«Нам хлопали в ладоши, когда мы использовали автопульс в Кольцово» Екатеринбургская «Скорая» отчиталась о работе (ФОТО)
Главврач екатеринбургской ССМП Игорь Пушкарев представил сегодня доклад о проделанной работе за 9 месяцев 2015 года. О том, какие расходы пришлось урезать, на чем будут ездить бригады, какие новинки есть в арсенале скорых для спасения больных и почему пермяки избалованнее екатеринбуржцев – в материале NDNews.ru.
Как рассказал сегодня главный врач Службы скорой медицинской помощи Екатеринбурга Игорь Пушкарев, сегодня в Екатеринбурге на 1000 человек приходится 266 вызовов. Для сравнения – в Перми на то же количество жителей более 400 вызовов. «Но, я думаю, пермяки просто избалованные», – заметил главврач.
По его словам, снизить количество выездов и сосредоточиться на тех, кому действительно нужна помощь, помогла система разделения скорой помощи на неотложную и экстренную. Напомним, в первом случае пациент приходит сам в поликлинику, при которой работает неотложка – врач принимает пациента, состояние которого позволяет тому самостоятельно добраться до лечебного учреждения. Экстренные вызовы уже обслуживают именно работники скорой. Степень тяжести состояния определяют диспетчеры – по жалобам, которые описывают пациенты. Как рассказал Игорь Пушкарев, госпитализация после вызова СМП не требуется 48%. После того, как врачи скорой ставят предварительный диагноз, пациента привозят в лечебное учреждение, где и решают – оставить человека в больнице или же отправить долечиваться амбулаторно, вторых оказывается почти половина.
«Скорая ставит только предварительный диагноз. У нас нет почти оборудования – только фонендоскоп, глюкометр и руки. Тем не менее, вопрос о низкой квалификации при диагностировании не стоит. Мы ведем статистику по талонам из ЛПУ, которые нам отправляют после того, как пациентов обследуют, и, согласно этим документам, расхождение диагнозов у врачей составляет 2,8% и у фельдшеров – 3,1%. Это второй показатель по России, мы почти самые точные», – сказал Пушкарев.
Кстати, приезжает екатеринбургская СМП довольно быстро, несмотря на то, что бригад в городе меньше, чем положено по нормативу. В этом году пришлось сократить 13 бригад, теперь их осталось 100, хотя должно быть 140.
«От звонка до приезда бригады проходит 23 минуты в целом – это и неотложные вызовы, и экстренные. Кроме того, мы организовали консультативный пост – если вдруг в течение 20 минут бригада не приехала, дежурный врач сам звонит пациенту и сопровождает его до прибытия. Если есть ухудшение, дежурный врач может перенаправить бригаду к этому пациенту, сняв ее с другого, менее неотложного вызова. В сутки дежурный врач делает до 150 отзвонов, 4-5 вызовов отправляются на ускорение, около 10 вызовов по результатам беседы с врачом пациенты снимают», – рассказал главврач ССМП.
Екатеринбургской скорой есть чем гордиться – у реанимационных бригад новейшее оборудование. Правда, далеко не у всех. Из-за его высокой стоимости. Например, одна из бригад возит с собой автопульс – аппарат для непрямого массажа сердца. «Когда в Кольцово стало плохо японцу, бригада прямо на борту самолета использовала автопульс. Окружающие реагировали так, как не реагировали никогда – они в ладоши хлопали и говорили, какие молодцы. Автопульс, правда, стоит 1,4 млн рублей. Зато этот аппарат позволяет в 82% сохранить жизнь пациенту – ни один врач так не откачает», – заметил г-н Пушкарев.
Впрочем, наряду с достижениями, проблем в «Скорой» пока больше. Например, неадекватные пациенты. Пока что депутаты Госдумы и Минюст только рассматривают возможность ужесточения наказания за нападение на сотрудников СМП при исполнении. Тем временем, сами врачи вынуждены работать в жестких условиях – они не застрахованы от нападений, поскольку этих средств не предусмотрено в ФОМС, они не могут нанять ЧОП или поставить тревожную кнопку, поскольку полицейских попросту не хватит, чтобы охранять каждую из ста бригад. При этом и подавать заявления в правоохранительные органы на обидчиков врачи не спешат. «Врачи не хотят связываться с этим. Говорят – «да я отлежусь и буду дальше работать». Потому что у нас менталитет другой и задачи – оказывать помощь», – отметил Пушкарев.
Есть проблемы и с финансированием. Как уже писал NDNews.ru, ФОМС не оплачивает врачам простои на ЧС, если нет пострадавших, а также не платит за неидентифицированных пациентов. «А когда ты на дороге, выехал на ДТП или случилось ЧС, что ты – будешь требовать с пациента полис? Да мы и по закону этого делать не можем, – объяснил главврач екатеринбургской ССМП. – Сейчас у нас идентифицируются 88% пациентов. Из оставшихся 12% половину нам компенсируют, но остается еще 6% – это примерно 82 млн рублей».
Сложности возникают и с транспортом. В настоящее время автопарк екатеринбургской ССМП состоит из 112 машин, но часть из них уже изношена на 100% и будет списана, часть пострадала в ДТП, и в итоге машин не хватает – больше 25%. «Если раньше из бюджета города по 20 млн выделяли на покупку машин, то в этом только 14 млн. Мы уже перешли на «газели», но и при этом сможем купить только 8 автомобилей, когда надо – 23», – рассказал Игорь Пушкарев.
По его словам, выход есть. За последние два года две подстанции скорой помощи перешли на аутсорсинг – нанимают водителей с автомобилями. «Это гораздо экономнее. Во-первых, не надо обслуживать машину, во-вторых, не надо тратиться на зарплату водителям, у нас она, в среднем, составляет около 30 тысяч рублей в месяц. Если мой автомобиль сломался, я смогу максимум через два часа замену найти, а аутсорсеры – за 10 минут. Если заболел водитель, мы ищем по 4-5 часов, кто сможет его подменить, а у них поиск занимает 15 минут. Да еще по договору мы к ним санкции применяем за каждую минуту простоя. В этом году на 217 тысяч штрафов выписали. В итоге больше 7 млн мы на аутсорсинге сэкономили», – сказал Игорь Пушкарев.
Добавим, что в конце года глава екатеринбургской ССМП выступит с итоговым докладом за все 12 месяцев работы.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева, Семен Саливанчук
© 2015, РИА «Новый День»