последствия для участвующих в конфликте стран. Но масштабы перемен будут зависеть от результатов дипломатических переговоров (особенно тайных).
В подготовке текста использованы материалы rus.delfi.lv, www.aif.ru, ru.wikipedia.org, bbc.com, airforce.ru.
Екатеринбург, Игнат Бакин
© 2015, РИА «Новый День»