Агитационная кампания на телевидении для партий, оппонирующих «ЕР», находится под угрозой ЦИК просит передать ему на экспертизу новые телевизионные ролики
В конце прошлой недели председатель Центризбиркома Владимир Чуров направил ряд писем за собственной подписью на федеральные телеканалы и в региональные избирательные комиссии, где просит их предоставить все имеющиеся в наличии ролики всех политических партий в ЦИК для дополнительной проверки на возможное нарушение законодательства о ведении предвыборной агитации. Прямого требования или указания на необходимость этой проверки нет – Чуров только «напоминает» о такой «возможности».
Дело в том, как пишет «Газета.ru», агитационная кампания на телевидении для партий, оппонирующих «Единой России» на выборах, находится под угрозой. ЦИК просит передать ему на экспертизу новые телевизионные ролики для проверки, которая может занять 10 дней. Это грозит срывом второго этапа агитации, опасаются оппозиционные партии. Актуальные ролики нужны протестному электорату, чтобы окончательно определиться, за кого голосовать, отмечает эксперт.
Копии письма глава ЦИК разослал и в партии (текст есть в распоряжении «Газеты.Ru»). Чуров предупреждает партийцев, что «во избежание нарушения избирательного законодательства» в агитационных материалах, предназначенных для трансляции или размещения как в федеральных, так и в региональных СМИ, следует «заблаговременно» предоставлять их в Центризбирком для проверки. В противном случае нарушения могут быть выявлены уже после появления агитпродукции в СМИ и приведут к обращению избиркомов в прокуратуру и суд, предупреждает Чуров.
Сроки проверки агитматериалов в тексте письма не оговариваются, но, как пояснил «Газете» один из членов ЦИК, инструкция самого Центризбиркома отводит на нее 10 дней.
Чуров не обсуждал это письмо с коллегами, рассказал один из членов ЦИК. «Эти письма не согласовывались ни с кем, никакого решения комиссии на этот счет не было, – рассказал один из членов ЦИК на условиях анонимности. – Фактически речь идет о том, что Центризбирком после получения копии может задержать любой агитационный ролик любой партии для десятидневной экспертизы, а ведь до конца кампании осталось менее двух недель».
Партии и сейчас предоставляют копии своих агитматериалов в ЦИК (для федеральной кампании) и региональные избиркомы (для местных кампаний), напоминает глава юридической службы компартии Вадим Соловьев. За две недели до выборов партии обычно меняют ролики на новые, чтобы «освежить» агитацию, – «вторая волна» должна была начаться на этой неделе. Новые требования ЦИК ставят под угрозу выход в эфир новых роликов.
«Если все ролики, которые уже направлены на телеканалы для размещения на этой неделе, будут отправлены обратно в ЦИК на экспертизу, то нам сорвут всю оставшуюся агиткампанию, – считает Соловьев. – Фактически речь идет о праве телеканала снять с показа любой ролик по собственному усмотрению».
В тексте письма Чурова не оговаривается, можно ли транслировать видеоагитацию во время ее проверки в ЦИК, однако в нескольких региональных подразделениях ВГТРК решили подстраховаться и не давать ролики в эфир до получения ответа из ЦИК. Так, сразу после просьбы ЦИК предоставить видео на проверку был снят с показа в эфире государственных ТРК в Новосибирске и Барнауле ролик «Справедливой России» о пенсионерке, которая обнаруживает, что тарифы на услуги ЖКХ растут быстрее пенсии: «Три копейки прибавили, а на 200 рублей все подорожало». ЦИК увидел в нем признаки разжигания социальной розни «в отношении лиц, принимающих решения о размерах пенсий и тарифов на коммунальные услуги», рассказали в штабе «Справедливой России». Указание снять ролик с эфира пришло из ВГТРК, представитель ГТРК «Новосибирск». Также был снят с показа «экстремистский» ролик партии «Правое дело», в котором кандидат играл на бильярде шарами с рисунками, похожими на логотипы партий.
В Астрахани на основании такого письма у «эсеров» за последние несколько дней предварительно забраковали уже два ролика, рассказал Олег Шеин, лидер астраханского списка партии. «Один видеоролик о платной рыбалке – с напоминанием, что партия власти голосовала за принятие этого закона. А другой о том, что региональные власти потратили 4 миллиарда бюджетных денег на постройку музыкального театра, что является очевидно завышенной суммой расходов. В обоих усмотрели признаки разжигания социальной розни и направили на дополнительную проверку», – говорит Шеин.
В Екатеринбургской области похожее письмо руководителю ТРК пришло от главы местного избиркома, который «в связи с участившимися случаями... предоставления партиями... для размещения на телеканалах роликов, изготовленных с нарушениями избирательного законодательства» предлагает «предоставить в избирательную комиссию Свердловской области ролики политических партий для проведения их анализа на предмет нарушения закона о выборах». Дополнительно облизбирком направляет телекомпании ролики, в которых уже обнаружены признаки таких нарушений, разжигающие социальную рознь или содержащие «информацию, способствующую созданию отрицательного отношения избирателей к избирательным объединениям, выдвинувших списки кандидатов, критику оппонентов». Текст письма обнародовал в своем Livejournal свердловский «справоросс» Дмитрий Носков.
Заключение о наличии признаков экстремизма выносит МВД или суд, а не ЦИК, отмечает еще один член ЦИК, несогласный с обнародованными письмами, однако не пожелавший быть названным.
Представители «Яблока», «Патриотов России» и ЛДПР заявили о том, что у них проблем с размещением и содержанием телероликов пока нет ни на федеральном уровне, ни в регионах.
Директор коммуникационной компании «Никколо М» Игорь Минтусов считает опасения политических партий о возможном срыве кампании в случае массовых проверок ЦИК вполне обоснованными. Ролик нельзя изготовить быстро; если все ролики будут направлены на специальную проверку, партии не смогут их оперативно заменить, говорит Минтусов.
От 10% до 30% избирателей, принявших решение прийти на избирательные участки 4 декабря, еще не выбрали, за кого именно они будут голосовать; среди них много протестных избирателей, напоминает Минтусов. Новые ролики второй агитационной волны, расставляющие актуальные для конца кампании акценты, помогли бы партиям привлечь дополнительного избирателя, говорит Минтусов, особенно важно это могло бы быть для КПРФ и «Справедливой России», отмечает политолог.
Москва, Ольга Радько
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».