российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Суббота, 20 апреля 2024, 19:45 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
Хрупкие и нездешние: как сложилась судьба витражей из СССР (ФОТО)

Одно из самых узнаваемых и ярких направлений в монументальном искусстве – витражи – увы, одновременно является и самым недолговечным и хрупким. В Екатеринбурге современном почти не осталось советских стеклянных шедевров, которых, впрочем, изначально было мало. NDNews.ru рассказывает, почему на Урале не прижилось направление, а также показывает остатки витражной роскоши, спрятанные от посторонних глаз в бомбоубежищах и на секретных предприятиях.

Витражи, одно из направлений монументального искусства, никогда не были коньком уральских художников. Об этом NDNews.ru рассказал витражист Илья Якушев. Он, пожалуй, один из немногих, кто в течение нескольких десятилетий занимается тонкой работой с цветным стеклом. «Так получилось, что исторически не было у нас специалистов по витражам – потому что это не наши, не русские традиции, а больше католические. Учили этому в прибалтийской школе, и хотя ей можно гордиться, ее основы у нас не приветствовали. Ну и в Прибалтике был свой завод, а у нас и ресурсы были скудные – например, завод «Стальстекло», который изготавливал, например, стекла для железнодорожных нужд. Поэтому, в основном, в Свердловске были какие-то халтурки, монументальных работ и не было», – рассказывает Илья Георгиевич.

Хрупких, требующих особенно осторожного подхода витражей и без того в Свердловске было мало, а в современном Екатеринбурге от советского наследия монументалистов-витражистов вообще почти ничего не осталось. Например, витраж в старом здании библиотеки Белинского (его, кстати, сделала супруга Ильи Якушева в конце 80-х годов прошлого века, – прим. NDNews.ru) не дожил до наших дней. «Справа и слева от лестницы в старом здании библиотеки действительно были витражи, но во время реконструкции около 10 лет назад их убрали, заменив на пластиковые стеклопакеты», – рассказали в пресс-службе библиотеки. Если верить архивам, описывающим здания старого Свердловска, некогда были витражи и в фойе Дворца молодежи, но сейчас о том, что когда-то они украшали внутреннее убранство, в самом Дворце вспомнить не смогли. Не осталось витражей и в зале прощания екатеринбургского крематория, и в здании бывшего клуба строителей – теперь там размещается «Сити-центр». Оно было построено в 1929-1933 годах по проекту московского архитектора Я.А. Корнфельда, и одной из изюминок здания были как раз стеклянные витражи.

Сохранившихся до наших дней советских витражей в Екатеринбурге катастрофически мало – их легко можно пересчитать по пальцам. И сразу три работы, вероятно, принадлежащие одному и тому же автору, находятся в здании Восточного научно-исследовательского углехимического института (NDNews.ru уже писал о нем в материале про сохранившиеся мозаичные панно). К сожалению, установить авторство работ эксперты, к которым обращался корреспондент агентства, не смогли.

Еще один пример витражей, только досоветских, – в доме Агафуровых (не путать с дачей тех же зажиточных купцов) на улице Сакко и Ванцетти. Сейчас в нем располагается представительство Республики Татарстан в Свердловской области. Здание спроектировал архитектор Ю.И. Дютель, который использовал в декоре восточные мотивы, и даже цвета витражных окон традиционные для флага Татарстана – красный и зеленый.

Впрочем, и сейчас витражи иногда используют в декоре зданий и помещений. Так, в главном здании УрГЭУ-СИНХа во время ремонта в 2001 году в оконной конструкции на центральной лестнице обычные стекла заменили витражными. К сожалению, автора работы в вузе вспомнить не смогли.

Екатеринбург, Екатерина Норсеева

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2016, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках