AMP18+

Екатеринбург

/

Скандал! Участковые заявили о массовой подделке документов по делам о наркоторговле (СКРИНЫ) В известность поставлен глава МВД

В свердловской полиции назревает новый грандиозный скандал, связанный с фальсификацией в уголовных делах. Схема подделки документов схожа с той, что описывала 6 лет назад «опальный» милиционер Татьяна Домрачева, рассказавшая широкой общественности о том, как силовики списывают преступления на «мертвые души». Ее сведения тогда подтвердила прокуратура и, по всей видимости, надзорному ведомству вновь придется заняться чисткой рядов правоохранителей. К тому же речь идет об одной из самых злободневных тем – преступлениях в сфере наркоторговли. Все подробности – в нашем материале.

Приказ о поквартирных обходах

Как передает корреспондент NDNews.ru, в редакцию нашего агентства обратился участковый одного из отделов полиции Екатеринбурга. По его словам, в конце 2014 года силовикам на местах довели приказ о том, что все дела, связанные с наркоторговлей, отныне ставятся на контроль в областном полицейском главке. Это означало, что по каждому уголовному делу теперь нужно проводить полный поквартирный обход дома либо даже нескольких домов, возле которых обнаружена закладка наркотиков, а также обход здания, где проживает задержанный жулик (таких тоже может быть несколько) или где он был повязан.

«Участковым раздали специальный опросник, в котором добрая часть вопросов не имеет отношения к наркотикам. Составили график и каждый день стали выделять по 2-3 участковых и инспекторш ПДН на проведение обходов. Чаще всего делать их приходилось в других районах города, а о работе на своем участке оставалось забывать. С каждого сотрудника требовали приносить по 15-20 заполненных объяснений от граждан, чтобы потом руководство ехало в ГУ МВД и отчитывалось. А иногда требовали и больше, поскольку было несколько сбытов, по которым был контроль», – рассказал правоохранитель, попросивший остаться неназванным.

У граждан такие опросы начали вызывать раздражение, так как на заполнение одного объяснения с двумя десятками вопросов уходит около 10-15 минут. Горожане стали отказываться сообщать данные, мотивируя это тем, что перед ними – не их участковый.

«Но если кто-то из участковых начинал возмущаться по поводу всех этих обходов, ему говорили, что его возьмут с собой к генералу Романюку снимать контроли, пусть на себе прочувствует его истерично-требовательный стиль руководства. Я однажды отказался ехать в другой район, потому что у меня была масса работы на своем участке. Сказал, что это незаконно и нарушает приказ № 1166 (документ конкретизирует обязанности участковых – прим. ред.). Руководство промолчало, туда отправили другого. Но через недельку у меня наскребли какие-то недочеты в документации на участок и влепили выговор, чтобы я не выпендривался и не отрывался от коллектива», – сетует собеседник.

Схема фальсификаций

Затем, по его словам, произошел случай, который замяли в отделе, но после него ситуация стала меняться. Как-то в другой район поехали две сотрудницы, одна участковая и инспектор ПДН. Каждая должна была привезти по 15 объяснений. Пошли по подъезду, участковая зашла в одну квартиру, там находилось несколько пьяных молодых людей, и, судя по всему, ранее судимых. Стала общаться с ними, возник словесный конфликт. Они навалились на нее и забрали оружие. По ее словам, один из отморозков даже направил пистолет на нее. Неизвестно, чем бы это все закончилось, если бы не инспектор ПДН. Она услышала шум и стала стучаться в закрытую дверь. Молодчики испугались, отдали участковой пистолет и открыли дверь в квартиру, откуда правоохранитель выскочила в истерике.

«Сотрудницы позвонили начальству, описали ситуацию. Им приказали возвращаться в отдел и никому не рассказывать о случившемся. Участковая была настроена написать подробный рапорт, у нее были ссадины и синяки. Руководство несколько дней ее обрабатывало, дали ей несколько дней отдыха, пообещали премии. Понятное дело, что начальники очень боялись за свою шкуру, так как людей послали в другой район незаконно. Ведь в приказе ГУ МВД нигде не написано, что это должны делать участковые. Дела по наркотикам сопровождают опера, но не «царское дело», чтобы они делали какую-то поквартирку. Вот и переложили это на участковых. В итоге сотрудницу уговорили, и она ничего не написала», – вспоминает участковый.

Чтобы избежать подобных случаев впредь, решили уменьшить отвлечение участковых от своей работы. В итоге участковые и инспектора ПДН стали сами заполнять бланки объяснений от имени граждан без какого-либо обхода, говорит сотрудник полиции. Иногда этим вынуждены были заниматься даже стажеры участковых и курсанты УрЮИ МВД. Каждый раз при постановке задач начальство называло номера квартир «по шахматке» дома (например, с 15 по 30), с которых нужно принести объяснения. «Писали и заполняли шапки опросов с базы данных отработки жилого сектора либо базы прописки. Эти объяснения подписывали за граждан другие участковые, инспектора ПДН, стажеры, курсанты, сотрудники штаба, дежурной части, следователи, даже руководители подразделений, так как срочно нужны были стопки объяснений для снятия контролей, – говорит участковый. – Но чаще всего эти объяснения участковым приходилось строчить в опорных пунктах, закрывшись ото всех. На написание 15-20 объяснений уходило 3-4 часа. Представляете, как нормального сотрудника должно тошнить от подобной работы. А руководство все требовало и требовало приносить эти объяснения, вынуждая рядовых сотрудников все глубже погружаться в ложь от безысходности». Как говорят источники в органах внутренних дел, наиболее предприимчивые сотрудники привлекали к этой работе членов своих семей. Руководство УМВД России по Екатеринбургу, вероятнее всего, было осведомлено о подобных фальсификациях.

Бессмысленность бумажной работы

Вместе с тем, следователи не видят смысла в этих документах. «Они говорят, что в уголовном деле две-три сотни таких объяснений, от которых никакого толка и оперативной значимости. Им даже приходилось выкидывать часть этих объяснений, чтобы дело не превращалось по толщине в «Войну и мир». Все эти десятки и сотни липовых объяснений есть во всех уголовных делах по наркотикам, которые возбуждались в течение 2015 года и 2016 года в моем отделе. Этих уголовных дел десятки и все они уходили в суд», – отмечает участковый.

Он уверен, что описанная порочная практика фальсификации объяснений существует во всех отделах полиции Екатеринбурга.

«Большое вранье всегда начинается с безнаказанного малого. С недавнего времени от участковых стали требовать приносить подобные липовые объяснения еще и по уголовным делам по угонам транспортных средств. Если это все не прекратить сейчас, то дальше будет только хуже, – говорит собеседник NDNews.ru.

В Московском профсоюзе полиции нашему агентству сообщили, что из Екатеринбурге получили несколько сигналов от участковых, которые жалуются на методы работы на подконтрольной территории. Они обратились в столичную организацию, поскольку не доверяют местным профсоюзам. «Все они указывают на поквартирные обходы и опросники, которые необходимо заполнять. Их обращения направлены профсоюзом министру внутренних дел России с просьбой провести проверку указанных фактов фальсификации материалов и на предмет законности действий руководства ГУ МВД по Свердловской области», – заявили NDNews.ru в организации.

Официальная позиция главка

Наше агентство обратилось за комментарием в областной полицейской главк. Сегодня нами был получен ответ от пресс-службы ГУ МВД РФ по Свердловской области. Приводим его «без купюр»: «Главная задача участкового – профилактика преступлений и правонарушений в жилом секторе. Все остальное – вторично. Сейчас, при снижении уровня имущественных и насильственных преступлений, совершаемых на улице, основной упор делается на борьбу с наркотиками. Не секрет, что большинство криминальных сделок по приобретению запрещенных веществ совершается в сети Интернет, а «товар» забирается через так называемые закладки. Понятно, что Интернет полиция не закроет, на смену одним сайтам тут же создаются другие, а вот противодействовать сбытчикам-закладчикам вполне возможно. Но для этого нужно хорошо знать жилой сектор, сделать граждан своими союзниками. Ведь это они здесь живут, здесь гуляют и учатся их дети, и именно граждане в первую очередь заинтересованы, чтобы рядом с их домом не происходило ничего плохого. Вот как раз на приложение усилий в этом направлении и ориентированы подразделения участковых уполномоченных: знать свою территорию, ее особенности, выявлять и держать под наблюдением «нехорошие» адреса, работать с людьми, вести профилактику. Раскрытие каждого преступления, совершенного в сфере оборота наркотиков, ставится на контроль руководством территориального органа, а за работу жестко спрашивается.

Получается, что анонимный участковый, обратившийся в редакцию, не хочет работать на административном участке, не хочет знать жителей, не хочет наладить работу конфиденциального информирования, не хочет быть в курсе того, за какими гражданами и по каким адресам следует приглядывать повнимательнее. Более того, он никак не собирается участвовать в раскрытии и предупреждении преступлений конкретно в сфере оборота наркотиков. Возникает вопрос, а зачем нужен такой участковый органам внутренних дел, но, главное, зачем такой участковый уполномоченный жителям? Не нравится работа, не хочешь быть «универсальным солдатом правопорядка» – надо увольняться и не занимать чужое место.

Что касается примера с утратой табельного оружия женщиной-участковым. Если оно вообще имело место, то, действительно, жаль, что о нем никто не знает. Вообще-то это демонстрирует профнепригодность сотрудницы и неготовность ее к выполнению поставленных задач. Может, ей тоже стоит подумать, а на своем ли месте она находится?

А вот за описание методов, которыми отдельные участковые «работают» в жилом секторе, ему, пожалуй, стоит сказать спасибо. Они станут объектом самого пристального внимания руководства и УМВД России по Екатеринбургу, и областного полицейского главка, и ведомственного вуза. Вообще по всем фактам изложенным в анонимке будет проведена проверка».

Параллели с работой полиции до реформы

Стоит добавить, что озвученные екатеринбургским участковым современные методы работы полиции интересным образом похожи на то, как силовики действовали шесть лет назад – до масштабной реформы МВД, которая должна была очистить ряды правоохранительных органов от нечистых на руку сотрудников. Тогда, напомним, «опальный» милиционер Татьяна Домрачева обнародовала циничные схемы списывания преступлений. Оказалось, что материалы по уголовным делам «пополнялись» показаниями наркоманов и бомжей, а данные «виновника» списывались с любого надгробия на кладбище. И уже в таком виде, с использованием «мертвых душ», они ставились на учет как раскрытые, «приукрашая» тем самым работу свердловского ГУВД.

Пресс-служба милицейского главка тогда заявила, что Домрачева – последовательница майора милиции из Новороссийска Алексея Дымовского, прославившегося в России своими «интернет-откровениями», которая решила выступить со своими заявлениями в СМИ на «мутной» волне, направленной против правоохранительной системы страны.

Однако вскоре свердловская прокуратура подтвердила сведения Домрачевой, выявив массу фактов фальсификаций документов по уголовным делам. Прокурорская проверка показала, что подобная практика подделки отчетности применялась в 2009 году и была продолжена в 2010-ом. Только за один год органы внутренних дел региона приняли 935 «отказных» решений по уголовным делам – якобы по причине смерти обвиняемого или подозреваемого. Из них почти 40% были поставлены на учет как раскрытые, чтобы искусственно повысить показатели работы главка.

По итогам проведенной в ГУВД служебной проверки были наказаны 33 милиционера, львиная доля которых оказалась руководителями каких-либо подразделений. Но Следственный комитет не возбудил уголовных дел, о чем главе СКР Александру Бастрыкину доложил тогда заместитель Генерального прокурора РФ Юрий Золотов, попросив повлиять на своих коллег на Урале. Несмотря на это, громких «уголовок» не последовало. Правда, на волне скандала покинул свою должность начальник свердловского ГУВД Михаил Никитин, на место которого пришел Михаил Бородин. При нем, судя по рассказу участкового, обратившегося в агентство, практика фальсификация дел продолжилась.

NDNews.ru будет следить за развитием событий.

Екатеринбург, Игнат Бакин

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия, Скандалы и происшествия,