AMP18+

Екатеринбург

/

ГИС – три веселых буквы дадут россиянам возможность «кошмарить» коммунальщиков с января 2017-го (СКРИНЫ)

В России с 1 января 2017 года начнет полноценно работать Государственная информационная система ЖКХ. Туда должны стекаться все данные, связанные с этой сферой, от информации об управляющей компании и поставщика услуг до показателей общедомовых приборов учета. ГИС должна показать все, что скрыто от простого населения, однако пока система настолько сложна и запутанна, что едва ли сможет внести ясность хоть по какому-то вопросу. Более того, она позволит собственникам жилья заниматься потребительским экстремизмом. Подробнее – в материале NDNews.ru.

Что такое ГИС ЖКХ и зачем она нужна?

По большому счету, ГИС ЖКХ – это огромный всероссийский портал, созданный на базе площадки Госуслуг, где можно получить всю информацию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. А именно: почитать законы и новости, касающиеся ЖКХ, посмотреть реестр управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, у которых есть лицензии на работу в этой сфере, увидеть отчеты надзорных ведомств. Плюс – и это самое главное – на сайте ГИС должны появиться личные кабинеты собственников, это так называемая закрытая часть, где можно посмотреть информацию о начисленных платежах по любому виду жилищно-коммунальных услуг в квартире и в многоквартирном доме, о расходах и доходах УК и ТСЖ, о проделанной работе обслуживающих организаций. Пользователь системы сможет еще и оплатить через сайт все выставленные квитанции, обратиться в свою УК или свое ТСЖ с заявкой, написать жалобу в надзорное ведомство на нерадивых коммунальщиков и даже початиться с соседями по дому, вместо того, чтобы ходить на общее собрание собственников жилья. Такую возможность тоже предусмотрели авторы системы из Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ.

«Задача создания ГИС – вместо большого количества сайтов с отдельной информацией появится один портал, где человек сможет найти всю информацию в сфере ЖКХ. Это не только статичная информация о законодательстве, там будет обязательно размещаться вся информация обо всех начислениях, о фактах своих платежей, можно будет направить жалобы в ГЖИ и УК, передать показатели приборов учета, можно будет участвовать в электронном голосовании по дому, управляя им. Там много функционала. Мы создаем форум по дому – люди смогут с соседями обмениваться информацией о том, как управлять своим домом. Участники рынка видят взаиморасчеты, а власть получит картинку всего, что происходит в сфере ЖКХ. Можно будет никого ни о чем не спрашивать – нажать кнопочку и увидеть всю информацию», – говорит замглавы Минкомсвязи РФ Михаил Евраев (комментарии замминистра здесь и далее приведены из эфира программы «Отражение. Все о ЖКХ» телеканала ОТР от 18.07.2016, – прим. NDNews.ru).

Кому выгодно, а кому – накладно?

По словам авторов системы, прямые выгодополучатели от внедрения ГИС ЖКХ – это, в первую очередь, сами жители домов. И частных, и многоквартирных, поскольку им станет комфортнее жить. Коммунальщики добавляют к этому, что с нового года у жителей появится и еще одна возможность, о которой вслух предпочитают не говорить.

Система работает с перебоями

«Есть федеральный закон № 209 о ГИС ЖКХ, там сказано, что если платежный документ в системе не размещен либо отличается от бумажной квитанции, то такой платежный документ считается непредставленным. Что это значит? По 354 ПП РФ «О правилах предоставления коммунальных услуг» потребители оплачивают коммунальные услуги на основании представленных документов, а если документ не представлен, значит, оснований платить нет», – объясняет заместитель гендиректора «Облкоммунэнерго» по реализации услуг Евгений Волков.

С одной стороны, мера правильная и призвана защитить жителей от неправомерных начислений. С другой – ГИС ЖКХ пока не учитывает всех параметров, которые применяются при выставлении квитанций. «Если бы все начинали с чистого листа, тогда никаких расхождений в бумажной квитанции и в ГИС ЖКХ не было бы, но система будет работать как калькулятор, самостоятельно проводя вычисления по внесенным объемам, площадям, числу проживающих в квартире и показаниям приборов учета. Но ГИС ЖКХ не учитывает множества факторов – например, историю лицевого счета, ведь в начислениях участвуют долги прошлых периодов, судебные решения, пени. Будет ли это все учитываться в ГИС ЖКХ, до сих пор не понятно», – рассуждает Евгений Волков.

Поэтому коммунальщики опасаются всплеска своеобразного потребительского экстремизма. «Платеж определяют около 500 параметров, часть из которых постоянные, часть подвержена изменениям. Если данные разошлись, то суммы в бумажной квитанции и в личном кабинете на ГИС ЖКХ не совпадут. И что теперь – можно не платить? Но ресурсы-то потрачены, услуги предоставлены», – сетуют в одной из управляющих компаний Екатеринбурга. Там отмечают, что сейчас платежная дисциплина в сфере ЖКХ и без того снижается, а легализация неплатежей спровоцирует увеличение задолженности населения перед управляющими компаниями и поставщиками ресурсов.

Безусловно, выгоду во введении системы усматривают и разработчики софта для расчетных центров в сфере ЖКХ. Чтобы не проделывать двойную работу и не заносить дважды одни и те же данные (например, об объемах потребленной энергии, воды или тепла), разрабатываются дополнительные программы, которые будут переносить информацию в ГИС ЖКХ автоматически. Собеседники NDNews.ru в коммунальной сфере Екатеринбурга рассказывают о том, что, в среднем, дополнительно придется оплачивать по 100-200 тысяч в год за предоставление таких услуг. Те же, кто не располагает такими средствами, вынуждены вносить все в госсистему вручную. Это и маленькие управляющие компании, и товарищества собственников жилья. «Нам навязывают очень затратный инструмент, увеличивающий стоимость управления, – жалуются представители екатеринбургской УК. – Система громоздкая и неудобная. Мы должны зарегистрировать все договоры управления – вроде сначала сказали, что это типовые договоры на дом, потом сказали – нет, все меняем, регистрируем договоры с собственниками. Потом снова передумали и решили, что в базу надо вносить один договор, но с реестром подписей всех собственников. Соответственно, если поменялся один собственник, надо менять весь реестр. Эти договоры мы должны «цеплять» к каждому дому в базе, которая в систему введена по данным от Федеральной информационной адресной системы ФНС России, но мы столкнулись с тем, что части домов в ГИС ЖКХ просто нет. И никакой реакции от разработчиков на нашу просьбу довнести их в систему мы не получили. Также мы должны добавить кадастровые номера домов – и их бывает до шести штук разных. И никто не объясняет, какой надо выбрать».

Кстати, список обязанных работать с системой, не ограничивается управляющими компаниями, ТСЖ и ресурсниками. Кроме того, с системой должны выстроить интеграцию и банки, поскольку в личном кабинете собственника должны отражаться данные о внесенной любым способом плате за коммунальные услуги. Также в ГИС ЖКХ должны быть данные от Росреестра, региональных БТИ, ГУ по вопросам миграции МВД России (бывшей ФМС), ФНС России, и так далее. При этом, как отмечают собеседники NDNews.ru, нередко во всех этих ведомствах сведения по одним и тем же домам могут различаться. «Сейчас все это напоминает, как дядя Федор писал письмо родителям, он чуть-чуть написал, потом Матроскин дополнил, а закончил Шарик», – иронизирует замдиректора «Облкоммунэнерго» Евгений Волков.

Коммунальщики рассказывают, что все работы по проверке данных и их согласованию делаются за свой счет, силами УК, которая существует на средства, собранные по строке «Содержание жилья», и объем работы и затраты на нее явно не покрываются. «Наш эксперт даже не берется оценить, на каком проценте занесения всего объема информации он сейчас находится. И есть ощущение, что с 1 января все это не сможет заработать. Изначально взятые темпы и сроки были авантюристическими, назначенными людьми, далекими от понимания, как на самом деле сегодня все функционирует», – резюмируют представители управляющих компаний.

Казалось бы, наоборот хорошо, что появилась ГИС ЖКХ – теперь-то все данные синхронизируют, упорядочат их и наведут порядок. Однако для этого сама система должна быть более продуманной, учитывать все параметры, с которыми работают коммунальщики и ресурсники, чего пока нет. Зато есть реальные санкции за сбои в системе. Причем ответственность несут не разработчики или оператор – «Почта России», а все те же УК, ТСЖ и ресурсоснабжающие организации. «По замыслу авторов, система должна работать уже сейчас. Согласно закону, все данные в нее должны были быть внесены еще к 1 июля этого года. А это просто нереальная задача. Но с 1 января за отсутствие данных в базе или за расхождения с данными в бумажных квитанциях нас начнут штрафовать. Причем жестко – должностное лицо получает штраф 30 тысяч рублей, юридическое – 200 тысяч рублей, а при повторных нарушениях – дисквалификация от года до трех», – говорит собеседник агентства из УК.

«Конечно, как правило, надзорные органы не сразу начинают штрафовать. У них есть практика – дать полгода освоиться, то есть, скорее всего, с лета начнут отслеживать нарушения и привлекать первых проштрафившихся к ответственности», – считает Евгений Волков.

В Минкомсвязи, впрочем, подчеркивают, что дали всем участникам ГИС ЖКХ достаточно времени. «Если мы будем ждать, пока страна будет готова, мы никогда не дождемся. Законы были приняты два года назад, за это время все те, кто хотел с ними разобраться, имели возможность это сделать. С Минстроем мы 15 приказов создали, на сайте есть регламент и инструкции, в которых можно прочесть все. Если есть вопросы – есть колл-центр. За май нам поступило более 45 тысяч звонков от организаций – ТСЖ, УК, ресурсоснабжающих. Конечно, они должны перестроить свою работу, потому что информация должна быть открытой – никто ничего не понимает, что происходит, мы должны дать им эту картинку, чтобы граждане видели не только доходы, но и расходы, тогда придет общественный контроль, и сфера начнет меняться в лучшую сторону», – подчеркивает замминистра Михаил Евраев.

Россияне под угрозой хакерских атак?

Добавим, что эксперты отрасли опасаются не только штрафов и потребительского экстремизма, но и проблем с безопасностью информации. Дело в том, что ГИС ЖКХ работает на базе портала Госуслуг. Как отмечает корреспондент NDNews.ru, система получает полный доступ ко всем данным конкретного жителя страны – паспорту, сведениям о месте жительства, контактной информации, ИНН, СНИЛ, водительским правам, и другим документам, которые вносятся в базу Госуслуг. Кроме того, система получает доступ к документам строгой финансовой отчетности, поэтому и люди, и организации могут стать жертвами хакеров. «Население совсем в этом не заинтересовано. Оно не хочет платить через ГИС. Они требуют, чтобы мы не отдавали данные о том, сколько у них квадратных метров. А те, кто подписывают, например, акты приема выполненных работ, вообще должны в ГИС ЖКХ сдать копию паспорта – народ встал на дыбы. От нас требуется указать суммы, которые у нас на счетах, а риск велик – у нас просто поснимают со счетов деньги. Это всеобщий стриптиз, не все же можно открыть», – говорит руководитель регионального центра «ЖКХ контроль» в Санкт-Петербурге Марина Акимова.

В Минкомсвязи успокаивают, что информация защищена по государственным стандартам, а также напоминают, что участие граждан, в отличие от организаций, в ней добровольное. Регистрироваться и подвергать себя угрозе – необязательно. «Для граждан эта система добровольная, – подчеркивает Михаил Евраев. – Он может жить обычной жизнью, и у него в жизни не поменяется ничего».

Система пока не может подключиться к личному кабинету. Ведь данные туда никто загружал.

Екатеринбург, Екатерина Норсеева

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Москва, Урал, Центр России, Общество, Россия, Скандалы и происшествия,