Полсотни аукционов на полторы сотни миллионов на пиар уже расписали: куда правительство Свердловской области транжирит деньги налогоплательщиков
Ожидается, что сегодня федеральное правительство одобрит законопроект об уголовной ответственности губернаторов на излишний пиар в СМИ, который уже получил поддержку профильной комиссии кабмина. Для Свердловской области принятие закона будет означать сотни миллионов сэкономленных бюджетных денег. Только за март – апрель областные власти разместили более 50 аукционов на размещение материалов в СМИ на сумму около 140 млн рублей. Причем анализ этих документов говорит о том, что, как правило, речь идет об аукционах, «заточенных» под определенное издание.
Как передает корреспондент NDNews.ru, в этом году область планирует потратить на освещение своей работы в СМИ порядка 500 млн рублей. Около 140 млн из них уже «расписаны», на сайте госзакупок за последние два месяца было опубликовано более 50 таких лотов. Если изучить документацию, то несложно догадаться, под кого писался тот или иной «заказ». Так, завтра закончится первое рассмотрение заявок на аукцион «оказание услуг по созданию специальных телевизионных проектов с осуществлением телевизионного вещания в соответствии с перечнем тематики специальных телевизионных проектов». На Среднем Урале вещает около десятка телеканалов с трансляцией на регион, но лот выиграет ОТВ. Потому что только этот канал подходит под все требования, коих не так много. «В сроки, предусмотренные пунктом 5.4 настоящего Контракта, представлять Заказчику счет […] с приложением […] справки с подтверждением охвата телевизионным наземным эфирным аналоговым вещанием территории проживания не менее 80 процентов населения Свердловской области», – такое требование к исполнителю прописывается в документации к аукциону. Как правильно «читать» требование, объяснила юрист «РосПила» Екатерина Петрова: «Первое требование – охват более 80 %. На самом деле, под это подходит не только ОТВ. У «Крик ТВ», входит в «Резонанс», охват такой же, если не больше. Но вы наверное помните, как они пытались выиграть контракт. Теперь прописывается «отсечка» – вещание должно быть аналоговым. А это только ОТВ, у «Крика» вещание цифровое». Таким образом, Областное телевидение получит за освещение необходимого материала дополнительные деньги налогоплательщиков. Сумма, отметим, немаленькая – 19 млн 200 тысяч рублей.
За такие деньги ОТВ будет вещать жителям региона по трем ключевые темам (другие темы входят, соответственно, в другие заказы). Это Иннопром, Военно-историческое наследие Урала, связанное с событиями Великой Отечественной войны и «Культурно-историческое наследие и социально-экономическое развитие населенных пунктов Свердловской области, повышение их инвестиционной и туристской привлекательности». Всего 960 минут, то есть по 20 тысяч рублей за минуту вещания на темы, которые остальными СМИ освещаются бесплатно в силу их значимости для региона.
И здесь находится еще одно нарушение закона. «У нас существует ФЗ № 8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», согласно которому власть должна обеспечивать публичное освещение своей деятельности, но делаться это должно бесплатно. Власть имеет право, например, рассылать пресс-релизы, бесплатно, СМИ, кому это интересно, про повод напишут. Или размещать информацию на сайте. Но в любом случае это делается бесплатно, тогда как мы (налогоплательщики, – прим. ред.) за это платим – ведь это бюджетные деньги», – прокомментировала Петрова.
Аналогичным образом пиар в СМИ оплачивается из кармана жителей региона и во всех остальных случаях. Так, около 4,5 млн из бюджета области выделено на освещение деятельности свердловской власти «в периодическом печатном издании на территории УрФО». В условиях указан не столь распространенный формат газеты D2. Остальные требования – наличие рубрик, посвященных политике, бизнесу, обществу, культуре, спорту, одноименный с газетой интернет-сайт, тираж не менее 100 000 экземпляров по России, 6500 по УрФО и 5000 по Свердловской области и т.д. – позволяют сделать вывод, что лот достанется «Коммерсанту». Другой контракт, на 3,5 млн рублей, предусматривает не только размещение материалов в газете с тиражом от 400 тысяч экземпляров, но и дублирование этих новостей на той же радиостанции – этот аукцион выиграет «Комсомольская правда». Свои требования областная власть прописала для «Российской газеты», «Уралинформбюро» (они уже, кстати, «свой» конкурс выиграли) и десятка других СМИ.
Екатеринбург, Елена Синицына
© 2016, РИА «Новый День»