Не Superjet и не авто, а ватные диски – Россия открыла в себе экспортные возможности Но не те, что ожидалось
Грянувший в 2014 году кризис перекроил экономику России на новый лад, открыв невиданные экспортные возможности. Правда, на первый план вышли отрасли, о которых не говорят на заседаниях правительства страны. По мнению главного аналитика Сбербанка Михаила Матовникова, сегодня Россия реально может предложить миру не новейшие нано-технологии, а обычные бытовые предметы, вроде ватных дисков, автомобильных шин или лакокрасочных материалов – и это открывает новые горизонты экономического развития страны. Своим смелым прогнозом эксперт поделился на панельной дискуссии в рамках выставки «Иннопром-2016», проходящем в Екатеринбурге.
«Экономика России сейчас проходит период трансформации. Мы не восстанавливаемся обратно на ту траекторию, с которой нас сбил нынешний кризис, в отличие от кризиса 2008-2009 годов. Сегодня меняются принципиально правила игры в экономике. С моей точки зрения главное изменение заключается в следующем: глубокая девальвация рубля способствовала впервые в российской истории тому, что стране открылись экспортные возможности в секторах, где это даже не предполагалось», – поделился своим видением Михаил Матовников.
По его словам, все привыкли считать Россию экспортером нефти, металла, химической продукции и военной техники. Но статистика последних двух кризисных лет показал удивительную тенденцию: в долларовом выражении российский экспорт упал почти вдвое, но в физическом выражении вырос на 30%. И рост произошел вовсе не за счет традиционных экспортных товаров, а продукции предприятий среднего звена.
«Я довольно много езжу по стране и встречаюсь с бизнесменами, и практически каждый регион дарит мне невероятные примеры того, что научились экспортировать наши предприниматели – шины, краски, лаки, ткани, целлюлоза и прочее. Например, во Владимире я познакомился с фирмой, производящей медицинские маски. За семь лет существования компания заняла 70% российского рынка, а в прошлом году успешно вышла на экспорт. Недавно мы профинансировали производителя ватных дисков, который носит иностранный бренд, но на самом деле оказался российской компанией. И кто бы мог подумать, что на мировой экспорт Россия может выходить с ватными дисками. Да, это не суперджет, не айфоны и не автомобили, о которых мечтает наше государство. Однако тысячи российских предприятий смогли выйти на рынки Индии, Вьетнама и Китая, и построить там успешный бизнес. Причем совершенно случайно – они просто попытались что-то продать на зарубежный рынок», – отметил эксперт.
По мнению Михаила Матовникова, раскрытие экспортного потенциала спасло предприятия в кризис, ведь по данным той же статистики, государственные программы импортозамещения в большинстве секторов экономики не сработали, за исключением разве что сельского хозяйства.
Стоит отметить, что идея перспективности малого бизнеса давно популярна на Среднем Урале. Еще в середине 2000-х годов бывший глава Свердловской области Эдуард Россель возмущался тем, что в регионе отсутствует предприятие по производству ватных палочек – их завозят из Германии. «Посадить четырех женщин и пусть вату накручивают», – так описывал свою бизнес-идею для Урала тогдашний губернатор. Теперь можно с уверенностью сказать, что мечта Эдуарда Росселя все-таки сбылась.
Екатеринбург, Валентина Ярославцева
© 2016, РИА «Новый День»