Выборы президента Южной Осетии, состоявшиеся 13 ноября, не определили, кто займет место Эдуарда Кокойты. Ни один из кандидатов не получил более 50% голосов, и в связи с этим будет проведен второй тур.
Промежуточным результатом можно считать относительно скромные показатели кандидата от власти – главы МЧС Южной Осетии Анатолия Бибилова. Несмотря на поддержку Москвы и возможности, которые дает административный ресурс, он получил лишь 25% голосов. Во второй тур вместе с ним прошла представительница оппозиции, экс-министр образования республики Алла Джиоева, пишет Лента.ру.
Сложившаяся ситуация немного напоминает ту, что сложилась 7 лет назад в Абхазии. Тогда Рауль Хаджимба, который считался преемником уходящего президента Владислава Ардзинбы и фаворитом российских властей, проиграл кандидату от партии «Единая Абхазия» Сергею Багапшу.
В Абхазии противостояние приняло острый характер. Между сторонниками двух кандидатов произошли столкновения. Россия, со своей стороны, после победы соперника Хаджимбы запретила ввозить из республики сельхозпродукцию и временно прекратила железнодорожное сообщение с Абхазией.
Дело, впрочем, закончилось мирно. После вмешательства российской стороны (в Абхазию разбираться с выборами ездил заместитель генпрокурора РФ Владимир Колесников) Багапш и Хаджимба договорились о сотрудничестве (Хаджимбе по соглашению достался пост вице-президента). Багапш после этого проработал президентом в течение 6,5 лет (до своей смерти в 2011 году) и особых нареканий у Москвы не вызывал.
Скромный результат Бибилова на выборах в Южной Осетии некоторые уже расценили как поражение «кандидата Кремля». Его сопернице при этом прочат поддержку протестного электората республики (а возможно, и поддержку некоторых из тех кандидатов, которые не прошли во второй тур).
Для России между тем выбор не критичен. Оба оставшихся кандидата в президенты Южной Осетии имеют российское гражданство (так же, кстати, как и сам Кокойты). Оба выступают с пророссийских позиций (впрочем, кандидатов, которые выступали бы против России, в республике нет вообще). Не исключено, что в итоге место во власти найдется обоим.
Действующий президент Южной Осетии Эдуард Кокойты в выборах не участвовал. Право дважды избираться на этот пост, гарантированное конституцией республики, он уже использовал – в 2001 и 2006 годах. Кокойты, правда, предполагал, что сможет остаться президентом и дальше. В конце 2008 года на вопрос о возможном третьем сроке он уклончиво ответил, что «пока в конституции такого нет» и что «все зависит от того, какая будет ситуация».
Москва, однако, сценарий, при котором Кокойты остался бы у власти на очередной срок (с соответствующим изменением конституции), не поддержала. Весной 2009 года глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин, говоря о Южной Осетии, заявил, что не следует менять конституцию «в угоду каким-либо политическим изменениям».
Перечить Кремлю – по крайней мере, в открытую, – Кокойты не стал. Хотя идея с третьим сроком забыта не была. Весной 2011 года ее – по сценарию, который не раз использовался на пространстве бывшего СССР – реанимировали сторонники президента.
За организацию референдума, который позволил бы Эдуарду Кокойты остаться у власти, выступил в том числе замминистра обороны Южной Осетии Ибрагим Гассеев. Были собраны подписи, которые затем были сданы в ЦИК (сам Кокойты утверждал, что на третий срок не собирается, отмечая в то же время, что и против референдума не возражает).
Но в итоге проводить референдум власти Южной Осетии все же не стали. По информации газеты «Коммерсанта», к тому времени Кокойты лишился остававшейся у него поддержки в Москве (в частности, как отмечает издание, в начале 2011 года был уволен заместитель главы ФСБ Вячеслав Ушаков, с которым, по утверждению источников газеты, у южноосетинского президента сложились «тесные отношения»). В июне, по сведениям того же «Коммерсанта», президента Южной Осетии дважды отказался принимать Сергей Нарышкин.
Поводов для недовольства нынешним президентом Южной Осетии у Москвы накопилось достаточно. Это и перебои в послевоенном восстановлении республики, и прошлогоднее противостояние между президентом Южной Осетии и главой местного правительства, прибывшим из России (противостояние дошло до того, что в ситуацию, по сведениям «Коммерсанта», пришлось вмешиваться премьер-министру РФ Владимиру Путину).
До сих пор Эдуарду Кокойты многое прощалось и позволялось (можно вспомнить хотя бы конфликт руководства республики с главным тренером сборной России по спортивной борьбе Дзамболатом Тедеевым, который поддерживает южноосетинскую оппозицию). Однако, не предъявляя досиживающему свой срок президенту публичных претензий, Москва подыскивала кандидата ему на смену, заключает Лента.ру.
Фото Associated Press.
Цхинвал – Москва, Павел Никоненко
Цхинвал – Москва. Другие новости 14.11.11
Правящий в Молдове альянс отказался выдвигать кандидатуру на пост президента. Страна сделала шаг к очередным внеочередным выборам. / Оппозиция критикует отчет мэра Одессы Костусева: «Это была показуха!». / Больше тысячи полицейских Югры будут дежурить на избирательных участках. Читать дальше
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».