AMP18+

Екатеринбург

/

Как нам реорганизовать Рабкрин / Рабкрин

/

Праздник непослушания – «день Навального в Кирове» (ВИДЕО) Авторская колонка корреспондента «НР» Максима Бородина

Кировский областной суд отпустил сегодня на свободу Алексея Навального и Петра Офицерова. Оба они вчера получили реальные сроки и были взяты под стражу после вынесения приговора по делу «Кировлеса». Город Киров в эти дни пережил буквально нашествие журналистов и свободолюбивых граждан. День приговора, превратившийся в праздник непослушания – в авторской колонке корреспондента «Нового Региона» Максима Бородина и в видеорепортаже на канале «НР».

...Толпа вытянулась на сотню метров и бодро шагает по улице Ленина в окружении ОМОНа. Кричалки «Свободу Навальному» и «Один за всех и все за одного» едва не сносят хлипкие кировские дома. Все переполнены чувством мощи. Стоп. У перекрестка дорогу преграждают два полковника с флегматичным выражением лиц. Дальше нельзя. Праздник непослушания закончился. Все. Лидер шествия пытается срывающимся на крик голосом переубедить полицейских. Обещая, что его лично задержание только распалит толпу. Его, и стоящего рядом видимо случайно попавшего под раздачу активиста, моментом пакуют в патрульный УАЗик. Люди покричали для порядку «позор», но вызволять своих, что наверняка бы попытались сделать футбольные фанаты – не стали. Нужно идти дальше. Правило «лес рубят – щепки летят» в Кирове приобретает какое-то свое, особо мерзкое значение. Двое в полицейских УАЗах, товарищи по шествию их бросают и уходят...

17 июля. 00 часов

Стою, курю у гостиницы. Не так давно заселились. Подходит молодой кировчанин. Стреляет. Неожиданно для самого себя спрашиваю: «Ты за Навального или против?» Ответ: «А кто это такой?» Хмыкаю в ответ, мы уже успели опросить с десяток кировчан и реакция была схожей – пофигистично-удивленной... Мы с оператором шагаем в сторону Ленинского суда разведать обстановку. Вокруг хлещет дождь. У самого входа нас встречают несколько коллег и мы выясняем, что журналисты уже успели поделиться на людей первого и второго сорта, причем дважды. Первые коротают часы в баре напротив, вторые, что победнее, прячутся от дождя у входа в суд. Здесь же лежит, любовно придавленный кирпичом, список СМИ. Дело в том, что суд, хоть и отменил все другие процессы, но для прессы предоставил всего два зала. Тот, где будет оглашаться приговор и соседний – с видеотрансляцией. Мы записываемся под гордыми номерами 88 и 89. Рядом сидящий журналист «Новой газеты» объясняет нам, что они приехали на сутки раньше и потому в приоритете, параллельно мы узнаем, что многие вписали в список своих еще не приехавших друзей-коллег. Так благодаря принципам советской очереди, помноженной на неолиберальный дискурс, мы и еще пара десятков СМИ попадаем во второй сорт.

18 июля. 7 утра

Приходим заранее, дабы нарушить заветы апологетов «Новой Газеты». За два часа до оглашения здесь уже несколько десятков журналистов. Вокруг полиция и кинологи с овчарками, охотно дающими себя погладить. Полицейские устанавливают ограждения для коридора ко входу в суд и, как и положено на Руси, кто первый встал – того и тапки. В смысле, первоначальные списки летят к чертям и запуск идет по правилам все таки суда, а не тех, кто старательно записывался в листы накануне. Через час уже появляются знакомые медийные лица. Илья Яшин, Борис Немцов. Кроме них мы видели старого товарища Навального журналиста Олега Кашина, депутатов Дмитрия Гудкова и даже ренегата Илью Пономарева. Цвет российской либеральной мысли – Собчак, Белых, Гайдар, разного рода члены КС вроде Лазаревой и Шаца приговор проигнорировали. Возможно не сочли нужным, а возможно возникло опасение что щепкой разрубленного «Кировлеса» может и зацепить. За полчаса до оглашения появляется сам Алексей Навальный с женой Юлией. Свежий,бодрый, источающий оптимизм. Все. Началось. Посыпались первые твиты с приговора.

18 июля. 10:30

Судья неожиданно объявил перерыв, но уже все знали, что «суд счел вину подсудимых Навального и Офицерова доказанной». Сам Навальный вместе с адвокатами удаляется во внутренний двор суда. Пресса выходит на улицу, где среди сонма сторонников Алексея Навального выделяется молодой человек, организовавший инсталляцию в поддержку обвинения. Выглядит это очень провинциально – щит с сеткой, на которой красуются напечатанные на принтере фотографии Навального с прифотошопленной решеткой. Сторонники Навального набрасываются на молодого человека, обвиняя в продажности. От банальности происходящего становится скучно. Где-то рядом волонтеры организовали трансляцию заседания суда сюда, на улицу. Вай-фай работает с перебоями. Но камера периодически ловит самого Навального, что-то ожесточенно строчащего в твиттер и любящее лицо его жены Юлии, она явно приготовилась к худшему.

18 июля, в районе обеда

Судья зачитывает приговор. Пять лет Навальному, четыре Офицерову. По мнению суда, «Кировлес» действительно был распилен. В зале, куда велась видеотрансляция, начинается невообразимое. Одна девушка начинает рыдать во весь голос, другие, даже самые прежде сдержанные журналисты, начинают материться во весь голос, ничуть не смущаясь приставов. Экран беспристрастно демонстрирует последние кадры – подсудимые обнимаются с женами и их уводят в конвойное помещение.

Не сговариваясь, мы все ринулись на улицу. То, что происходит, напоминает хаос. Человек двести скандируют «Россия без Путина».Попытка неизвестного «тролля» прокричать «Людмила без Путина» поддержки не нашла. Толпу сдерживают ограждения, к месту перебрасывают все новые и новые отряды ОМОН. И вот под аккомпанемент скандирующей лозунги толпы выезжают две полицейские «Газели» с подсудимыми. Ограждения снимают, и активисты подбивают сторонников идти к СИЗО.

18 июля. 15 часов

У здания Кировского СИЗО номер один мы неожиданно видим ...молодоженов. Ошарашенно смотрят на стихийное шествие. Оказывается, изолятор расположен на берегу реки Вятки в самых живописных местах, где принято фотографироваться. Возмущенные сторонники Навального скандируют «Один за всех и все за одного». Примерно в это же время выясняется, что Навального и Офицерова этапировали совсем в другой следственный изолятор. И процессия, вновь вспоминая девиз мушкетеров, движется к другому СИЗО, чтобы высказать поддержку. Праздник непослушания еще продолжается. Один за всех и все за одного... Когда на глазах у всех омоновцы будут задерживать активистов, очень резанула ухо фраза одной из митингующих.Нельзя останавливаться – надо идти дальше. Несмотря ни на что. Так древо народного недовольства лишилось двух своих щепок, не особенно это даже заметив. Если мешать полиции, и задержать могут, а у всех билеты обратно домой. До СИЗО, куда поместили Навального и Офицерова, дошла едва половина от начальной процессии. К митингующим вышел депутат Дмитрий Гудков-младший. Заявил, что только что разговаривал с Навальным. И, кроме привычных сентенций о продолжении борьбы передал просьбу Навального помочь оплатить штраф, к которому приговорили Петра Офицерова – пятьсот тысяч рублей. Похоже, в мушкетерский девиз здесь всерьез верит только мужик, язык не поворачивается назвать его просто парнем, которого осудили на пять лет.

Ссылки по теме:

ОМОН начал задерживать участников шествия к СИЗО, куда предположительно этапировали Навального (ВИДЕО) >>>

Екатеринбург, Киров, Максим Бородин, Александр Саливанчук

© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Екатеринбург, Видео, Рабкрин, Москва, Поволжье, Урал, Центр России, Авторская колонка, Видеорепортаж, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Навальный Алексей,