Помимо редких мозаичных панно и хрупких стеклянных витражей в Екатеринбурге сохранилось множество других примеров монументализма – барельефы, популярные в советское время, как правило, выполнялись из металлов или бетона, а потому оказались более стойкими. NDNews.ru прогулялся по Екатеринбургу, чтобы напомнить самые популярные барельефы и показать те, что не сразу бросаются в глаза.
Одна из самых известных большинству екатеринбуржцев работа – «Рождение города». Барельеф расположен в Историческом сквере, рядом с плотиной. Его автор скульптор Петр Шарлаимов, а самому барельефу уже 93 года, его установили в честь 200-летия Екатеринбурга. Три года назад фигуры, подпорченные временем, реставрировали.
На здании Окружного дома офицеров сохранились барельефы, но не все – в центральной части здания, прямо под шпилем ОДО, еще пару десятков лет назад располагался профиль Сталина. Однако в 90-е его спилили, после чего он хранился в подсобке дома офицеров, а потом пропал. Впрочем, на самом здании, которое проектировали Иосиф Робачевский и Владимир Емельянов, и сейчас сохранились барельефы, правда, более абстрактные.
Барельефами щедро украшено и здание городской администрации. Причем до конца 20-х годов Горсовет размещался в по-конструктивистски строгом здании, но в 30-е было принято решение его видоизменить, впрочем, удалось это сделать только после войны – основные работы пришлись на 1945-1947 годы. Тогда к коробке Горсовета достроили башню со шпилем и часами, а здание украсили статуями и барельефами в стиле сталинского ампира по проекту архитекторов Г.А. Голубева и М.В. Рейшера. В самом центре, над входом в здание современной мэрии висит барельеф с призывом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Один из самых интересных барельефов с историей находится над входом в здание штаба командования Центральным военным округом. Когда-то архитекторы решили изобразить на нем Дворец Советов – на момент строительства здания для уральских военных грандиозный проект, который должен был появиться в Москве, еще находился в стадии разработки. Он так и не был построен, но навсегда запечатлен на барельефе в Екатеринбурге, который создал столичный архитектор Дукельский в конце 1930-х – начале 1940-х гг. Помимо этого, на барельефе можно рассмотреть и традиционно военные изображения – самолеты, танки и звезды.
Один из барельефов на здании Свердловской филармонии острые на язык горожане в шутку называют «Коля Валуев со своей женой». Само здание было спроектировано еще в 1914-1915 годы. Однако лишь десять лет спустя его украсили барельефами авторства преподавателя Уральского художественного техникума Лямина. «Валуев и его жена» – это советские граждане, склонившиеся над главным логотипом СССР, серпом и молотом в обрамлении колосьев, по соседству с ними – солдаты и рабочие.
«Коля Валуев со своей женой»
Барельефами, правда, уже более «молодыми», отлитыми из металла, украшены и станции екатеринбургского метрополитена – «Динамо», «Машиностроителей», «Уралмаш». Так, проект станции «Машиностроителей» был разработан институтом УралпромстройНИИпроект и архитектором Н.А. Кудиновой. Изначально предполагалось, что станция метро будет называться «Калининской», в честь Машиностроительного завода имени Калинина, который находится рядом, – и на барельефах станции изображена работа заводчан в годы Великой Отечественной войны.
На станции метро «Машиностроителей»
Труд рабочих вдохновлял и архитекторов Уралгипротранса (С. Зиганшина, А. Иванова, Л. Луговую, Н. Чеботареву, В. Краева, М. Крылову, А. Александровскую), которые проектировали станцию метро «Уралмаш». Винтовой потолок станции упирается в чугунный барельеф, изображающий заводчан.
Метро «Уралмаш»
А вот барельефы станции метро «Динамо», которую сначала хотели назвать Дзержинской, не имеют отношения ни к заводчанам, ни к работникам правоохранительных органов – гипсовый барельеф над выходом со станции рядом с эскалаторами посвящен колхозникам. Его, кстати, также недавно отреставрировали – работы были завершены около года назад. Проектировали станцию и все ее внутреннее убранство архитекторы А. Заславский и С. Масленников.
Метро «Динамо»
Автором сразу нескольких барельефов, которые хорошо знают все екатеринбуржцы, – на здании Цирка и Дворца молодежи, – был художник-монументалист Анатолий Калашников, который родился и работал в Свердловске.
Есть барельефы и на территории завода «Уралхиммаш». Правда, кто их автор, там не помнят. В пресс-службе предприятия сообщили, что пришлось даже опрашивать ветеранов, однако выяснить, кто же изготовил барельефы, не удалось. Единственное, что известно доподлинно, что часть из них делали на самом заводе.
Один из корпусов Уралхиммаша
Добавим, что корреспонденту NDNews.ru не удалось установить и авторство барельефа, расположенного на торце жилого дома в переулке Хибиногорском на Химмаше. Он, как и многие барельефы в Екатеринбурге, изображает рабочих – наверное, самый популярный в советские годы сюжет после изображения Владимира Ленина.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева, Семен Саливанчук
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2016, РИА «Новый День»