AMP18+

Екатеринбург

/

«Вы что, считаете, любой ветеран войны имеет право получить квартиру?» – властей не заинтересовали проблемы 91-летнего участника ВОВ (ФОТО, ВИДЕО)

Старенькая хрущевка возле ж/д вокзала в доме на Челюскинцев, 33, имеющем славу «притона», стала настоящей «клеткой» для ветерана войны, передвигающегося с большим трудом. Лифта в доме нет, а потому нет и возможности выбраться на улицу у 91-летнего Петра Санталова. Он один из немногих оставшихся в живых ветеранов Великой Отечественной, проживающий в Екатеринбурге. Но, как оказалось, шанса на внимания властей это ему не дает – ни в обычные дни, ни даже в канун 9 Мая.

Петр Иванович прошел всю войну, он один из тех, кто лично расписывался на Рейхстаге. С супругой Марией они остались одни, ребенок погиб в младенчестве, из родных – никого. Любимчик кот Васька, вот и все. В Екатеринбурге Петр очутился случайно в 1945-м: вместе с военной частью должен был ехать во Владивосток, но поезд задержался на станции Свердловск-Сортировочный на неделю, а затем воинскую часть определили в уральский военный округ. «С жильем у меня не заладилось сразу – на заводе уже чуть ли ни ключи вручили от новенькой квартиры. Но, когда писал биографию, указал про отца, которого в 37-м забрали НКВДшники, не стал скрывать. Сразу сказали: о, тут надо подумать, – и всё, с концами». Жили в бараках, оставшихся от высланных на родину немцев, на восьми квадратных метрах. Раскуроченную квартиру у вокзала дали на РЖД, где Петр работал на гражданке, уже спустя несколько лет. Все в ней делал своими руками – от проводки до оконных рам. В небольшой комнатке на 18 квадратных метрах стоят две кровати, телевизор и комод. Вещи до сих пор лежат прямо посредине комнаты – шкаф поставить попросту некуда.

Еще сложнее – проехать на инвалидной коляске, которую выделили с трудом передвигающемуся ветерану. «В коридоре развернуться на ней – большая проблема, а уж из дома выйти – абсолютно невозможно, лифта-то нет», – рассказывает Санталов. Старикам взялись помогать общественники, но решить главную проблему – дать ветерану жилье, которое ему положено по закону, они не могут.

По словам Гузель Аиткуловой, представительницы движения «Май», о Санталовых впервые они услышали весной, в связи со скандалом на праздничном приеме у губернатора Куйвашева, когда ветеранов не только не обеспечили транспортом, позволяющим добраться до резиденции, но и вовсе не пускали в зал. «А потом нам позвонил Сергей Цуцкин, журналист «Первого канала», – он побывал у ветеранов дома и рассказал о той ужасающей картине, которую увидел. Мы просто не поняли, как они вообще выживали, – рассказывает собеседница агентства. – Даже в магазин не могут сходить, понимаете?! 4 этажа, 68 ступеней – это непреодолимое препятствие для 90-летних старичков, имеющих ранения полувековой давности. Мария Петровна вообще не выходит из дома лет 5, больные ноги подводят. Петр Иванович даже дома ходит потихоньку – контузия может дать знать о себе в любой момент потерей сознания. Не было воды у них неделю – они просто сидят и терпят, как на войне».

Петр Иванович рассказал, что несколько лет назад на празднике в честь Дня пожилого человека глава администрации Железнодорожного района Валентин Лаппо в присутствии депутатов и приглашенных на праздник поздравил его с получением новой элитной квартиры. «Ну поздравил, а дальше – тишина. Я просить не привык, да и не знал, у кого спрашивать – где квартира-то, – рассказывает Петр Иванович. – В жилищный отдел пришел, им дела до меня нет. Потом сказали: ну хочешь, иди в суд, я и бросил совсем туда ходить».

Недавно общественники из «Мая» убедили ветерана сходить на прием к главе администрации Екатеринбурга Александру Якобу. Изложив обстоятельства дела, услышали ответ чиновника. «Вы что считаете, любой ветеран войны имеет право получить квартиру? Они не относятся к категории нуждающихся, – заявил глава администрации. – По жилищному кодексу 32 квадратных метра вполне достаточно для двоих человек. Пусть продают эту квартиру и покупают себе что-нибудь другое».

По последним законам «О ветеранах» и поправкам, которые были в него внесены, норма предоставления жилья ветеранам с 1 июля 2009 года по инициативе президента России увеличена до 36 кв. метров. Однако это касается ситуации, когда предоставляется новое жилье. Сложность в том, что «нуждающимися» признаются те, у кого площадь проживания меньше так называемой «учетной нормы» – для Екатеринбурга эта цифра составляет 10 кв. метров). Есть и другая фраза в законе, не оговоренная цифрами, а потому часто игнорируемая чиновниками: «Единственным критерием для получения ветеранами Великой Отечественной войны мер социальной поддержки по обеспечению жильем остается нуждаемость указанных категорий граждан в улучшении жилищных условий». Нужно отметить, что эти нюансы стали предметом споров не только в Екатеринбурге, президенту страны из разных регионов страны отправлялись открытые письма на эту тему.

Сейчас старики уже даже не хотят ни на чем настаивать, с горечью рассказывая о своих буднях. Общественники, напротив, полны решимости достучаться до властей или контролирующих органов. «Обратились в прокуратуру города, и сразу возникло некое движение – пришли из жилищного комитета, тщательно замерили коридор, квартиру, посчитали ступеньки и пролеты от квартиры ветерана до выхода из подъезда. На этом пока все, – говорит Гузель Аиткулова. – Будем обращаться и в вышестоящие организации. Хоть кто-то должен отреагировать на эту ситуацию».

Как живут старики-ветераны и что думают про них чиновники – смотрите на канале NDNews.ru.

Екатеринбург, Таисья Юсупова, Александр Саливанчук, Антон Отман

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Видео, Урал, Видеорепортаж, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Фоторепортаж,