Со времени последней встречи корреспондента «Нового Региона» с председателем правительства Свердловской области Алексеем Воробьевым прошло почти два года. За этот период в привычках премьера мало что изменилось – он все также назначает интервью на раннее утро, во время разговора дымит сигаретой «Кент» и каждые пять минут глядит на настенные часы. График у Воробьева настолько плотный, что он постоянно куда-то торопится. В прошлый раз премьер нервничал из-за того, что пока он беседовал с журналистом, у его кабинета собралась целая очередь уральских vip-ов во главе с мэром Екатеринбурга Аркадием Чернецким. Все они ждали аудиенции и с ненавистью поглядывали на запертые двери. В этот раз, не успело интервью еще начаться, как главу кабинета министров неожиданно и срочно вызвал к себе Петр Латышев. Впрочем, Воробьев, как истинный джентльмен, не смог обидеть даму и решил, что уральский полпред подождет. О чем успели побеседовать корреспондент Дарья Травкина и Алексей Воробьев за те тридцать минут, что премьер опаздывал к полпреду – в материале «Нового Региона»
«НР»: Алексей Петрович, вы явно пренебрегаете советами киношного Глеба Жеглова и не переворачиваете документы, когда к вам в кабинет входят посторонние. Я заметила, что вы только что изучали законопроект, позволяющий субъектам федерации отнимать у мэров полномочия.
Алексей Воробьев: Да ничего он ничего не отнимает. В этом законопроекте (в отличие от еще одного недавно внесенного в Госдуму документа) нет императивных форм. А есть дозволительные нормы, позволяющие органам государственной власти в тех или иных условиях (например, в каких-то чрезвычайных ситуациях) взять проблемы на себя, на свои плечи и оказывать помощь муниципалитетам.
«НР»: Вы согласны с тем, что такая «помощь» должна оказываться только крупным городам?
Алексей Воробьев: Я считаю, что если эту проблему решать, то она должна решаться одинаково для всех. У нас патерналистское государство. У нас народ как говорит? Вы власть или не власть? Если у меня холодно или еще что-то приключилось, вы давайте, действуйте и решайте. Вот такая мировоззренческая установка у людей. Плохо живет в Шалинском районе человек или он плохо живет в Екатеринбурге – лично у меня болит одинаково. И поэтому должен быть определенный механизм, который бы в определенных условиях нас (властные структуры разного уровня) соединял, объединял во имя служению народу. При этом, конечно, власть должна быть ответственна и культурна. Самодурства быть не должно. Я думаю, определенный механизм для того, чтобы самодурства не было на любом уровне власти, в дальнейшем при рассмотрении законопроекта будет учтен.
«НР»: То есть вы считаете, что критика, прозвучавшая в адрес законопроекта из уст ряда мэров, в том числе и Аркадия Чернецкого, преждевременна?
Алексей Воробьев: Я не читал, что у него за критика там была. Критика может быть конструктивна, а может быть огульна. Надо с учетом текущей обстановки и перспектив развития государства делать все, чтобы народ был доволен, понимал, что жить лучше становится. Делать все, чтоб государство крепло. Чтоб Россию уважали. И, исходя из этих принципов (народу чтоб было лучше, а отечество чтоб было могучее), я понимаю предложения, которые направлены от любого человека на улучшение в том числе и данного законопроекта. А если просто сказать, мол, это мне не надо, а ничего другого я не предлагаю. Это застой и все.
«НР»: Вы мельком сказали про какой-то еще новый законопроект, содержащий императивные нормы в отношении мэров. Что это за документ?
Алексей Воробьев: В Госдуму внесен законопроект, согласно которому отменяются всенародные выборы мэров российских городов. Документ был внесен в парламент группой депутатов из разных фракций еще в марте и предусматривает избрание мэра по представлению губернатора. В соответствии с хартией о местном самоуправлении, мэров будут избирать не на всеобщих выборах, а с помощью представительного органа местного самоуправления, то есть избирать их будут депутаты. Так было при царе. Тогда «гласные» (депутаты) избирали уездных начальников. Так было при советской власти – председателей исполкомов избирали тоже депутаты. И сейчас в Уставах 12-ти российских городов закреплено, что мэра избирают депутаты. Правда, на сегодняшний момент они избирают градоначальника самостоятельно, а в законопроекте, который внесен в Госдуму, записана иная формула, а именно – «мэр избирается депутатами по представлению губернатора»». Законопроект внесен, но когда он будет рассмотрен, я не знаю.
«НР»: Ну, судя по тенденциям, наметившимся в последние годы, сомневаться в том, что он будет рассмотрен, не приходится. Как вы относитесь к высказываниям о том, что Россия медленно превращается в полицейское государство? Вот последний пример – законопроект, подготовленный МВД, предусматривающий по сути два наказания за одно преступление, когда ряд экс-заключенных ограничиваются в гражданских правах и свободах, в частности в свободе передвижения.
Алексей Воробьев: Идея надзора за лицами, отбывшими наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений – это идея правильная. Это было в царской России, это было в советские времена, это есть в Европе, есть в Америке. И это надо делать у нас, надо восстанавливать, поскольку процент рецидива слишком велик. Помимо помощи человеку, вышедшему из заключения, должны быть и меры принудительного характера. Вот вы говорите у него права, а у людей, против которых он совершил преступление, нет прав? Да, сейчас речь идет о разработке инициативы, которая регулирует вопросы, связанные в определенной степени с ограничением прав. Но параллельно пойдут (и очевидно они уже идут) и другие меры. Сейчас разработано у нас в области, в других регионах и на уровне РФ разрабатываются нормативные правовые акты, в том числе в виде федеральных законов, направленных на профилактику преступности и правонарушений. Человеку, вышедшему из тюрьмы, необходимо помочь найти работу, жилье, нужно присмотреть за ним. Все меры должны быть рассмотрены в совокупности. А что касается высказываний про полицейское государство… Если был раньше один вид собственности, то сейчас – многообразие форм собственности и свобода предпринимательства. Свободно человек может трудиться и организовывать свое дело, при всех негативных моментах которые у нас есть и которые, к сожалению, надо преодолевать. Если говорить о политической основе – раньше в основе была одна власть в лице советов, а сейчас у нас принцип разделения властей (исполнительная, законодательная, судебная). Если говорить об идеологической основе, то раньше у нас ее определяла КПСС, как руководящая направляющая, а сейчас...
«НР»: «Единая Россия»?
Алексей Воробьев: А сейчас у нас написано в Конституции – плюрализм и многопартийность. «Единая Россия», как любая партия, естественно, борется за власть. А кто не борется? ЛДПР борется, коммунисты борются. И все остальные уважаемые партии борются, потому что это основное предназначение политической организации. Но бороться-то нужно как? Не на баррикадах, а путем участия в свободных выборах и в парламентах, отстаивая свою позицию через законодательную деятельность.
В итоге побеждает та партия, которая может доказать делом, что она имеет право управлять обществом. Вместе с народом управлять. Мы идем правильно. Почему на нас наскакивают? И оттуда наскакивают (очевидно, имеет в виду Запад – прим. «Н.Р.») и внутри у нас пятая колонна в стране есть. Я ее называю «предатели национальных интересов и народа». Просто очень многим не нравится, что есть такая огромная страна и она имеет такие огромные природные ресурсы. Поэтому нас хотят все, значит, туда-сюда… Не дай бог, пойдет развитие по этому сценарию. Компрадоры все сбегут. А что с народом останется? Сырьевой придаток, что ли? Нельзя этого допустить!
«НР»: Ряд свердловских партийных отделений уже начали озвучивать ход подготовки к штурму регионального парламента. На каком этапе сейчас находится «ЕР»?
Алексей Воробьев: Подробно говорить об этом я не имею права. Выборы будут назначены в начале июля, и только с этого момента начнется избирательная компания. Но, естественно, партия готовится. Идет организационное строительство. Идет увеличение численности членов «ЕР». В идеологическом отношении генеральный совет партии еще в большей степени обозначил задачи, стоящие перед нами в сфере укрепления государства, как единого и суверенного. Защищать надо нашу страну и наш народ. Будем заниматься сбережением нашего народа, включая повышение заработной платы до прожиточного минимума, а также пенсий и пособий. И развитием промышленности будем заниматься. Эти аспекты выходят на первое место и будут определяющими в ходе избирательной кампании.
«НР»: Собственные источники «Нового Региона» сообщают о том, что лидеры списка «единороссов» уже определены. Не могли бы вы, как председатель свердловского отделения «ЕР» подтвердить или опровергнуть эту информацию? Может быть, назовете несколько фамилий?
Алексей Воробьев: Нет. Это все будет определено в соответствии с законом в те сроки, которые будут определены календарным графиком избирательной кампании. По-другому не может быть. Могу сказать только, что список будет из 16 человек. В списке будет молодежь, будут женщины… Сейчас в областной думе и в региональном правительстве есть представители прекрасной половины. И это очень хорошо. Представительство женщин умных совестливых, красивых, работящих и ответственных оно только помогает нашему общему делу. Не могу сказать, сколько конкретно будет женщин в списке, но представительство будет достойное.
«НР»: Секретарь Центрального исполнительного комитета «ЕР» Андрей Воробьев во время своего недавнего визита в Екатеринбург дал свердловским «единороссам» указание привлечь в партийные ряды побольше ярких творческих личностей, интеллигенции. В выборном списке такие будут присутствовать?
Алексей Воробьев: Подбор кандидатов в список будет осуществляться с учетом веских требований. В первую очередь, человек должен быть верен государству и народу. Компрадоры нам не нужны! Предателей нам не надо. Должен быть человек стойкий духом. Конечно, он должен быть компетентным, должен знать дело. Если идет в законодательную власть, должен иметь определенное понимание и политических и социально-экономических и правовых проблем, которые стоят перед нашим регионом. И очень важное обстоятельство – это, конечно, нравственное начало кандидата. Насколько его моральный пример соответствует принципам справедливости, добра, совести. Нам очень важно, чтобы интеллигенция присутствовала в списке, в том числе и творческая. Интеллигенция всегда была совестью нации. Но интеллигенция нужна та, которая за собой народ поведет.
«НР»: Вы постоянно оперируете такими терминами, как «любовь к народу», «верность государству». А как относитесь к такой форме любви и верности, как воинствующий патриотизм? И чем объясняете волну ксенофобии и экстремизма, возникшую в последнее время?
Алексей Воробьев: Эта волна говорит о том, что что-то у нас в обществе неблагополучно. На мой взгляд, это недостатки социальной жизни – очень много еще бедных, очень много неустроенной молодежи. В особенности это видно в крупных городах. Во-вторых, очевидно, что в идеологическом отношении мы не создали, не сумели в полном объеме создать систему патриотического воспитания, которая основывается на любви к родине своей и ко всему народу. А молодежь она наиболее активная часть нашего населения. Она подсознательно понимает, что родину надо любить. А как – не знает. Вот и проявляется это в некоторых направлениях нетерпимости и ксенофобии. Молодой человек как бы видит недруга не в условиях, которые надо бы изменить, а в соседе, который может быть чем-то на него не похож. Это – издержки воспитания. Я считаю, тут нам надо озаботиться тем, что молодой человек должен получить образование и достойную работу. Вот в основе что должно быть. И, естественно, жилье. Государство должно здесь очень постараться. Все органы власти должны предметно заниматься этими вопросами. Молодежь надо любить и уважать!
«НР»: В мае для обсуждения хода реализации национальных проектов на Урал приедет вице-премьер российского правительства Дмитрий Медведев. Чего ожидаете от визита федерального чиновника?
Алексей Воробьев: Да, Медведев дал согласие приехать. Он уже был в Поволжье, в ряде других регионов. А на Урал в первый раз приедет. Для нас это очень ответственно и очень хорошо. Мы будем иметь возможность получить и совет и указание, как лучше нам реализовывать у себя национальные проекты. Ну, и со своей стороны мы, конечно, хотели бы получить поддержку в нескольких вещах. Если речь об образовании, то это – большой евразийский университет. Если речь о строительстве, то хотели получить поддержку по таким проектам, как комплексная застройка больших микрорайонов, Екатеринбурга, Каменск-Уральского, Нижнего Тагила. Если речь идет о жилье, то поддержка нужна в той инициативе, которую мы начали реализовывать с привлечением студенческих строительных отрядов на строительство собственного жилья по ипотечному кредитованию. Если речь идет о медицине, конечно, мы будем просить политическую поддержку, а дальше, может быть, экономическую, в создании перинатального центра, развитии клиники «Бонум». Если бы мы сумели убедить… А я думаю, мы все-таки сумеем получить федеральный заказ на кардиохирургическое лечение больных. Мы сейчас делаем три с половиной тысячи операций на сердце, а наши мощности позволяют делать пять. Необходим федеральный заказ. Если б мы его получили, нам не надо было бы какие-то дополнительные мощности строить в кардиохирургии. Еще мы видим необходимость строительства нового окружного военного госпиталя ПУрВО. Нынешний госпиталь ветхий. Надо новый сделать. Если говорить об экономике, то первейшая проблема для нас – это энергетика. Ее развитие.
«НР»: Прежде, чем чего-то просить, наверное, вы сначала отчитаетесь о проделанной работе по реализации нацпроектов. У нас с этим все в порядке?
Алексей Воробьев: Мы первый квартал сработали. Все основные показатели выполнили, которые для себя планировали. В здравоохранении, образовании, строительстве жилья и производстве сельскохозяйственной продукции. По объему, я имею в виду. Количественные показатели они оценивают – выполняем, не выполняем. Сетевые графики в этой части осуществляются. К нашим четырем национальным проектам мы еще добавили два региональных компонента – культуру и спорт. Тоже на себя это дело нагружаем.
«НР»: Была бы ваша воля, чтобы вы лично еще добавили в перечень нацпроектов?
Алексей Воробьев: Дороги. Дороги. Дороги. И метрополитен.
«НР»: А что вы думаете по поводу стабилизационного фонда России? Правильно, что он у нас не используется. И если нет, то куда бы вы рекомендовали направить средства из него?
Алексей Воробьев: В первую очередь – в реальный сектор экономики. Заводы надо ставить, создавать рабочие места. Потому что строительство новых заводов – это основа. Какие заводы? Это автомобилестроение, самолетостроение, то есть наукоемкие технологии. И плюс энергетика. Атомная и иная. Без этого будущего не может быть. И второй аспект – это конечно, транспортная инфраструктура. Россия – огромная страна. Если мы ее хотим сохранить и приумножить, то транспортные артерии должны жить. Дороги, дороги, дороги. Это кроветворная система страны.
Я считаю, что стабфонд разумно должен использоваться на такие инновационные инвестиционные проекты. Надо не бояться своему национальному капиталу давать кредиты. Почему? Если государство начнет давать кредиты своему национальному капиталу под контролем государства, все как полагается, тогда и иностранный капитал к нам пойдет. А если мы стабфонд держим в ценных бумагах не у себя, то думаю, с привлечением иностранных капиталов у нас тоже будут проблемы.
«НР»: Алексей Петрович, есть такой политик, за карьерой которого вы следите. Чья деятельность вызывает у вас интерес?
Алексей Воробьев: Мне недосуг следить за чужими карьерами. Я слежу за деятельностью нашего президента. Она мне интересна. Я очень внимательно смотрю, тем более, знаком с ним достаточно давно, еще с тех пор, когда Путин работал начальником контрольного управления, директором ФСБ. Президент – очень вдумчивый человек, человек, который умеет слышать и слушать, анализировать, делать выводы и решения принимать. Твердый, спокойный и настойчивый.
«НР»: Как относитесь к перспективе тог, что Путин соберется остаться на третий срок?
Алексей Воробьев: По своим политическим деловым, нравственным качествам, не мешало бы ему пойти…
«НР»: И последний вопрос. В воскресенье православные отмечали Пасху. Не доводилось ли вам в своей жизни становиться свидетелем каких-либо божественных чудес, которые, по словам верующих, накануне светлого праздника – обычное дело?
Алексей Воробьев: В детстве, помню, в деревне жил. Бабушка на Пасху пекла такие ржаные птички. Мы их жаворонками называли. Это 50-е годы были. В деревне жили трудно, да и голодно. Куличей тогда не было, сахара не было. Так что жаворонки для нас были очень хорошим лакомством. И вот, мы как-то бегали с этими жаворонками и крашеными яйцами. Баловались, играли, туда-сюда.... Неподалеку росло две сосны и две березы большущие. Снег немного протаял, и возле деревьев вылезли какие-то маленькие грибы. Я так удивился!.. А уже когда я стал взрослым, я сам столкнулся с тем, что что-то есть в этом. И в Пасхе и в этих днях… Просто со мной был случай, который помог очень близкому мне человеку… Все, я больше не могу говорить.
Екатеринбург, Дарья Травкина
Екатеринбург. Другие новости 24.04.06
Паводковая ситуация на Среднем Урале осложнится из-за осадков. / Первоуральск лишился ордена Красного Знамени. / Герои СССР и РФ, полные кавалеры ордена Славы будут получать от энергетиков солидные денежные премии. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2006, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».