Отсутствие реформ, которые могли бы вывести Россию из сырьевой ловушки и обеспечить верховенство закона, дало ведущим инвесторам и экономистам повод усомниться в принадлежности РФ к числу стран, способных повлиять на устройство глобальной экономики в ближайшие 30-40 лет.
По их мнению, 10 лет превозносимой властями стабильности обернулись застоем, превратившим Россию в аутсайдеры неформального клуба БРИК, объединяющего Бразилию, РФ, Индию и Китай, передает Reutrers.
«Инвесторы часто принимают решение инвестировать в страны БРИК или БРИК+ как в класс инструментов, который характеризуется высоким экономическим ростом. Однако они часто не решаются инвестировать в Россию, учитывая ее проблемы. Если Россия сейчас ими займется, то мы увидим колоссальный приток капитала и огромный рост. Если Россия будет стагнировать или переживать «лукашенизацию», то она будет де-факто, исключена из группы БРИК», – считает основатель немецкого инвестиционного фонда Wermuth Asset Management GmbH Йохен Вермут.
Мировая экономика идет к тому, что порядка 50% мирового ВВП будет производиться за пределами традиционных экономических центров, таких как Европа и Северная Америка.
Сейчас на долю стран, входящих в БРИК, приходится 26% территории Земли и 42% населения, а вместе Бразилия, Россия, Индия и Китай производят 25% мирового валового внутреннего продукта, подсчитали экономисты.
На долю Китая приходится 13% мирового номинального ВВП, квота Индии – 5,5%, России – 3,7%, Бразилии – 2,9%, показали расчеты Reuters.
«Очевидно, что нужно увеличить вес развивающихся экономик в процессе принятия мировых политических решений и в этом смысле группировка стран БРИК очень полезна... Насколько – это еще предстоит увидеть», – считает экономист Goldman Sachs Клеменс Графе.
Аббревиатура БРИК была впервые предложена в ноябре 2001 года аналитиком Goldman Sachs Джимом О'Нилом, и десятилетие спустя ряд экономистов стали выгонять Россию из этой неформальной группы.
«Основная идея БРИК, что это быстрорастущие страны, которые через 20- 50 лет станут «экономическими тяжеловесами». Россия, кажется, не растет такими темпами, потенциальный рост экономики значительно снизился. С этой точки зрения, будет действительно справедливым исключить Россию из этого лагеря...» – считает экономист JP Morgan Анатолий Шаль.
Графе считает, что страны, входящие в БРИК, не сопоставимы друг с другом по классу за исключением трех критериев: «Я понимаю термин страны БРИК таким образом: это страны, где потенциал внутреннего роста (внутреннего спроса) значительно выше, чем темпы ВВП мировой экономики, это страны с достаточно объемной экономикой, внутренние драйверы роста которой позволят противостоять глобальным шокам, и это большие и мощные страны, чтобы в конечном счете иметь возможность формировать, влиять на мировые политические решения», – отметил Графе.
Экономисты расходятся в оценках потенциала роста российской экономики. Графе, продолжая свою мысль, считает, что Россия подходит только под первый и второй из перечисленных им критериев.
«Что касается второго, то кризис четко показал, что у РФ меньше возможностей противостоять мировым шокам, чем у трех других стран. Это, на мой взгляд, связано не только с зависимостью России от сырьевых ресурсов, но с неразвитостью внутреннего финансового рынка, отсутствием, на тот момент, надлежащей политики макростабилизации... меньшими капитальными ограничениями по сравнению с другими развивающимися странами».
Финансовый кризис 2008 года обернулся резким падением цен на энергоносители – главный источник пополнения бюджета РФ. В 2009 году привело к спаду в российской экономике на уровне 7,8% и истощению резервного фонда.
Экономика Бразилии, ориентированная на экспорт сырья и материалов, также не была готова к обвалу мировых цен, но сумела избежать серьезного падения – ВВП страны в 2009 году снизился на 0,2%. Китай, как и Индия, лучше справились с последствиями мирового кризиса, в большей степени ориентировав свои экономики на внутренние источники роста.
В 2011 году среди стран БРИК Россия заняла третье место по темпам роста экономики: аналитики прогнозируют, что рост ВВП Бразилии замедлился до 3,0%, Китай и Индия показали темпы в 9,2% и 8,4% соответственно, Россия – 4,3%.
«Россия – это всего лишь страна с сырьевой экономикой. Несмотря на весь свой потенциал, на данный момент, российская экономика не диверсифицирована... и отношение инвесторов к России отличается от того, как они видят перспективы в других странах BRICS. Инвесторы, которые ищут доход от своих инвестиций, вкладывают их в Бразилию, пытаются – в Китай, и они практически проходят мимо России. Так что Россия – не страна БРИК, она не относится к этой категории и кто знает, какой категории она принадлежит?» – сказал Рейтер Пол Кругман, американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике в 2008 году.
Международные организации, эксперты и некоторые российские чиновники говорят о том, что экономика РФ исчерпала источники роста в виде высоких цен на нефть, предупреждают о необходимости быстрых перемен и называют «убаюкивающую» стабильность основным риском для РФ.
Йохен Вермут видит Россию в ряду стран БРИК, но называет проблемы, которые заставляют инвесторов отворачиваться от самой большой по территории страны в мире: отсутствие независимой судебной системы и коррупцию.
«Россия, безусловно, входит в БРИК... темпы роста в РФ ниже, чем в других странах, но это не очень странно, учитывая более высокие стандарты жизни... Вызывает тревогу коэффициент инвестиций: в России он равен 19,4% (доля инвестиций в ВВП), что гораздо ниже, чем в других странах БРИК, в Китае по итогам 2010 года он был равен 48%. Это результат плохого инвестиционного климата, учитывая произвол в принятии решений. Без независимой судебной системы, без надлежащего исполнения законов, без функционирования системы сдержек и противовесов в исполнительной власти и с безудержной коррупцией уровень инвестиций остается куда более низким, чем мог бы быть», – считает он.
То, что российская экономика неэффективна, поражена коррупцией и задавлена государственным бизнесом, признал и метящий в президенты Владимир Путин. В очередной предвыборной статье премьер коснулся вскользь проблемы зависимости судов от власти, а борьбу с коррупцией – перепоручил обществу и предпринимателям.
Путин также пообещал поднять Россию на 100 ступеней со 120-й строчки рейтинга привлекательных для бизнеса стран, но воздержался от рецептов.
«Россия сможет привлечь миллиарды долгосрочных инвестиций, если международное сообщество и общественное мнение будут убеждены, что нормы права в РФ соблюдаются. Это может быть достигнуто при уголовном преследовании коррупционных дел, фальсификаций на выборах и при проведении новых выборов. Мы надеемся, что Россия будет двигаться в этом направлении», – считает Йохен Вермут.
Клеменс Графе полагает, что в будущем экономический рост в РФ будет зависеть от успехов в привлечении инвестиций и в борьбе с оттоком капитала, который по итогам 2011 года достиг $84 млрд – порядка 5% ВВП.
«Ясно, что в будущем рост в стране будет больше зависеть, чем в прошлом, от инвестиций, и, следовательно, страна не сможет себе позволить продолжать экспортировать капитал в таких объемах как сейчас... Основной риск в том, что мы не правы, что Россию можно отнести к странам БРИК, как раз связан с последним прогнозом...».
Москва, Андрей Романов
Москва. Другие новости 14.02.12
Нефть и фондовые биржи вернулись к росту. Обострение вокруг Ирана и неожиданные данные из Германии перевесили страх перед долговым кризисом. / Названы самые дорогие города мира. На первом месте Цюрих, Москва – на 42-м. / В RU-зоне вводится цензура с 24 февраля. Рунет зачистят от оппозиционных СМИ (АУДИО). «Ну вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Читать дальше
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».